Главка нового романа 03 - Продолжение предисловия

Дробот Андрей
Возможно, кто-то сочтет ошибкой два предисловия к одному и тому же роману, но именно так у меня получилось, а поскольку мой работодатель находится на небесах, то все претензии, прошу, направлять ему. Итак:

Продолжение предисловия
      «Лучше не привыкать, чем лишаться»
      Вступление к основной части повествования было бы неполным, если вкратце не рассказать, как прошли мои первые полтора месяца пребывания в Омске, после того, как я, скрытно выехав из маленького нефтяного города Муравленко, нарушил подписку о невыезде.
      Конечно, первым местом, куда я направился после встречи с родными, после короткого отдыха от рискованного путешествия, стал адвокатский кабинет возле Первомайского рынка, где на пересечении улиц в стандартном сером доме, напоминающим огромный кирпич, работал мой адвокат Олег Зайков действительно похожий чем-то на зайца только без больших ушей.
      Узнав, что я сбежал, он был раздосадован, но мой план его заинтересовал. План же состоял в том, чтобы ждать приговора суда, находясь в розыске, чтобы, если приговор будет связан с реальным лишением свободы, вовсе не выходить из розыска, менять фамилию, менять паспорт. Защищать мои интересы в суде я предложил Зайкову самостоятельно без моего участия, а для этого выехать в маленький нефтяной город Муравленко, по сути, немедленно, чтобы успеть на судебное заседание.
      - Ваша защита будет стоить 50 тысяч плюс командировочные, - ответил Зайков.
      До сих пор Зайков с моими проблемами, а их было немало, справлялся вполне удовлетворительно, но дистанционно. Деньги он брал за решение каждой проблемы отдельно. Были выигрыши, были проигрыши, и был случай, который меня заставил уважать его.
***
      Как-то вечером ко мне домой заявился милицейский исполнитель и в порою присущей им наглой безапелляционной форме потребовал от меня тут же проехать с ним, чтобы сдать дополнительные отпечатки пальцев, потому что один из отпечатков, которые с меня уже брали, не получился.
      - По этой причине, – объяснял он, - у милиции не получается без помарок сшить вам уголовное дело.
      И эта причина по логике этого исполнителя требовала моего уважительного отношения! Тут стоило бы сильно рассмеяться, если бы ситуация была менее напряженной.
      Я предложил ему побеседовать с моим адвокатом, набрал телефонный номер Зайкова и тот что-то так хорошо объяснил этому исполнителю, который поначалу пытался спорить, что исполнитель выскользнул за входную дверь моей квартиры бесплотной тенью и вопрос повторной сдачи отпечатков пальцев более не возникал.
***
      - Хорошо, - согласился я и тут же сбегал в рядом расположенные кассы и купил адвокату билет на поезд, затем мы составили договор, я передал деньги и выслушал советы.
      - Скорее всего, вас в ближайшее время объявят в розыск, поэтому вам надо подстраховаться и любым способом взять, как минимум больничный, чтобы у вас возникла хоть какая-то уважительная причина на нарушение подписки о невыезде. Но скорее всего, это не поможет. Поэтому вы должны крайне осторожно себя вести в течение месяца-двух. Обычно в это время милиция активно работает по розыску. Сейчас, конечно, милиция не та, что была раньше: они привыкли сидеть в кабинетах, нет тех оперов, что безвылазно караулят у подъезда, но от случайностей никто не застрахован.
      Вас будут искать по электронным следам. Не «светите» нигде паспорт, смените сотовый телефон и регулярно меняйте его на новый. Симку оформите на чужое имя. Измените внешность. Будьте осмотрительнее, внимательнее.
      Через один-два месяца, согласно обычной практике, ваше дело ляжет на полку, и возобновлять его будут редко и случайно, а может, о вас вообще забудут.
