Рассказы горняка Александра Кулюпина Фото из Интер

Александра Савова
               
   Я родился шестым ребенком в семье в послевоенные тяжелые годы. Мы жили в маленьком доме,  наполовину вросшем в землю. Отец  работал в шахте, возвращался с работы усталым и угрюмым. Дома ждали полуголодные дети в ветхой одежонке. Старшие братья ходили в школу, а я с сестрой сидел дома. Зимой у нас не было теплой одежды и обуви, чтобы выйти во двор. И так жили примерно 80 процентов населения небольшого украинского города  Алчевска.
   После окончания школы братья  пошли по стопам отца и выбрали для себя профессию шахтера. Я не стал исключением. Сначала поработал на железной дороге, но потом тоже ушел в шахту.
  Молодость прошла бурно и не всегда прямой дорогой. Занимался борьбой, боксом и однажды в драке превысил меры самозащиты, за что и получил срок два года тюрьмы. Этот урок я усвоил для себя на всю оставшуюся жизнь.
     В 80-е годы  я переехал  работать в Норильск и устроился на одном из  новых рудников.  После украинских угольных шахт  рудник  произвел на меня очень сильное впечатление. Я словно попал в какой-то фантастический мир. Осветив фонарем новый забой, я  зачаровано смотрел,  как не окислившаяся руда играет всеми цветами радуги,  будто бриллианты рассыпаны. Вокруг огромные  цеха, новейшая самоходная техника с колесами выше меня и ковшами  объемом до двадцати  тонн. Я даже не мог себе представить, что такое возможно под землей!  Сейчас все это можно посмотреть в Интернете. Я же хочу рассказать исключительно о тех, с кем мне пришлось работать более тридцати лет. О тех, без кого самый современный, самый оснащенный  рудник всего лишь мертвая кладовая руды. Душа же рудника – это ЛЮДИ! Они  наполняют его дыханием, жизнью.
                МУЛА.
  Он был начальником участка. Коренастый мужчина лет пятидесяти, мускулистый,  сильный и непредсказуемый. Кулак у него был как кувалда. Глаза черные, взгляд с прищуром, смотрит на тебя как рентген. Кажется, что насквозь видит не только внутренности, но и мысли твои. Ребята из бригады предупредили меня, что за любое нарушение можно  получить по ребрам. Я намотал себе на ус это предупреждение и старался работать строго по инструкции, ничего не нарушая и не потому, что начальник участка пускает в ход кулаки, а потому, что  за мои ошибки могут пострадать другие люди. Рудник ошибок не прощает. Может и начальник столь крут, что не раз видел, как гибли его товарищи по причине пресловутого человеческого фактора. И с этим фактором он боролся всеми силами своей души и кулаков.
  Звали его Николай Иванович Воронин. Прозвище ему дали Мула. Кто и за что – не известно. Имел он одно необычное свойство. В свое нерабочее время он попивал водочку, потом вдруг решал поехать на рудник и проверить, как там дела на участке, все ли на местах и чем занимаются.
  Однажды в ночную смену я с моим напарником спустился в забой. Нужно было выполнить работы по откачке воды. Петька был никакой. Он приехал на работу прямо со дня рождения друга. Ноги его заплетались, голова кружилась, тошнота подступала к горлу.
 - Слушай, Сань! Мне так худо… Я прилягу там на вентрукав и немного полежу, ладно? – жалобно попросил он.
 - А если Мула придет? Что я ему скажу?
 - А я спрячусь под вентрукавом, укроюсь им. Скажешь, отошел куда-нибудь…
 - Ладно! – согласился я и пошел заниматься работой.
  Петька был  опытный сорокалетний проходчик, ответственный и исполнительный, но так получилось, что день рождения друга совпал с его ночной сменой и он рискнул.  Он лег на кучу новеньких вентрукавов и одним концом накрылся с головой, чтобы было теплей.
  Я  стал изучать обстановку на участке и прикидывать схему, как устранить  течь воды в шланге и так увлекся, что забыл про Петра. А он согрелся под вентрукавом и уснул блаженным сном.
  Громкий голос Мулы из темноты заставил меня вздрогнуть, и холодок пробежал по спине. Я обернулся и чуть не упал от неожиданности. Мула стоял на вентрукаве под которым лежал Петр. Он топнул ногой и крикнул басом:
 - Где этот Семенов? Он сегодня с тобой работает!
 - Да только что здесь был, - как можно спокойней ответил я.
 - Где, где он? – снова топнул ногой начальник участка. Меня начал разбирать смех. Я представил Петькино состояние. Он лежал тихо, как сало в посылке.
