Клод Моне. Завтрак на траве

Алина Алексеева-Маркезин
       Клод Моне.Завтрак на траве. 1866 год.Холст, масло. 130 ; 181 см(Меньшая версия.Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва, Россия

        Моне написал «Завтрак на траве» для заявки на Парижский салон 1866 года, а также в качестве вызова Эдуарду Мане с его одноимённой картиной довольно фривольного содержания. Работал художник в 1865—1866 годах на природе в лесу Фонтенбло под Шайи, а затем в своей студии в Париже.

    Первоначально исполнив меньший вариант композиции размерами 130 ; 181 сантиметр, Моне начал его переносить на холст высотой и длиной 4 на 6 метров соответственно. Столкнувшись с проблемами написания картины таких огромных размеров, он несколько раз переписывал её, в том числе под влиянием комментариев Гюстава Курбе, в результате чего окончательно испортил полотно и вовсе прекратил всякую работу над ним.
   
     На полотне в полный рост изображены 12 фигур полностью одетых людей, которые наслаждаются солнечным днём на освещённой солнцем лесной опушке в довольно театральной мизансцене, фоном которой выступает природный пейзаж. Лица большинства мужчин отвёрнуты от зрителя, а две дамы и вовсе изображены со спины, что даёт возможность рассмотреть складки их разноцветных, зелёных и жёлтых платьев.

 В отличие от картин классического стиля на полотне Моне люди полностью заняты своей беседой и никак не вступают в контакт со зрителем, лёжа на земле или прислонившись к деревьям. На одном из них видно вырезанное сердце, символизирующее любовь Камиллы и Моне, которую ему приходилось скрывать от осуждения родственников, доказательством чего может служить сидящий за деревом мужчина, в котором художник, вероятно, вывел своего собственного отца, шпионящего за возлюбленными

     Художник сделал главными героями полотна своих друзей, собравшихся на пикник, при этом его интересовало не написание бытовых деталей, а запечатление свободным мазком игры рефлексов солнечного света на листве, платьях дам, постеленной на траве скатерти   

   Общего у этих картин очень мало – разве что лесной пейзаж и название. Моне не стал рисовать обнажённую натуру и эпатировать публику. Отличается работа стилистикой и композицией, а также техникой написания.

   Прежде чем приступить к созданию картины Моне проделал большую подготовительную работу. Для фона живописец выбрал лес Фонтенбло, а героев картин Моне писал с жены Камиллы и друга Фредерика Базиля, ещё одного основателя импрессионизма.

   Главной ценностью картины является не создание гармоничной композиции или же оригинальный сюжет – солнечный свет, проникающий сквозь зелёное кружево листвы, в первую очередь, восхищает и завораживает.

АЛЕКСАНДР БЕНУА О КАРТИНЕ.(1900г)

   "Изображён ясный, светлый, несколько прохладный, летний или весенний день. Синее-синее небо мелькает сквозь ярко-зелёную листву. Местами пробиваются светлые лучи солнца. Под деревьями расположилось многочисленное общество: мужчины в типичных для того времени бархатных пиджаках и серых брюках, дамы в широчайших кринолинах.

    Одни стоят и болтают, другие прогуливаются, третьи присели к еде или растянулись в траве. Посреди этих групп – белоснежная, ослепительная скатерть, накрытая прямо на землю, и на ней блестит и сверкает хрусталь, заманчиво желтеют яства и тёмными, вкусными пятнами торчат бутылки. Пахнет травой и деревьями, свежо, светло и весело".

   Моне задумал картину очень большого формата, и как не спешил закончить её к Салону 1866 года, задача оказалась ему непосильной. В итоге картину Моне оставляет в Аржантес, расплачиваясь ею за жильё. Новый хозяин-кредитор небрежно хранит работу в подвале, в результате чего часть работы была безвозвратно потеряна.
 
      В 1884 году Моне выкупил картину и разрезал её на три части. Один фрагмент был утрачен, успев подгнить во время хранения в подвале арендодателя, тогда как остальные два через частные руки попали в Музей Орсе в Париже, где и находятся в настоящее время.

    Меньшая версия в 1904 году была куплена русским коллекционером Сергеем Щукиным и после национализации его галереи в советское время  передана в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, где ныне и хранится.