Словения. Три. Постойна яма

Юрий Игнатюгин
И вот мы опять в столице. Саня идет искать разведанные мной объекты, а я по его следам – на гору в замок. Пока не стемнело и можно фотографировать нужно спешить. Отдохнули в автобусе.

   Замок меня поразил! Ему под тыщу лет, и вот уже сто лет как его выкупил из частных рук муниципалитет – Управа Енота. И за сто лет из него создали центр туризма. Тут ресторан винный и простой тоже есть, миниатюрная тюрьма – казнилица, несколько смотровых площадок с потрясающими видами на город и дальние горы. Всё сделано для человека и инвалида. Пандусы, лифты, фуникулёр. Гладкие, но не скользкие полы и, как во многих местах Словении, гладкие стены. Стены у русских всегда шершавые – затерта штукатурка,  у немцев супершершавые – с набрызгом или царапинами. А тут не жалеют цемента на верхний слой штукатурки и поэтому приятно вести ладонь по стене в тёмных переходах. И в светлых домах тоже. Национальный колорит.

    Встречаемся с Саней внизу, берем закусить и по вину, прячемся за киоском от толпы и музыки. За соседним столом семья. Нам не мешают. А когда мы уже поделились увиденным, они тактично намекнули, что тоже русские, но с молдавским уклоном. Живут тут давно. Хорошие люди. Мы выразили надежду что им не помешали громким разговором. Улыбались.

   В номерах уже сил не было, но жажда была. Тяпнул из прикраватной фляги винища и закусил чем Бог послал – апельсином и луком с сушкой.

   Утром Сане на экскурсию в Марибор, тк самолет вечером. А мне в пещеру!
   Жажда заставила идти за кипятком и там я «споткнулся» об Айгуль. Пила татарка чай из кружки с надписью Яндекс. По-русски написано. Что послужило причиной заговорить, а потом был приглашен на второй этаж в кухню – доедать утиный суп без утки. Утку Айгуль съела уже  вчера. Но за это рассказала, что приехала сюда по приглашению русской владелицы гостиницы. И даже  отработала пять дней. На шестой с утра дала хозяйке несколько советов и через четверть часа была уволена!!! Теперь без денег и работы. Активно знакомится – уже попробовала с арабом и с китайцем. Нравятся, но пока не женятся. Чего раздумывают? Я ей посочувствовал. Мне тоже в Казань не хочется.


                Постойная яма


   Утром сгорбатился под облегчённым рюкзаком -  беру его с собой и возвращаться в хостел не буду. Прощаюсь с Джесси и Айгуль, последние переговоры по вацапу с родителями и я на вокзал. Час езды до поселка городского типа возле Ямы и полчаса пёхом. В двенадцать заход и оставшиеся полчаса я провожу за кофе с вацапом. Освобождаю место под свежие фотографии. Чую – будут! Остаётся четверть часа и поток туристов в сторону пещеры густеет. Вдруг не успею! Иду и я. Там, у входа, огроменная толпа! Человек в четыреста! Три турникета. Несколько смотрящих. Всё прошло цивильно – толпу разделили на немо, англо и китаеговорящих и в три потока все втянулись как фарш в эти три дырочки турникетов. Там нас ждали три фотографа. Они, не спрашивая разрешения, щелкали всех. (Потом, на выходе можно было купить себя, ошеломлённого в толпе, за десятку).
   Чинно все расселись по поездам. Китайцев отдельно. Они, Саня сказал, могут сморкнутся прямо тебе на ботинки. Словенцы видимо это знают и оттеснили азиятов в отдельный состав. Может быть еще что-то про них знают. Я знать не желаю и поэтому сел с немцами. Хотя мне экскурсовод не нужен – что такое сталактит и сталагмит мне давно известно, но я взял на прокат радиогида. Всего три рубля, а пригодилось! Сам билет стоит двадцать пять. Дорого, но, как оказалось, в меру.

   Дааа! Задача невероятной сложности описывать такие красоты, что высвечивают разнообразные прожектора по сторонам от идущего не спеша поезда. Это прозрачные озера и ручейки, пагоды и дворцы готические, люстры и барельефы, тонкие волоски натечек и огромные глыбы вокруг нас, меж которыми вьётся широкий тротуар. Иногда он узкий, но всегда гладкий и не скользкий. В тротуаре даже сделаны водосборники!  И всюду перила. Многим хочется потрогать камни, но никто не трогает. Это Музей! И все сознают, что нужно его беречь и не отламывать «сосульки» на память. Часто вижу протянутые в сторону интересного руки и никогда не вижу прикосновений. Даже китайских!
 По дорожке мы продолжаем путешествовать после высадки из поезда. Проехали два километра и теперь углубляемся пеше еще на полтора. А всего ходов в пещере – яме 32 километра. Гид жужжит мне в ухо, что это самая красивая пещера Мира! Что она самая большая в Европе, что тут самый высокий и длинный грот – 330 метров и в нём гора высотой в 40….
   
   Проходим «русский мост». Его строили пленные в Первую Мировую. Он соединяет две скалы и висит над пропастью. Над ним огромная скала вся в натечках и красиво подсвечена.

  Я видел пещеры! Прощупал руками и боками! Штук более двадцати и не по разу. Всегда это величественно и волнует! Но тут еще поработали руки человеческие. Они соединили пять пещер! Причём так, что следов свёрл или зубил совершенно незаметно.  И получилось то, что мы теперь видим. Всё электрифицировано, люминировано, ухожено. Всё для того чтобы 800 000 человек, включая китайцев,  ежегодно могли насладиться этими скульптурами и архитектурами изваянными природой. Водой из камня.

   Переходим из зала «Спагетти», увешанного соломинками лапши, в зал белый. Тут стоит телевизор и нам рассказывают о Протее -  «человеческой рыбке». Это такая ящерица дышащая кожей и совсем бесцветная. Она живет в озерке и на неё направлена видеокамера. Неподвижна. Летучих мышей совсем нет. Их заменили китайцы. Кстати словенские китайцы, гости из Китая, совсем не так отвратительны как владивостокские гости. Можно даже беременным смотреть на них не боясь родить подобного. Но одна мамашка в нашей компании всё равно дергала девочку за руку когда та пыталась рассмотреть этих «гостей» Европы. И при этом шипела – смотри в сторону!

   Не всё тут у них, в яме, гладко, замечу. Есть два сталактита стоящие рядом. Один серый, а другой невероятной белизны. Называется «Бриллиант». Так вот у меня сомнения, что такие разные могли вырасти рядом. Просто, я думаю, спилили и или даже слепили и приделали рядышком. Но красиво и все снимают два контрастных камня. Все!  Особенно хина. Ну как же – черное и белое, Азия и Европа, дружба народов, навеки вместе, пхай-пхай!

   Переходим дальше в Красный зал. Здесь проводятся мероприятия и пол абсолютно ровный и горизонтальный. Спектакля нам не показали, да и не нужно. Мы садимся опять по своим девятиместным вагончикам, и, когда последнее место занято, едем к выходу уже другим путём. Переезжаем подземную реку Пивку, образовавшую все эти красоты и пять пещер и, сдав радиогидов, прощаемся с Грандиозной Пещерой Ямой.