История Тамани часть 35

Николай Мринский
Теперь направили пик - и уже на Челбасы с тем, чтобы козы были сыты и сено было цело». В тот день Головатый получил докладную записку от уполномоченных старшин С. Гулика, К. Кордовского, С. Письменного, подтверждающую ход землеустроительных работ по рекам Кирпили и Камышевахе. Не обходилась даже такая деталь: «17 числа, в рассуждение воскресного дня, размежевание производимо не было». В буднее же время межевание шло по речкам Тихонькой и Терноватой, выше куреня Калниболотского. В степи по проложенным вешкам нарезались глубокие борозды, для чего использовались тяжелые сабаны (плуги), влекомые медлительными волами. В те дни решалась и задача по разграничению границ Кавказского наместничества и ЧКВ на их стыке по р. Кубани. До недавних пор межевым отсчётом являлся Изрядный Источник. Теперь же, когда межевая партия дошла до Кавказской линии, то работы прекратились. Командующий линией Гудович возразил против направления новой межи. Войсковому судье А. Головатому пришлось уже, в отсутствии кошевого Чепеги, командировать полковника Кордовского в Петербург к Платону Зубову. Граф не поддержал черноморцев и назначил границу войсковой земли согласно с желанием ген. Гудовича, за 16 верст от Усть-Лабинской крепости, вниз по Кубани, а вглубь - линию от Кавказской губ. на вершину речки Куго-Ейки, до донских пределов. В каждом казачьем округе имелось своё правление с полковником, писарем, есаулом и хорунжим. Куренного атамана избирало по месту жительства всё «товарищество», ежегодно 29 июня в церковный праздник святых апостолов Петра и Павла.

Собрания «товариств» проходили бурно, порой дело доходило до конфликтных столкновений. Обычно в куренные атаманы попадали зажиточные старшины и казаки, принимавшие перед «товариством» присягу «на верность должности». Наиболее добросовестная их часть стремилась честно исполнять свой долг, своевременно реагировать на предписания войскового правительства, гасить различные споры, хоть как-то содействовать бедноте в преодолении жизненных затруднений. Однако большинство взлетевших к власти избранников быстро забывало нужду людей, проявляло к нижестоящим землякам высокомерие, притесняло их. Власть предержащие «батьки», заставляли рядовых казаков нести на кордонах службу, за себя и своих родичей, бесплатно работать в своих хозяйствах, отбывать общественную повинность: посыльных, пожарных и т. д. Социальное расслоение черноморского «товариства» продолжало нарастать. Для управления округом были созданы «Сыскные начальства». Тамань стала центром Фанагорийского округа. В 1802 г. при первой административной реорганизации войска вместо 5 округов сделали 4 - Екатеринодарский, Бейсугский, Ейский и Таманский. На печати последнего, была изображена лодка, плывущая по морю, оснащённая соответствующим воинским набором. Без средств сообщения и связи не может существовать ни одно общество. Почта ведёт свою родословную с глубокой древности. По многим трактам российской державы отправлялась «государева» почта. К сложившейся системе почтовой связи без промедления подключилось и ЧКВ.

Как отмечается в источниках тех лет, сразу же была открыта давняя, с суворовских походов, «заросшая дорога» по правому берегу р. Кубани от Усть-Лабинской крепости до Тамани. На всём протяжении в надлежащих местах казаки оборудовали мосты и гати, а через Чёрную Протоку и Казачий Ерик устроили паромную переправу. Для проезда курьеров из Таврической обл. и других мест на Кавказскую линию, была создана целая сеть почтовых станций, где «для возки писем» завели «летучие пароконные кодани». В октябре-декабре 1793 г. о строительстве трактовых путей сообщения и совершенствования почтовой связи кошевому атаману Чепеге докладывали полковник Захарий Малой, старшина Демьян Поночёвный и другие офицеры. 14 ноября 1793 г. Антон Головатый с Тамани прислал атаману сообщение, в котором указывал, что на Таманском п-ове отыскалась новая, более короткая дорога для движения почтовых карет. Если до недавних пор путь их пролегал, не отклоняясь от извилин Кубани и Протоки, то теперь выпрямлялся, проходя через Темрюк. Новый путь оценивался так, что он «противу прежнего совершенно выгоднейшим кажется». Тут же намечалось выделение от трёх кордонов по одному человеку «для возки писем новоизбранною дорогою, так чтобы от Тамани бумаги шли до Темрюка... и оттуда дальше». В 1794 г. почтовые тройки уже неслись по грунтовому Таманскому тракту от одной станции к другой, поднимая пыль столбом и с трудом преодолевая броды. 3 июля 1794 г., Антон Головатый, замещавший ушедшего с полками в Польшу атамана Чепегу, подписал документ о создании войсковой почты.

