Бани

Владимир Токунов
      Баня, а особенно парная, в России понятия почти что национальное. И объясняется, наверное, это некоторыми особенностями жизни в России. Какими же?
      Ну, во – первых, климатическими условиями. При низких температурах зимой трудно представить русского человека без бани. Это и обогрев после нахождения длительного на морозе, это и лечение, да и просто адреналин в крови, когда после жаркой парной прыгали в снег или в ледяную прорубь. А хлестание  березовым веником всех частей тела в жаркой парной! После этого человек выходит из бани, как только, что народившийся, он скинул несколько лет и даже чувствует к себе уважение, что выдержал жар парной, от которого «уши вянут».
     Во-вторых. Большая часть населения России живет в  сельской  местности, где только недавно, и то не везде, появился газ, душ или ванна. А ранее, сельский житель мог помыться только в банях, которые строили почти при всех домах. И это тоже был ритуал. Бани, как правило, топились по- черному. Первыми в самый жар мыться шли мужики, потом женщины и дети. После бани одевали  чистое белье и охлаждались ядреным квасом. А на столе стоял кипящий самовар – восполняли потерянную влагу в парилке. Это был ритуал.
      В-третьих.  В городах в старые времена также не во всех домах были душ и ванна. Только избранные пользовались этими благами. Большая же часть населения ходили в общественные бани. Как правило, в этих банях также были парные. Когда я жил в Уфе я помню  баню Паровозо-ремонтного завода не далеко от нас на Сафроновской пристани, в которую ходил вместе с отцом. Некоторые бани особенно были известны, своими какими –то особенностями –парными, бассейнами, искусными банщиками и массажистами. Так в Москве пользовались популярностью Сандуновские, Воронцовские, Усачевские и Селезневские бани.
         В последние годы модной популярностью стали пользоваться финские сауны, которые отличаются от русских бань тем, что пар в них сухой. Известны и турецкие бани. Мне приходилось бывать и в тех и других, но с русской баней, с жаркой парной и пахнущим веничком  они обе, конечно, проигрывают.
       Пожалуй, постоянно стал я посещать парную, когда работал в Киеве. Где я работал, была действующая экспериментальная буровая, которую возглавлял Гриша Дранкер. На буровой проводились работы по бурению, и  Гриша на буровой сделал душевую для рабочих и пристроил к ней небольшую сауну. При этом ежегодно загодя заготовлялись березовые веники, которые хранились на буровой.   Организовалась группа любителей жаркой бани человек  в 7-8, в которую вошел и я. По средам после работы мы дружно шли в эту сауну и кайфовали. Иногда температуру в сауне поднималась до 140 градусов, уши обвисали! После сауны садились за большой стол, доставали что - кто принес, а Гриша выставлял чугунок горячей картошки в мундире  и начинались дружеские беседы. Со спиртным и пивом  в те времена было туго и лишнего не наблюдалось, но нам было хорошо. Особенно чудесно было, выйдя на улицу, ощутить морозный воздух зимой, вдыхаемый полными легкими. Мне думалось, что так ощущает этот первый глоток воздуха новорожденный ребенок! Отсюда и зародилась моя тяга к парилке, сауне.
        Будучи уже в Астрахани я много лет посещал сауну в Столяровской бане. Она меня устраивала, так как приходил в баню  к 7 часам утра и где-то к 9-10 был уже дома. Остальные парились долго, а мне надо было торопиться домой к больной после инсульта жене Вале. Сауна была, естественно, с сухим паром и температура иногда доходила до 115 градусов, но это когда дежурил слесарь Михаил. Остальные спали и ленились включать тены в парилке в нужное время.  При бане был неплохой бассейн. Но потом появилось новое руководство, бассейн сломали, и ходить раньше официального открытия запретили. 
       Меня это уже не устраивало.  Я, было, приуныл, бросать многолетнюю привычку было трудно. И вспомнил я о бане около базара Исады. Я как то  бывал  там несколько раз и у меня остались не очень приятные воспоминания – баня была грязноватая, какая- то неухоженная. Но я помнил, что русская парная в ней великолепная. Ну что выхода нет, и я пошел.  Ничего не изменилось и мои воспоминания меня не обманули. Я купил веник, и первый заход в парную был очень осторожным. В парной 3 полка и я вначале расположился на среднем. А настоящие парильщики располагаются на третьем. Кто-то из них говорит: «Поддать бы надо, ребята» Один из них одевает брезентовые рукавицы и маленькой манеркой, черпая из таза холодную воду, плещет ее в раскаленную топку. Через некоторое время парильщики говорят: «Ну, будет!» А на третьей полке такой пар, такая температура, что как говорится: «Уши вянут!»  Но, понемногу, и я освоился и стал также подниматься на 3-ю полку и хлестаться веником от души. Хожу в эту баню с 8 часов и где-то к 10 я уже дома. Так что с этой точки зрения вариант подходит.
        Причем, интересен контингент парильщиков, которые ходят в мое время. Это человек 10-12 настоящих астраханских рыбаков –биндюжников. Все они, видимо, в эту баню ходят уже не один десяток лет. Всем им где-то далеко за 60. Они знакомы-перезнакомы. Обращаются друг к другу по именам. И мне немного неуютно среди них –я чужак. А у них, что не слово, то мат. При этом разговаривают громко, смеются  как то резко. Много разговоров о рыбалке, кто куда ездил и что поймал. «Вчера, мать перемать, был на Кривой Балде, мать перемать. Немного судака, мать перемать, поймал, но клев, мать перемать, был плохой, мать перемать!» Я понимаю, что этот сленг с детства, для самоутверждения. Так было принято в их окружении, и меня это не коробит. Сам рос в такой среде.               
