Секретная

Елена Неменко
 
  Не любили наши фронтовики рассказывать о войне. Ну, с мамой Тараненко (Симоновой) Диной Петровной всё было понятно. Ей и по рангу не положено было быть разговорчивой.
  Она была секретчицей в штабе 1-го Дальневосточного фронта,находившемся в городе Уссурийске, и во время боевых действий с 9 августа 1945 года со штабом выехала на фронт.Подчинялась начальнику оперотдела инженерного управления 1 ДВФ
подполковнику Забелину Ивану Николаевичу. Он командовал десантом в Харбинско-Гиринской операции, и вся секретная документация по этой операции отпечатана только  ею и отмечена её личным шифром. И рассекречена документация была совсем недавно, уже после ухода мамы.
А ведь сколько интересного она могла бы рассказать. 
Одной из главной задач десанта Ивана Николаевича было сохранить мосты, чтобы их не взорвали отступавшие японцы. Операция так и называлась Мост. За эту операцию он награждён Орденом Кутузова II степени. После войны мама долго переписывалась с Иваном Николаевичем, посылали друг другу семейные фотографии, рассказывали о жизни, но ни слова о военных днях... 
Храню я мамины награды. Главная из них – Орден Великой Отечественной войны IIстепени.
  Но  о том, что она  очень секретной была,я узнала только в конце 80-х. И не слова больше.   Единственное , что она рассказывала,это была история о том, как её принимали на работу в штаб.
 Маме Дине в январе 1945 года исполнилось 18 лет,она после 7 класса с 15 лет начала работать в воинской части машинисткой. А уже в марте её взяли в штаб  1-го Дальневосточного фронта секретчицей. И чтобы оформить документы, надо было принести фотографию.
- Но сфотографироваться надо в костюме , без вырезов-бантиков-шмантиков,- строго сказали ей в отделе кадров штаба.
    Мама заторопилась домой и растерялась - костюма не было ни у мамы с бабушкой,ни у подружек. Она прошла все собеседования и испытания на грамотность,
на быстроту печатания  на машинке и очень хотела там работать.
    - Понимаешь,- объясняла она мне,- там была очень хорошая столовая - на столе хлеба вволю, сколько хочешь, карточки давали с приличным обеспечением - даже сгущенку, а мы так трудно жили в войну.
    И вот что придумала мама. Воистину - голь на выдумки хитра! Надела на шею тёмную штапельную юбку - татьянку, а на плечи накинула отцовский пиджак.
    Фотографу так понравилось это пугало(как смеясь, говорила мама), что он сделал и официальную фотку для штабного отдела кадров, и такую вот вольную - на память...