 - Наверное, по нужде отошел, - предположил я и начал осматривать стихийный водоем, который нам мешал. Мула постоял еще немного, потом спрыгнул с вентрукава и отправился искать Петра. Петр откинул уголок и  посмотрел по сторонам, затем быстро вылез из своего укрытия и побежал ко мне. Я осветил его фонарем и закрыл рот кулаком, чтобы не расхохотаться, отвернулся в сторону.  В это время лопнул шланг подачи воды и она хлынула под напором с огромной силой. Я схватил его двумя руками и с большим усилием загнул конец. В это время вернулся Мула, запыхавшись от быстрой ходьбы. Он стал впритык к Петру и сверлил его своим  рентгеном, освещая лицо фонарем.
 - А! Явился не запылился гусь лапчатый. Где шлялся? – кричал Мула, брызгая на  него слюной с перегаром. Тот вытер лицо рукавом и промямлил,
 - Да я тут до ветру ходил…
 - А до пурги ты не ходил? – ухмыльнулся начальник участка и сам развеселился от своей выдумки.  Я думал, он сейчас ударит Петра своей кувалдой. Но Мула только погрозил ему кулаком и сказал, что завтра тот будет уволен.
 - А ты что схватил этот шлаг? – крикнул он на меня. Самым большим нарушением на участке Мула считал течь воды и утечку воздуха. – Брось его! – приказал он. Я не решался… - Брось, я тебе сказал, - подступил он ко мне и уже протянул руку. Мне ничего не оставалось, как бросить его… Шланг закрутился как змей во все стороны, обильно поливая нас с ног до головы. Таких многоэтажных и отборных матов  я больше никогда и нигде не слышал.
 Всю смену Петька переживал, а я его успокаивал. Под конец я его спросил, как ему было там под вентрукавом, когда Мула на  нем стоял?
 - Я как услыхал его голос, сразу протрезвел, но когда он залез на меня, я чуть не сдох, думал, задавит,  гад ползучий. И не сидится же ему дома. Вот это я влип, как кур в ощип, - сокрушался Петька.
 - Может, пронесет, ты ж на рабочем месте был. Прогула нет, а то, что выпивший был, так экспертизы тоже не было. Что он может тебе предъявить, - спросил я.
 - Свой авторитет! Ему поверят на слово!
 - Знаешь, Петя, хорошие проходчики тоже на дороге не валяются. Выходи на смену по графику, а там будет видно. Думаю, что к мнению бригады тоже прислушаются.
 - Спасибо тебе, Саня! Я так и сделаю.
  На следующую смену Петр вышел на работу, как ни в чем не бывало. Среди смены к нему подошел Мула.
 - Зайди ко мне в кабинет после работы! – сказал он и ушел. Петр кивнул головой в знак согласия. И снова в голове всякие мысли копошились, «уволит, не уволит». Нервы были на пределе.
 После душа Петр отправился в АБК к начальнику участка. Увидев его  в дверном проеме, Николай Иванович указал ему на стул. Петр молча сел и стал ждать. Воронин подошел к сейфу, достал оттуда бутылку коньяка и рюмки, поставил на стол. Затем закрыл дверь на ключ, разлил коньяк.
 - Давай, Петр Михайлович, по рюмашечке выпьем. Ты не пил, а я не видел, и чтобы это было последний раз. - Они чокнулись и выпили. От сердца у Петра отлегло, отпустило.
- Простите и спасибо вам большое! – поблагодарил Петр.
- Три дня отдыха тебе и на работу!
- Спасибо!
- А где ты все-таки был тогда? – полюбопытствовал Николай Иванович.
- Вы не поверите… под вентрукавом.
- Так я на тебе стоял?
- Угу! – улыбнулся Петр. Начальник участка так хохотал, что стекла дрожали в окне. Глядя на него, Петр Михайлович не удержался и тоже рассмеялся.
 « А все-таки он нормальный мужик!» - подумал Петр, выходя из кабинета начальника участка.
               
                СТОЙ!  КТО ИДЕТ?
  За время работы на руднике мне пришлось освоить несколько профессий – взрывника, бурильщика, проходчика, машиниста электровоза. Обучение проводилось здесь же в  АБК высококвалифицированными специалистами без отрыва от производства. Мне очень хотелось освоить эту мощную самоходную технику. И я с нескрываемой завистью смотрел на тех, кто уже ловко управлял этими многотонными  машинами. Вместе со мной на курсах обучался молодой мужчина с дипломом горного инженера, которым он очень гордился. Звали его Николай. После обучения вся группа сдала успешно экзамены, кроме этого Николая. Он их пересдавал дважды. Может просто не повезло человеку, бывает и такое.
   Спустя время, я приобрел опыт работы на самоходной технике и прекрасно с ней справлялся. При этом надо отметить, что наша бригада была передовой на руднике и нам поставляли новейшее оборудование на участок и технику, только давай план. И мы старались иногда на пределе своих сил.
