Путь к профессии

Ли -Монада Татьяна Рубцова
     Зимний вечер. Мы лежим с бабушкой на жарко натопленной печке. Нам тепло и хорошо.
     - Бабушка, расскажи мне сказку.
     - Дочечка, да не знаю я ничего.
     - Ну, бабушка, расскажи  хоть что-нибудь, - канючила я.
     - Ладно, слушай.
     И бабушка грудным голосом заворковала:
-Вечер был; сверкали звёзды;
На дворе мороз трещал;
Шёл по улице малютка,
Посинел и весь дрожал.

"Боже! - говорил малютка, -
Я прозяб и есть хочу;
Кто ж согреет и накормит,
Боже добрый, сироту?"

Шла дорогой той старушка -
Услыхала сироту;
Приютила и согрела
И поесть дала ему;

Положила спать в постельку -
"Как тепло!" - промолвил он.
Запер глазки... улыбнулся...
И заснул... спокойный сон…
     Я слушала, раскрыв рот. Потом, видимо, уснула. Больше никогда мы с бабушкой не лежали вот так, на печи, никогда она не рассказывала ничего подобного. Позже я узнала, что бабушка еле-еле освоила письмо, ее каракульки с трудом разбирали мы, когда она рассказывала о своих деревенских новостях.
     - Бабушка, расскажи про сиротку, - просила я много лет спустя.
     - Про какую сиротку? Не помню я ничего.
     Совсем недавно я нашла в интернете это стихотворение или очень похожее. Его автор – поэт Карл Александрович Петерсон. Этого «Сиротку», бабушкин напевный голос я до сих пор ношу в своем сердце, хотя и сама уже дважды бабушка. Простой стишок заронил во мне зернышки милосердия.
     Литература была в семье моих родителей ни на первом месте, ни даже на втором. Они работали на стройке, заботились о том, как нас одеть-накормить. И все же в доме иногда появлялись книги. Я с ностальгией вспоминаю стихи Бориса Заходера и иногда называю себя «пани Дятлова», когда ленюсь готовить:
- Что ж ты, пани Дятлова,
Из дупла, из дупла,
Ничего не стряпала,
Не пекла, не пекла?..