      Меня беспокоит политическая подоплека вашего дела, вам инкриминируют идиотское обвинение, которое тянет максимум на административное взыскание, не более, а из него сделали уголовное преступление. Вообще, между обычным проступком и уголовным преступлением грань часто скользкая. Но в вашем случае состряпали дело. Вы, несомненно, разозлили городские власти сверх меры. Поэтому, скорее всего, ваши недоброжелатели будут гнобить вас до конца и за ерунду, которую вам вписали, посадить могут реально.
      Запомните, если вас поймают в федеральном розыске, то тут уже не будет вопросов. Вы получите реальный срок. Такова практика. Если человека заключают в следственный изолятор, а именно в нем вы проведете время до вынесения приговора, если, конечно, вас поймают, то человеку обычно дают реальный срок в любом случае, чтобы оправдать свои действия по лишению его свободы. Иначе им придется выплачивать компенсации, кого-то из своих наказывать. На это никто не пойдет...
***
      Зайков уехал, а я точно выполнил его рекомендации. Стал отращивать усы. Перестал носить очки. Сходил в омскую поликлинику, сорвал за триста рублей причинявший мне время от времени проблемы криворосший ноготь с большого переломанного пальца левой ноги у какого-то хирурга юго-восточной внешности и получил хирургический больничный, потому что не мог нормально ходить. Из-за повязки на ноге, мне пришлось даже купить растяжимые войлочные ботинки «прощай молодость», потому что собственные кожаные не налезали на ногу.
      Обстановка вокруг меня была спокойной настолько, что я даже расслабился. Гроза едва не прогремела надо мною, когда я пришел закрывать больничный. Меня сразу насторожил вид милицейской машины, мелькнувшей рядом с поликлиникой. Однако, мало ли милицейских машин ездит...
      Случайно меня выручила медсестра в регистратуре, которая сказала мне, что перед закрытием больничного мне надо обязательно зайти к хирургу...(?) Я поднялся на этаж и опять же случайно увидел совсем не травмированных мужчин в коридоре, которые как ночные фонари в ночи выделялись среди больных возле кабинета хирурга.
      К кабинету хирурга я не подошел, как не подошла бы овца к волкам, сделал вид, что ищу кабинет другого врача и будто бы не найдя его, нарочито неторопливо спустился на первый этаж, оделся и вышел из поликлиники.
      Больничный я забрал в один из следующих дней. Сотрудница больницы, оформлявшая его, сообщила, что мною интересовалась милиция, а ее просили сообщить куда надо, если я подойду, и до прибытия милиции не отдавать мне документ о моей болезни. Конечно, менты действовали незаконно, поскольку врачи им не подчинены. Но они привыкли действовать с позиции силы. Я мигом нашел ответ. Сказал, что уже был в милиции, вопрос улажен, и мне можно спокойно отдавать больничный. Сказал я это по-актерски с той долей достоверности, какая требовалась в данной ситуации, и получил необходимый документ.
      Был я и у хирурга, который сняв бинт, рассказал мне, что по мою душу действительно приходили менты, рассказали, что я опасный преступник, что меня требуется поймать.
Однако наш народ испокон веков не любит милицию, считает власть своим врагом, в этой нелюбви, безусловно, виновны сами чиновники и менты, но сейчас я был им благодарен. Что я бы делал без людей, которых власть сама же сделала моими добровольными помощниками, которые считают ментов своими врагами, какими они бывает и являются?
      Наши люди ненавидят эти форменные существа в погонах и при креслах, которые в любой момент своенравно могут лишить благосостояния любого человека, как то было не раз в истории России, которые могут отобрать у любого имущество и саму жизнь, без какой-либо равноценной компенсации. Люди хоть и подвластны и не могут отомстить власти, они творят свою месть через пренебрежение интересами власти, через помощь преступникам, через молчание и отказ во взаимодействии.
      Этим народом власть всегда помыкала и делала с ним, что хотела: хотела - гнала на убой, хотела - гнала на смертельные стройки или в концлагеря. Что бы власть ни делала, никакой ответственности она ни несла. Там, где обычного человека посадили бы за убийство, там власть даже не извинялась. Взять хотя бы хадынскую трагедию во время коронации на престол Романова, того самого Романова, который канонизирован православной церковью. На его совести сотни загубленных жизней, а возможно и начало первой мировой войны. О сталинских репрессиях, о чрезмерных людских потерях второй мировой войны, о вымирании населения в период революционного разрушения СССР, когда государство поэкспериментировало над населением от всей своей сатанинской души, можно даже не говорить.
