Нахой. Балтийцы поневоле

Евгений Садков
                Время-губка, впитывающая эмоции и мысли всех прошедших до нас поколений.
                Ван ли-Чжун, китайский хронофаг.

                ***

 Оговорюсь сразу. В данной заметке термин "балтийцы" несет кратковременный аллегорический смысл. К этой группе я условно отнес десятки тысяч переселенцев  навигационного периода 1764-1766 годов. Именно эти люди и составили маточное ядро немецких колоний в Поволжье.

 Сухопутный маршрут был сразу отклонен из-за резко возросших затрат. Морской же решал почти все проблемы. Все, кроме проблем будущих колонистов, попавших в кабалу нанимателей и их высоких покровителей.

 Пользуясь нечеткостью ряда пунктов договора, наниматели использовали эту ситуацию в личных целях. Даже будущее поселенцев было пущено в залог. Кроме солидного вознаграждения вызывателям, по контракту отходила двадцатая часть урожая. Но они и этим не ограничились. Используя неразбериху в документации и возможно, подкуп чиновников,вызыватели удвоили свою будущую долю.

 Короче, как и всегда, срабатывал принцип "Цель любыми средствами". Или в более близкой к будущем колонистам трактовке их земляка Германа Бузенбаума: "Кому дозволена цель, тому дозволены и средства". Думаю, сам богослов был осведомлен о переселении его земляков в Россию.

 В рецензиях к прошлым заметкам по теме была затронута и тема финансовой реформы Екатерины II, совпавшей по времени с исполнением манифеста. Сначала чеканились империалы с профилем Императрицы, а через несколько лет начали печататься первые в России ассигнации.

 Несомненно, значительная часть российской валюты осела в Европе. А вот над красивыми бумажками, уверен на все сто, здесь только смеялись.

 А что, вместо золота, получила Россия? Девятнадцатый век показал, что цель Императрицы все же оправдала затраты казны. Безлюдные степи стали давать урожай. Но до этих земель нужно было ещё добраться. И первым "русским" пунктом этого маршрута стал град Петров.

 Для переправки людей  была нанята целая флотилия. Трудно представить столпотворение, творящееся в любекском порту весной-осенью 1766 года. Кроме местных судов были наняты иностранные.

 Меня заинтересовали английский фрегат с весьма символическим названием "Love and Unite". Так совпадающе с названием будущей колонии Либенталь, что недалеко от Нахоя. Но об это далее, а пока о средстве доставки.

 Как бы романтика дальних странствий, но все же военный корабль. Кто продвинул фрахтовку английского фрегата?  Предполагаю, что инициатором стал А.С. Мусин-Пушкин. Об этом чуть позже, а пока к общей ситуации.

 Итак, навигационный период 1766 года. Апофеоз выполнения замыслов Екатерины по переселению своих земляков на Саратовщину. Любекская пристань.  Каждый день стоят на рейде десятки приписанных к порту и нанимаемых вызывателями кораблей.

 Но рано ещё подниматься на борт. Хоть и не кругосветное путешествие, а подготовка к переходу должна быть на государственном, точнее-межгосударственном уровне. Из одной страны в другую фактически одномоментно перемещаются десятки тысяч человек.

 Несомненно, такое скопление людей усиливало риск вспышки инфекционных заболеваний. Надо учесть и социальную составляющую. Не от хорошей же жизни едут на чужбину. И не в привлекательную для иных нынешнюю Европу,а в негостеприимные (по тем временам) заволжские степи. Согласитесь, полный трагизма экшн.

 Как же там было с медициной? Восемнадцатый век, пусть и локальные, но не менее опасные вспышки оспы и чумы. Как я понимаю, собравшиеся в Любеке проходили карантинный период. Далее он дублировался на самом корабле перед прибытием. Попав в Россию, колонисты изолировались от местного населения.

 Но что интересно. Завершение переселения совпало не только с выпуском в России бумажных денег, но и очередной вспышкой чумы.

 Не стоит, конечно, валить все беды на и без того обездоленных переселенцев. Им и так досталось лиха полной чашей. Тем более, что на их будущее политики имели свои виды. И эти планы были далеки от манифеста Екатерины II.

 Об этом в следующий раз...