Интересное о Евхаристии...

Януш Левандовский
"Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню НЕДОСТОЙНО, виновен будет против Тела и Крови Господней"
(1-е Послание ап. Павла Коринфянам)

*   *   *


Наверное каждый человек знает или же догадывается, что такое Евхаристия.
Вот что об этом говорит Википедия:

"Евхаристия, Святое Причастие, Вечеря Господня, Хлебопреломление — в различных течениях христианства толкуется как таинство, священнодействие, обряд: заключается в освящении хлеба и вина особым образом и последующем их употреблении. Согласно апостолу Павлу, при этом христиане «приобщаются Тела и Крови Иисуса Христа".

К этому надо добавить, что каждая "церковь" толкует Евхаристию несколько по-своему, придаёт таинству(заповеди) свои отличительные черты.  Учение о Евхаристии было и остается одним из пунктов серьезных расхождений между различными христианскими конфессиями. Да и происходит обряд  по-разному.

Но сегодня я хотел бы пояснить значение слова "НЕДОСТОЙНО" в изречении ап. Павла:
"Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню НЕДОСТОЙНО, виновен будет против Тела и Крови Господней."
Что послужило причиной такого жесткого замечания апостола? И что он имел ввиду?

Для этого нам необходимо сделать экскурс в прошлое.
Вы ещё помните, как  происходила первая Вечеря Господня, которую преподал сам Христос?
В первый день опресноков Он направил двух учеников, Петра и Иоанна, в Иерусалим, чтобы те приготовили всё для пасхальной трапезы. И они это сделали.
 
А вечером Господь возлёг вместе с учениками(двенадцатью апостолами) и   "...  когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов."
И "...сие творите в Моё воспоминание".

То есть, это происходило во время вечери, когда они ели и насыщались.
Наверное, вы заметили, что сейчас Евхаристия исполняется совершенно по другому, независимо от конфессии.
А как же проходила Вечеря Господня после жертвенной смерти, воскресения и вознесения Иисуса Христа, в ранней церкви ещё при жизни апостолов? Тоже, смею сказать, не так, как сегодня.

А примерно вот так.

"И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца". (Деяния 2:46)
Этот текст говорит о том, что Вечеря Господня имела место быть во время приёма пищи. Причём,  совершали её по домам.
Несколько позже мы можем наблюдать, что в церкви, образованной ап. Павлом,  Вечеря Господня праздновалась(ибо "принимали пищу в веселии и простоте сердца")  уже в каком-то определённом месте после богослужения.

Как же это происходило? Очень просто.  Каждый из верующих приносил из дому в меру своих возможностей хлеб, вино и всякую другую пищу. И вот после богослужения они молились(освящали  принесённое с собой) и приступали к Вечере.

Но почему же Павел делает им замечание, употребляет слово "НЕДОСТОЙНО", ведь нет сомнения, что именно он научил их так проводить обряд(заповедь), позже названный Евхаристией(благодарением).
 
А дело вот в чём.
Среди верующих были разные люди, как бедные, так и богатые, причём, с очень разными характерами. И получалось, те, которые посостоятельней кучкувались отдельно, обжирались принесённым и упивались вином, а бедные вкушали свой хлеб со слезами где-то в уголке.
Вы понимаете всю несправедливость этой "вечери господней", её полную несостоятельность?

Мне сие действо чем-то напоминает  поминальный обед со спиртным, когда присутствующие, понемногу упиваясь, совсем забывают о цели своего пребывания в "доме печали", но пиршествуют и веселятся.



И Павел реагирует на это очень резко:

"... вы собираетесь, так, что это НЕ значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю". (1 Коринфянам 11:17-22)

То есть, что было не так в этой Вечере?
Они видели только внешнюю сторону Заповеди(сие творите в воспоминание Моё) и совершенно упускали её главный смысл.
Христиане из Коринфа приносили пищу и принимали Вечерю Господню вместе, и это была целая трапеза. Но... на ней не было ХРИСТИАНСКОЙ ЛЮБВИ, но зато имели место разногласия, недобрые словесные соревнования, ненависть, сплетни, осуждения и(что самое ужасное) вопиющее пренебрежение к неимущим. И красноречивым фоном этого, как ни странно, было обжорство и пьянство.

Павел был очень расстроен такими фактами. И он пишет в Коринф:

"Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей".

Таким образом, Павел советует христианам во время Святого Причастия не пиршествовать и упиваться вином(недостойное христианина времяпрепровождение), а рассуждать о Теле Господнем и судить самих себя. Что значит  "судить самого себя" - наверное, обходить круг своей жизни, извлекать на поверхность недобрые мысли и поступки и давать им правильную оценку, другими словами, исследовать себя с точки зрения Слова Божьего.
Если ты не сделаешь этого, то Вечеря Господня для тебя не будет иметь никакого значения.
И Павел говорит в заключение:

"Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите. А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду."

В общем, друзья мои, дело, как всегда в Любви. На этот раз, в Христианской Любви, не к себе, как многие любят умничать, а к ближнему своему.