Намечалось строительство почтовых дорог, одной из которых был Азовский шлях с 10 станциями: Екатеринодарская, Конурская (через 24 версты), Кочатинская (14 вёрст), Кирпильская (24), Бейсугская (20), Прощальная (16), Челбасская (24), Албаши (20), Ясени (20), Щербиновская (24). На рубеже р. Ея черноморская часть Азовского шляха заканчивалась и дальше его обслуживали казаки войска Донского. Азовский шлях существовал до начала XX века. На 5 июля 1794 г. в пределах ЧКВ насчитывалось 20 почтовых станций. Если судить по количеству выделявшихся лошадей (и корм по наряду) для почтовых упряжек и верховой подседловки для нарочных курьеров, то станции уравнивались в своём статусе. Каждая из них получала по 12 лошадей и по 6 повозок с погонщиками из разных куреней. А вот тут разница была существенная. Скажем, Дядьковский курень на почтовую станцию, находившуюся в верховьях Понуры, выделял двух коней, а Батуринский и Кореновский сюда же должны были давать по 5 лошадей. Васюринский курень - центр Екатеринодарского округа, на почтовую станцию в сел. Роговском занаряжал полный комплект тягла - 12 голов, да ещё 6 животных на Мышастовскую почтовую станцию. Почтовая повинность накладывалась на первых порах на курени, а выделяемые казаки несли службу в качестве почтарей. Однако уже в 1843 г. почтовая служба Черномории была отдана в откупное содержание по контрактам. 14 почтовых станций и 63 почтовые тройки по тракту от Екатеринодара до Тамани, получил «в аренду» Александр Посполитаки, винный монополист и хозяин рыболовных заводов на Кубани. Но долгое время ещё сухопутная дорога оставалась не самым надёжным путём сообщения.

С открытием судоходства по Кубани, многие из тех, кому приходилось курсировать между Темрюком и столицей края, предпочитали гужевому транспорту, палубу парохода. Дорога в сторону Темрюка отличалась своей примитивностью. Она ещё не была маркирована и проходила через глубокие балки и овраги при отсутствии мостов. Зимой дорога заносилась снегом, а во время распутицы, представляла из себя трудно проходимый тракт. Глинисто-песчаный грунт раскисал во время дождей настолько, что колёса погружались по ступицы, нужно было не одну пару хороших лошадей, чтобы тащить по такой дороге седоков или какую-нибудь кладь. Таманский тракт не отличался от дорог остального Черноморья вязкостью своей грязи... В 1793 г. на Темрюкском гирле полковником, хорунжим Демьяном Поночёвным были сооружены два моста - каменный и деревянный. Для поддержания их в исправности, З. Чепега своим ордером приказывал Поночёвному привлекать разного звания людей, находящихся при рыбных заводах. Почтовые станции окольцовывали всю территорию войска. Они возникли на реках Ее, Ясени, Челбасы, Кирпили, на Копанских балках, в Копыле, Каневской, Медведовской, Тамани, Темрюке, урочище Сенном и в других местах. Были такие названия, которых теперь не найдешь ни на одной карте. Например, при Понурской большой могиле, на Бейсуге у Пришиба, на Прощальной и т. д. Незамысловато оборудовались почтовые станции. Их подворья мало чем отличались от обычных казачьих построек «на вереи». Глина, хворост, камыш - вот из чего лепились сараи для лошадей, сбруи и транспортных средств, мазанки для обслуги. Здесь кратко остановимся на 19-й почтовой станции, которую именовали «урочище Сенная балка», позднее - станция Сенная.

Она соединяла станицу Тамань со Ставропольем. Сенной - посёлок с населением 6 тыс. чел., пропитанный древним духом, на берегу Таманского залива между Чёрным и Азовским морями. За заливом проходит Керченский пролив. Расстояние от Сенного до Краснодара - 197 км, до Темрюка - 43 км, до Анапы - 80 км, а до Тамани всего 20. Очень давно здесь был греческий г. Фанагория. Посёлок назван от того так, что земли его лежали на берегах реки богатых сенокосом. Благодаря мягкому климату, трава здесь была очень сочная и высокая, это позволяло содержать скот лишь на подножном корме. Вскоре водоём высох, луга распахали и засадили виноградником. А название так и осталось пос. Сенной. Море и степь всегда были по душе казакам, их житейскому укладу. Вот и поселились здесь 5 июля 1794 г. казаки Каневского куреня. Здешние земли были полны зверьем - можно ходить на охоту, выделывать пушнину. В лиманах было такое огромное количество различных видов рыбы, что местные жители даже судака считали второсортной добычей. На основе всего этого в 1950-е гг. были созданы новые предприятия, проложена железная дорога до косы Чушка и люди могли поездом добираться до порта Кавказ. В конце сентября 1959 г. Совмин РСФСР принял постановление о развитии в крае виноградарства и организации целого ряда виноградарских совхозов. Уже 12 октября в Сенном появился совхоз «Фанагорийский», которому были переданы 2500 га сельхозугодий колхоза имени И.В. Сталина. В 1963 г. завершилось строительство винно-сокового завода, который на тот момент был самым крупным в СССР и вторым в Европе по выпуску виноградного сока.

Продолжение следует в части  36             http://www.proza.ru/2018/08/16/1297