        Пришлось и мне за свою долгую жизнь построить самостоятельно баню.  В 90-ые годы купили мы дом в селе Федоровка (Это Понизовье Волги). Это  был хороший  крестьянский дом, но пристройки практически не было – ветхий сарай из камыша. Надо было что-то делать. А 90-е годы  в то время были такие, что стройматериалов днем с огнем не сыщешь. Где купить кирпич, цемент? Это не то, что сейчас, были бы деньги. С цементом я решил более или менее легко, попросил начальника  тампонажной конторы нашего предприятия,  и он прислал цементовоз с цементом в мой астраханский гараж, а потом я его затаривал по мешкам и перевозил в Федоровку. В начале у меня не было автоприцепа, но потом удалось его купить и стало легче перевозить из Астрахани стройматериалы.
    Сложнее было с кирпичом, долгое время не мог достать. Как- то раз пожаловался я моему товарищу по рыбалке, а он говорит,  я попробую тебе помочь. Оказывается, его друг работал в областной администрации в отделе, который как раз курировал стройматериалы, и он выдал ордер на получение силикатных блоков. Вот это была удача! С получением блоков я что-то запоздал – работа, командировки и когда поехал на завод, то оказалось, что завод вот-вот прекращает свою работу.
    Пришлось срочно крутнуться. Рано утром поехал на завод, а там  толпа, пришлось покупать конфеты кладовщице, которая командовала отпуском этих блоков. Нанял машину с прицепом, водитель поехал на погрузку, а я караулю его на проходной завода на своей машине. Жду –подожду, а моего грузовика нет, бегу на проходную: «Такая машина проезжала?» отвечают, что да. Я вскакиваю на свою «копейку» и жму за моим грузом. Правда, предварительно водителю я объяснил куда ехать.  Еду, особенно не разгонишься, конец рабочего дня, дороги забиты, да и дождь, а машины с моим грузом  не видно. Думаю, неужели он «налево» мои блоки повез, вот будет удар не поправимый моей стройке! И где-то только за Астраханью увидел  машину с грузом, и отлегло от сердца.
    Подъехали мы к Федоровке уже под вечер, а надо было разгрузить машину  от блоков. Блоки оказались тяжеленными, килограмм по 30-35, так как после изготовления были еще влажными. И стал я таскать по одному блоку от машины к своему забору. Вижу, что, наверное, меня не хватит до конца погрузки, тут я и паду мертвым, кишки наружу вылезут.   Водитель видит, что дело идет медленно и стал мне тоже помогать. И вдруг, о счастье, идет с работы сосед  Палыч,  который тут же подключился к работе. И таким образом, мы разгрузили машину, и водитель умчался обратно в Астрахань.
    Пошли мы с Палычем к нему ужинать, я, конечно, прихватил бутылку, а руки и ноги по-прежнему дрожат. Никогда в жизни, как мне, казалось, даже на буровой, я так не уставал. А его жена, Александра Николаевна, потчевала нас пельменями с осетриной. Не приходилось пробовать?
      А опыта строительства бани у меня совершенно не было. Пришлось напрячь мозги и возможности окружающих людей. Прежде всего надо был решить с печкой. Я основу печки сделал из трубы нефтепровода диаметром около 60 см. Отрезок этой трубы мне сделал муж моей сотрудницы. Затем болгаркой я сделал в этой трубе отверстие под водяной бак. Бак надо было изготовить из нержавейки. А где ее взять? И тут пригодились связи. Мой родственник и заядлый рыбак жил в Москве, а там нержавейку уже достать было значительно легче, чем в Астрахани. Переслал ему размеры и вот в апреле приехал он ко мне на рыбалку и доставил уже раскроенные листы нержавейки. А теперь надо где то сварить эти листы в емкость. И эта проблема была решена. Трубу вытяжную  сделал из обычной асбестовой трубы. А вот шибер, задвижку  приспособить не сумел – настойчивости не хватило. И тяга из печи была прямоточная – это резко снижало КПД, но зато было просто.
        Строительство помещения было уже более легкой задачей – были материалы. Сделал предбанник и парилку на 2 полка. Первое опробование бани показало, что в целом мой проект оказался успешным – баня быстро нагревалась, была комфортная температура, но, правда, и быстро остывала. Но я считал, что зимой мы в Федоровке жить не будем, и баня нужна только в теплое время года. Баней мы пользовались регулярно, пока жили в Федоровке. Оценили достоинство бани и наши соседи Александра Николаевна и Палыч, а также мой друг Гена и его жена Марина.
       Мой рассказ о банях был бы неполным, если бы я не рассказал о бане моего друга Гены. Когда он в начале 90-х годов бежал из Ташкента от местных гонений в Астрахань, то купил старый дом с небольшим участком. Много трудов  положили они с Мариной для приведения своего жилища в надлежащий вид. А на баню решились не сразу - место занимал то курятник, то еще что-то. Долго я Гену уговаривал, чтобы он, наконец, сделал баню. И вот он нашел место и для бани. При этом уверен, что учитывая дефицит площади, план составлялся с учетом каждого сантиметра.  Баня получилась компактная, но было  при ней все – и раздевалка, и прихожая, и парилка. Изредка и я наслаждаюсь его баней, с последующим застольем и беседах о днях прожитых. А еще мы с ним ежегодно провожаем старый год в бане. Традиция эта сложилась сама – собой, а  не только под впечатлением фильма «С легким паром». Хорошо попарившись, располагаемся в раздевалке и провожаем старый год парами рюмками коньяка.
         Вот, пожалуй, и все, что хотел я Вам рассказать о русской бане. Друзья мои, советую и Вам как можно чаще посещать русскую баню. Это даст Вам неоценимое здоровье, бодрость духа и уверенности в завтрашнем дне!