      Вот так я первый раз избежал поимки только благодаря нелюбви населения к власти, осторожности и везению. С этого момента я решил прекратить любые действия с предъявлением паспорта, действия-то я совершал, а вот паспорт перестал даже носить с собой: он стал для меня чем-то вроде яда, который надо держать где-нибудь в самом скрытном углу, чтобы никто не нашел.
***
      Симку к телефону я купил в центре Омска в торговом киоске сотовой связи напротив городского почтамта, чтобы подальше от дома.
      - Ваш паспорт, - попросила сотрудница.
      Я ощупал карманы, делая вид, что ищу:
      - Девушка, извините, забыл паспорт дома, идти за ним далеко, паспортные данные помню, можно без паспорта? - максимально вежливо попросил я.
      Надо вызывать доверие к себе всеми средствами. Беглый преступник, не вызывающий доверия, как любой скрывающийся человек, я думаю, обречен.
      - Хорошо, - ответила сотрудница. - Ваша фамилия, имя, отчество.
      - Быковский Василий Алексеевич, - ответил я, назвал фамилию, имя и отчество главы маленького нефтяного города Муравленко, который и организовал травлю, вынудившую меня отказаться от своей прежней жизни. Это была отличная шутка, что-то вроде пинка под жирную властную задницу.
      В качестве данных паспорта я назвал первые пришедшие на ум цифры, которые, впрочем, точно перечислил еще раз, когда меня попросили. В качестве адреса проживания я почему-то выбрал дом, соседний с маминым домом, где я и остановился...
***
      Зайков вернулся из маленького нефтяного города Муравленко в крайне дурном настроении.
      - Такого хамства, как в вашем суде, я нигде не встречал, - выговаривал он мне, хотя я тут был совершенно ни при чем. - Разговаривают свысока и нехотя, документы не предоставляют. Я более туда не поеду. Судебное заседание, на которое вы меня направили, они перенесли, и они могут переносить его бесконечно. Мое постоянное присутствие в городе Муравленко, в ожидании нового судебного заседания, которое суд опять может перенести, будет накладно и вам, и меня отрывает от других дел, потому что вы у меня не один.
      Если хотите узнать мой совет, я бы рекомендовал вам уехать в Грузию. После военного конфликта с Россией, Грузия вас не выдаст, там вы сможете найти работу и начать новую жизнь. Сейчас вам надо обязательно покинуть квартиру вашей мамы, потому что именно там вас будут искать в первую очередь. Ко мне постарайтесь не заходить. Только в самом крайнем случае…
      Так я переехал жить к своему студенческому другу Юрке, женой которого была моя одноклассница Лилия. У нас всегда были отличные отношения. Мои друзья прекрасно меня приняли, а по вечерам за столом и вином, в выборе которого Юрка был мастер, мы вели оживленные разговоры на самые разные темы. Это время было до того спокойным и счастливым, что и вспомнить-то нечего, кроме того, что я направил множество писем во множество инстанций, в том числе и в страсбургский суд по правам человека, а каждый выходной мы ездили в баню.
      К маме же, пока я жил у Юрки, заходил сотрудник вневедомственной охраны, якобы для проверки системы сигнализации. Такого никогда не случалось. Но мама женщина не глупая, видя, заинтересованные взгляды этого сотрудника, которые тот бросал из коридора на комнаты, она провела его на кухню, якобы выпить чай, но так, чтобы тот мог понять, что в квартире никого нет.
      Приходил в мамин подъезд и участковый, ходил по квартирам с первого по четвертый этаж, расспрашивая моих омских соседей и распространяя обо мне информацию, как о преступнике, обвиняемом в тяжких преступлениях, не уточняя каких… Не в силах меня поймать, они портили мою репутацию. Искали меня даже в частном доме, в котором я жил почти двадцать лет назад и был временно прописан. То есть искали меня не только у родных...
