Троцкий, Трумпельдор. Пути российского еврейства

Владимир Колтовский
Когда-то эти люди были сверхпопулярны в России. Хоть при рождении они принадлежали к одному народу, впоследствии их пути разошлись. И не просто в разные стороны, а в диаметрально противоположные, и представители еврейского народа Российской Империи, а впоследствии республики, также оказались перед подобным выбором.

Известно, что евреи, точнее, иудеи, были самым бесправным народом в Российской Империи. Черта осёдлости, ограничения в получении образования и офицерских званий, погромы… От этого не всегда спасал даже переход в православие с последующей ассимиляцией, ведь клеймо бывшего иудея оставалось на перешедших и их детях практически навечно. Например, известнейший художник, певец русской природы Исаак Левитан, вынужден был даже уехать из Москвы в 1892 году под угрозой депортации за черту осёдлости.

Конечно, образованную часть еврейского народа тяготило такое отношение и заставляло задуматься о будущем, о действиях, которые смогли бы помочь преодолеть неравенство. Ведь ассимиляция, как я уже упоминал, не решала всех проблем, а быть в родной стране гражданином второго сорта было для образованного человека недопустимо. Оставалось два пути – эмиграция или подготовка революции, чтобы установить в России строй, справедливый для всех.

Начало XX века оказалось нелегким для евреев. Кишиневский погром и дело Бейлиса заставило многих задуматься о дальнейшей жизни. Некоторые решили оставить страну и эмигрировать, другие – перестроить Россию под себя, то есть стать революционерами.

К первым относился герой Русско-Японской войны, полный георгиевский кавалер, произведенный за храбрость в офицеры, Иосиф Трумпельдор. Участвуя в войне, он был ранен, лишился левой руки, но, несмотря на это, остался в армии до конца войны, разделив вместе со своими боевыми товарищами горечь поражения и японский плен. Он искренне желал показать в своём лице, что евреи не меньшие, а даже иногда и большие патриоты России, чем иные русские.

В 1911 году Иосиф Трумпельдор эмигрировал в Палестину. Трудно сказать, что им двигало, я думаю, что начавшееся дело Бейлиса показало всю тщетность его надежд на улучшение положения евреев. Вернулся он в Россию после Февральской революции и принял участие в формировании отрядов еврейской самообороны.

После Октябрьской революции Трумпельдор получил разрешение у большевистского правительства на создание первого еврейского полка в российской армии, который должен был, кроме участия в военных действиях, также и защищать еврейское население от возможных погромов.

Однако после подписания Брестского мира с Германией полк был распущен, еврейская самооборона признана незаконной, а сам Трумпельдор был арестован в Петрограде. После освобождения из-под ареста он агитировал евреев за переезд в Палестину, пытался создать молодежную военизированную организацию, целью которой была подготовка молодежи к выезду и заселению земли, на которой впоследствии возник Израиль. Однако большинство евреев после революции было настроено совершенно по-другому.

Иосиф Трумпельдор остался в памяти людей, как русских, так и евреев, бесстрашным воином и патриотом, как России, так и еврейского народа. Стали широко известными его предсмертные слова: "Хорошо умереть за свою землю!"

Совершенно другая судьба была уготована ровеснику Трумпельдора Льву Троцкому. В начале XX века, будучи в эмиграции в Лондоне, он, не без колебаний, но примкнул к Ленину и большевикам. Идеи сионизма показались ему несерьёзными, и свою цель он видел в осуществлении социалистической революции в России, которая захлестнула бы все страны мира (теория перманентной революции). Себя же он считал революционером, интернационалистом, но ни в коем случае не евреем или сионистом.
Лев Троцкий стал фактическим руководителем революции и Красной армии в гражданской войне. Об этом всем хорошо известно. Будучи победителем в братоубийственной гражданской войне, он впоследствии был ошельмован, лишен всех заслуг, с позором выслан. И то, за что он боролся, также было признано ошибочным, правда, много лет спустя.

Хотелось бы добавить, что большинство евреев так и жили относительно спокойно в местечках за "чертой осёдлости" как до, так и после революции, и внешние события волновали их только с точки зрения вероятности погромов. Мой рассказ про политически активную часть еврейского народа, про тех, кто ненавидел дискриминацию и мечтал с ней покончить.

Так чей же путь оказался верным? История говорит сама за себя: Израиль, зарождению которого способствовал Иосиф Трумпельдор, был создан и существует как современное высокоразвитое государство. Его именем названы улицы во многих городах страны, его помнят и в России. А Лев Троцкий дал возможность родиться нежизнеспособной идее, впоследствии оказавшись её жертвой. К тому же (что, на мой взгляд, самое скверное), революция и гражданская война, а также их многочисленные жертвы – всё это ставится в вину не только Троцкому и другим евреям-большевикам, но и всему еврейскому народу.

И построенный ими СССР не приблизил еврейский народ к осуществлению своей мечты – равноправию. Наоборот, в эпоху "позднего Сталина" и в последующие годы антисемитизм обрёл как бы "второе дыхание", вновь переместившись на уровень государственной политики.