      А сказки А.С. Пушкина можно ныне сравнить разве что с самыми популярными книгами в стиле фэнтези. Как можно было не представить себя Царевной-Лебедью или мертвой царевной, которую спасает королевич Елисей? Сказки я полюбила надолго, возможно, моя впечатлительная натура нуждалась в подобной подпитке.
     Безусловно, для развития души многое делает школа. Знакомясь с новыми авторами, разбирая первые  нехитрые сюжеты, ты ищешь золотые крупицы истины и потихоньку-полегоньку формируешь свой внутренний мир. Сказы  Бажова… Оставляли ли в детстве его произведения кого-нибудь равнодушным? А «Конек-Горбунок»  Ершова? А приключения Незнайки  Носова? А «Страшная месть» Гоголя?
     Вскоре  в моей жизни появились библиотеки, ведь классику было днем с огнем не достать. Меня захватили стихи Михаила Исаковского, повести Валентины Осеевой о девочке Динке и ее друге Леньке, еще позднее – приключенческий роман Вениамина Каверина «Два капитана».  А турецкий писатель Решад Нури Гюнтекин  с его «Птичкой певчей» окончательно утвердил меня во мнении, что учительница – самая подходящая  для девушек профессия.
     Помню, как  в школе я смеялась над фонвизинским недорослем Митрофанушкой, жалела Илью Ильича Обломова, сопереживала Родиону Раскольникову, симпатизировала Андрею Болконскому. А вот Салтыков-Щедрин «не шел», и все тут. Только по  окончании школы я взяла в руки  роман «Господа Головлевы» и прочитала от корки до корки. Признаюсь, перечитываю его до сих пор. Уже во время перестройки  открыла для себя «Мастера и Маргариту» М. Булгакова. Для души раз в год наслаждаюсь рассказом Виктории Токаревой «Сказать – не сказать». Эти книги и сейчас у меня под рукой. Вот как-то так формировалась моя скромная эстетика, эти, а не другие авторы вошли в мою жизнь окончательно и бесповоротно.
     Конечно же, был университет. Списки литературы, русской и зарубежной. Мною изучены горы произведений, наверное, еще больше их не прочитано, ибо это в принципе невозможно. Преподавание в школе. Год за годом, год за годом. По мере взросления и даже старения я открываю в привычных героях что-то новое для себя, по-другому смотрю на ту или иную ситуацию. Ни один школьный предмет не воспитывает человека так, как литература. Лишь она влияет на его мировоззрение,  нравственный выбор. Я  с удовольствием знакомлю ребят с русской классикой, с корифеями современной литературы.
      И для физиков, и для лириков, и для тех, для кого школа – пустой звук, все же что-то да «капнет» из литературы: может быть, «Парус» Лермонтова  или «Узник» Пушкина, а может быть, «Властелин колец» или история Гарри Поттера.  Литература помогает разобраться в том, «что такое хорошо и что такое плохо»: в ней представлена постоянная борьба добра и зла. Найдется, обязательно найдется для каждого «свой» писатель или поэт, полюбятся  авторский стиль, провозглашенные  идеалы.
      Когда  мы открываем имена А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, Ф.Тютчева, А. Фета, В. Маяковского, С. Есенина, М. Цветаевой, А. Ахматовой, то открывается бездна. Литература «без дна», его  там просто не может быть. Каждый автор, оставивший хоть какой-нибудь след во времени, непостижим. Что такое для изучения его творчества 2-3 урока? Пусть даже 5-6? Это как на рынке ходить между рядами овощей и фруктов и пробовать на вкус. Мимо какого-то автора читатели пройдут равнодушными, у кого-то остановятся, выберут, что получше, кого-то полюбят навсегда. Изучению творчества лишь одного писателя можно посвятить целую жизнь. И эта жизнь не может считаться напрасной.
     Представьте себе, что таким вот «рыночным» способом вы будете пробовать на вкус химию, или физику, или математику. Не пойдет. Там один закон вытекает из другого, пропустишь какой-нибудь постулат, забудешь формулу -  и прощай, наука! Литература не скажет «прощай», ибо ты погружаешься в целый мир, в отдельный мир, если пожелаешь; и этот мир, как я думаю, созвучен миру читателя. Ни один человек не может сказать: «Мне нравится у Пушкина абсолютно все.» или «Мне нравится у Горького абсолютно все.». У ученика есть выбор, а дело учителя – познакомить с автором, направить, растолковать, если непонятно, заставить задуматься.
     Я являюсь маленьким «колесиком» или «винтиком» в большом литературном механизме. Может быть, не самым плохим, но, отдаю должное другим, видела и получше. Например, с удовольствием слушаю лекции Дмитрия Быкова, мне импонируют его эрудиция, смелость суждений.
     Со временем захотелось и самой что-нибудь эдакое написать. Вдруг и мои суждения найдут отклик в чьей-то душе? Так я «дописалась» до книги. Книжка вышла. Сначала я почувствовала некий «транс», потом все пошло по накатанной: я и школа. Это очень отрезвляет. Бюст Пушкина на шкафу смотрит на меня свысока, мол, дотянись, попробуй! Конечно, я мечтала, чтобы мамочка моя дожила до выхода первой книжки. Ей шел 82-й год, а мне 57-ой.  И этот миг наступил. Я  с трепетом вручила ей свою книжку и, сказать по правде, жутко стеснялась. Вдруг ей не понравится? Она веско произнесла: «Я тобой горжусь! Я тобой очень горжусь!» Но книжку читать не стала. Зато радость со мной разделили родственники, друзья, одноклассники, знакомые, коллеги. История с мамой меня сначала огорчила: «Как же так?» А потом подумала: «А что мне будет интересно в 82 года? Может быть, вообще ничего.  А, может быть, мама видит мою зажатость и не хочет давать никаких оценок?» Не все так просто в этом лучшем из миров.
      И все же счастлива, что служу литературе. Счастлива, что некоторые мои ученики выбрали тот же путь. Счастлива, что голова моя не кочан капусты, а рот не только для того, чтобы есть, но и для того, чтобы нести людям Слово. Я никогда не бываю одинока, потому что рядом они, мои друзья-писатели и поэты. Я вторгаюсь в их жизнь, чтобы лучше разобраться в себе.  На каждый случай, простой или сложный, я нахожу нужную цитату: «служить бы рад – прислуживаться тошно», « и звезда с звездою говорит»,  «вот вы, мужчина, у вас в усах капуста…», «покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег», «вот чем певец лишь избранный владеет», «глаголом жги сердца людей», «отчего люди не летают?», «тварь ли я дрожащая или право имею?»,  «безумству храбрых поем мы песню», «надежды маленький оркестрик под управлением любви»… Все это во мне! Все это со мной!
     2015 год был объявлен в России годом литературы. Как это правильно! А еще были годы учителя, молодежи, семьи, культуры, экологии. Может быть, будут годы физики, математики, истории, физкультуры. Похоже, 2019 год объявлен годом театра. И это замечательно. Все, что связано с духовностью человека, – важно.  Не все потеряно. Люди будут читать. Люди будут ходить на спектакли. Люди будут слушать классическую музыку. Люди будут верить. Верить, что мир не оскудеет, пока наши души соприкасаются с прекрасным.

 Январь, 2019 год.