      Жил я у Юрки не менее двух недель. Это было время и прекрасных маленьких радостей, которые мне дарила наша маленькая компания, и больших разочарований, связанных с уголовным делом. Первое, что огорчило, это то, что не сработала моя идея, передавать ходатайства в суд маленького нефтяного города через мою жену Лиду. Суд вернул ей все ходатайства, что принял, и отказался учитывать ее официальную, заверенную у нотариуса, доверенность.
      Второе, что принесло разочарование, это то, что поправки Президента России в уголовный кодекс, где планировалось предъявленное мне преступление перевести из тяжких в преступления средней тяжести, в третьем чтении вдруг не были поддержаны депутатами государственной Думы и не прошли.
      Третье, состояло в том, что суд маленького нефтяного города, по словам моего адвоката Зайкова, официально объявил меня в федеральный розыск, но наотрез отказался выслать адвокату соответствующее постановление, что сделало невозможным защиту.
      Четвертое – это просто усугубительное обстоятельство: городские средства массовой информации одновременно с объявлением меня в федеральный розыск вдруг затеяли праздничные программы о городском суде, посвященные какому-то юбилею, и сделали из одиозных фигур предпраздничных Дедов Морозов и Снегурочек…
      Однако, перед Новым годом я решил вернуться к маме, потому что симптомы слежки исчезли, как и обещал мой адвокат Зайков. Сам праздник я отмечал у своего брата Максима, где собралась небольшая, но дружная компания. Я даже забыл о розыске и уголовных делах. Добрались мы туда с мамой пешком по темным омским улицам, срезая, как коренные омичи, все возможные тротуарные углы. Там, как обычно на праздники, плотно покушали и выпили. На столе стояли многочисленные салаты, шампанское, виски и прочее. Время прошло изумительно весело, назад направились на такси. Удивительное состояло в том, что возле того дома, который я назвал в качестве своего адреса операторам связи, на патрулировании стоял милицейский ГАЗик. Мы проехали мимо, вышли из такси, быстро зашли в подъезд и поднялись в мамину квартиру. 
      Я не хотел оканчивать новогоднюю ночь сном после возвращения и включил через интернет какой-то фильм. Это большое благо, что пираты Интернет пространства дают возможность бесплатно посмотреть любой новый фильм иногда в очень хорошем качестве. Кинопросмотры для меня гонимого и отягощенного гнетом неприятных обстоятельств явились подлинным лекарством от депрессии. И вот где-то на паузе просмотра, когда я подливал в фужер шампанское, во дворе, освещенном светом окон и единственного фонаря возле газовой колонки, снабжавшей газом все окружающие дома, увидел милицейскую автобудку, в каких обычно перевозят людей. В новогоднюю ночь!
      Тут же на моих глазах в будке открылись двери, и из нее вышли несколько вооруженных автоматами ментов: своеобразные Деды Морозы в форменных тулупах с боевыми свинцовыми подарками для дистанционного вручения. Они заспешили куда-то мимо торца маминого дома. В совокупности с ГАЗиком на Малунцева это походило на окружение. Будь я трезвым, я бы, пожалуй, разволновался, а тут я отнесся к этим ментам, как к снаряду, пролетевшему мимо. Это, конечно, не по мою душу. Видимо, что-то случилось. Однако, бывает, что сети ставят на одну рыбу, а попадается - другая. Случайная проверка документов - и конец моим пряткам. Эти новогодние менты, стали еще одним напоминанием о бдительности.
      А на следующий день, первого января, мы с мамой опять ездили к моему брату Максиму, чтобы в семейном кругу продолжить праздник. Причем, прямо морозным днем прошли к остановке, сели на маршрутное такси..., и также вернулись обратно. Я, конечно, нервничал, но снаряд в одну воронку не падает. И он действительно не упал. Менты тоже люди, не чураются праздников, и это надо использовать.

Фотография сделана в Омске на той самой улице, на которой я скрывался, будучи в федеральном розыске.