Лев Кассиль. Будьте готовы, ваше высочество!

Антон Шишкодремов
Воплощение советской детской прозы, Лев Кассиль, в детстве прошел мимо меня, но не по причине какого-то неприятия, напротив, я был заворожен его волшебными мирами, которые выглядели к тому же вполне реалистичными, причина была прозаична - мне просто не удавалось найти его книги. Все это при наличии побочных атрибутов творчества Кассиля - фильмов, упоминаний в детских журналах, у меня даже была настольная игра "Путешествие в Швамбранию", все это делало писателя еще более завлекательным, но максимум, что мне удалось, это найти в каком-то букинисте "Черемыш-брат героя".

Потому "Будьте готовы, ваше высочество!" мы читали впервые уже с дочерью, причем, отнесся я к Кассилю с большой опаской, не перегружая им на всякий случай бибилиотечный формуляр дочери. Ну, какой там формуляр, просто я постоянно записывал те книги, что мне удавалось вспомнить и которые предположительно годились для чтения. По части пребывания в разных лагерях - спортивных, школьных, заграничных и всякое такое, ребенок гораздо более сведущ, чем я, может поэтому повесть о наследном принце неизвестной страны показалась ему интересной.

Поместить бедного принца в советский пионерский лагерь, то есть, как бишь его там, в, судя по всему, "Артек", таким наглядным и интересным примером сразу же низвергнуть в тартарары альтернативное общество, да еще и на примере его основной части - подрастающего монарха, такая мысль могла прийти в голову только Льву Кассилю. Я уже не говорю, о бесподобной форме, в которой написана книга. Здесь есть все, что характеризует прозу автора, какая-то задушевная ясность и увлекательное мягкое затягивание в сюжет. Мало того, например, писатель пишет некую десятую главу, делая на ней пометку "Только для детей". По типу, взрослые, выйдите вон. Благо, ребенок не потребовал удалить меня с поля. Еще бы, кто тогда читать станет.

Написано так прекрасно, что даже кажется какой-то крайностью, этот непогрешимый воспитательный момент у Кассиля так хитро завернут, что удивляешься - как это ты там сидишь и что-то пишешь, хотя давно должен был нацепить красный галстук и построиться на очередную линейку. Абсолютно любая девочка после прочтения "Будьте готовы, ваше высочество!" ощутит свои необъятные силы и поймет, что вполне в состоянии захомутать заграничного принца. Какая там гламурная литература, Кассиль гораздо проще, интереснее и надежнее вдалбливает в головы детей очевидные истины.

Как сказал сам автор, "главное в детской организации - это в нужный момент дать лататы". Все ясно? Кассиль - он такой. Он особым языком с детьми пользуется.

В общем, текст идеальный - 5. Педагогика еще более умелая - тоже 5. Автор мне нравится - 5. Но общую оценку я бы поставил 1. Это ужасно, это пугает. Дружина, смирно!