  Однажды  перед новым годом на  рудник поступила новая американская бурильная машину «МЕДИБОР». В  подземном ремонтном цехе  бригадир проходчиков  торопил ребят: - «Давайте быстрей, мужики…  План годовой горит, ГРУ давит, премию потеряем». Ребята торопились и к обеду машина была готова. Мне нужно было ее перегнать  отстающий  бригаде, чтобы они тоже могли выполнить план.  До их участка было около километра по уклону градусов в 35.
  - Тормоза сделали? – поинтересовался я, глядя на этот  уклон с правым поворотом метрах в двадцати.
 - Сделали! -  крикнул кто-то из них. Я забрался в машину,  запустил дизельный двигатель и дал ему прогреться. Вокруг собралось народу, посмотреть на новинку. Я плавно тронул семитонную красавицу с места и начал двигаться к повороту. Прикинул длину стрел и начал маневр. Только я выжал сцепление, как машина сразу начала набирать скорость. Я по тормозам… а их нет! Времени на раздумье не было. Тогда я схватил двумя руками рычаг ручного тормоза и резко дернул его вверх. Машина стала, как вкопанная и по инерции клюнула стрелами вперед. Меня бросило на панель управления, но я держался за ручник мертвой хваткой и  устоял на месте. Затем машину бросило назад, и она остановилась. Толпа облегченно вздохнула. Все были в шоке. Главный инженер, начальник участка кинулись в сборочный цех к перепуганным автомеханикам. Первому досталось начальнику цеха, а дальше пошло по кругу. Молодой юркий  паренек схватил канистру с тормозной жидкостью и не дожидаясь тумаков, помчался к  машине устранять ошибку. Он же ее и забыл залить в спешке. Больше я его под землей не встречал.
 В  обеденный перерыв я с двумя ребятами из бригады нашли себе в забое укромное местечко  и решили «тормознуть», т.е. пообедать. «Тормозки» приносили из дома, кому что жена приготовила. Звеньевой Васька сел чуть дальше от нас, достал пакет с едой, развернул его, понюхал и брезгливо отвернул нос.
 - Опять жену петуха зажарили, надоело каждый день курицу есть, - сказал он, скомкал пакет и бросил его за кучу породы. Мы переглянулись. Я подал ему бутерброд с ветчиной и свежим огурцом. Он охотно его взял, налил из термоса чаю и придвинулся к нам.
 - Ну, Санек, ты сегодня показал высший класс пилотажа на этой буржуйской  бурилке, улыбнулся Денис.
 - А трухнули все здорово! – добавил Василий, хрустнув огурчиком.
 - Я подумал, что ты что-то напутал, все были в недоумении. Машина то новая! -  предположил Денис.
 - Машина новая, сборщики старые, - улыбнулся я. – Слава Богу, все обошлось!
  Мы еще побеседовали, хотелось курить, но "удивительное рядом и оно запрещено". Стали расходиться по своим местам. Денис еще задержался там, потом догнал меня и широко улыбаясь, весело сообщил:
 - Не было там жены петуха! Килька там была у Васьки в тормозке, поэтому он его так и швырнул.
 - Значит,  опять с женой поссорился, - предположил я и обернулся. За нами следом бежал начальник участка и молча махал нам руками. Мы остановились…
 - Ребята, бегите отсюда куда подальше, - выпалил он, едва приостановившись. Мы побежали за ним в полном недоумении. Раз так себя ведет начальник участка, значит   где-то близко существует серьезная опасность. – Там, там директор рудника сюда идет… - пояснял он нам на ходу. Мы в полном недоумении побежали за ним в какой-то забой, полагая, что и директор убегает следом. Отдышавшись, вопросительно смотрели на начальника участка и ждали пояснений. Хватая воздух ртом, как пойманная рыба, он наконец начал рассказывать:
 - Иду я по участку и вижу директора. Ходит, смотрит кругом… Ну я потихоньку хожу за ним незаметно, тоже смотрю. А он пошел по деревянным трапикам вдоль канавы водостока. Ее сегодня чистили ковшом, да не успели до обеда закончить и трапик в том месте не положили. Он шагнул и угодил с головой в канаву с мачмалой.
 - Утонул? – испугался Денис.
 - Нет!
 - Ты его вытащил? – допытывался Денис.
 - Да ты дурак, что ли? Он бы меня там и утопил, если бы увидел. Я бежал оттуда, как ужаленный. Ох-х-х-х! - вздохнул тяжело начальник участка и покачал головой, с ужасом думая о последствиях за случившееся ЧП.
- Представляете, если его сейчас не узнают у подъемника, -  предположил я.
- Стой! Кто идет? – включился в разговор  Васька, изображая из себя перепуганную стволовую.
- Лазутчик! – ответил Денис. Все дружно расхохотались.
 В темном проеме забоя показалась фигура человека с тусклым фонарем на голове. Он так ругался самыми непристойными словами на всех ниже стоящих работников, что сразу стало ясно - директор рудника.