Природа стукачества

Татьяна Карнах
Со «стукачами» мы знакомы с детства. Сидели даже за одной партой.
ТАЙНО, ИСПОДТИШКА  сотрудничать с властями, предоставлять  компрометирующие  сведения  о ком-либо – это, в общем-то,  качество личности.

Стучали во все времена. Сталинская система массового доносительства – яркий пример самого «стукаческого стукачества». В связи с этим Сергей Довлатов однажды изрек: "Мы без конца ругаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить - кто написал четыре миллиона доносов?" 

Если вы знаете биографию Андрея Платонова, то помните, что его сын, Платон, был осужден  по доносу. Можно лишь предположить, что Платон в какой-то молодёжной компании не следил за "базаром", за который в те времена нужно было отвечать. Но там была еще и любовная интрига примешана. Донос написал друг Платона. Оба парня были влюблены в одну девушку, ну и… в общем, вы и сами догадались. Платонов-младший не выдержал тягот лагерной жизни, скончался от чахотки. Знаменитый отец никак не мог оправиться от этого удара судьбы. Любопытно, но у Платонова-младшего судьба Эдмона Дантеса. Известный писатель Юрий Домбровский был арестован и выслан из Москвы по доносу… женщины, которой очень симпатизировал. Красивой, остроумной, с которой можно было беседовать часами и у которой был Хэмингуэй! Домбровский рассказывал, что поддерживать силу духа ему помогало предвкушение встречи с доносчицей. Тысячи раз в его голове проигрывался сценарий этой встречи!

Мне кажется, вспоминая те далекие события, уместно привести строчки любимого мною Евтушенко:

Вот с вами женщина в постели,
вам что-то шепчет еле-еле.
В ее глазах такая качка...
А может быть, она — стукачка?
 
Но это лирическое отступление. Конечно, времена были другие, да и фигуры – масштабные.

Что же в наши дни?  Не думай, мой терпеливый читатель, что я поведаю тебе сейчас какую-то невероятную историю с завораживающей интригой и многоплановым сюжетом. Все это так примитивно. Мелочь, в сущности.

Анастасия сидела за столиком в уютном кафе, помешивала ложечкой в кружке с капучино. Она недавно устроилась работать менеджером по продажам в известный городской спортклуб.
- Представляешь, работаю первый день.  В офисе этом картина такая: пока начальник сидит в комнате со всеми подчиненными - тишина, все работают. Девушки только по телефону с клиентами общаются да по клавишам клавиатуры стучат - бряк-бряк. Только начальник за порог – начинаются разговоры о своем, о женском: кто куда сходил в выходные, какую косметику купили и как отношения с мужьями выясняли. Какая там работа, какие клиенты? Про них все забыли! Базар, короче.
- Ну а ты?
- А что я? Я новый человек, их не знаю. Вот сижу и работаю. Правда, я быстро поняла, что работать здесь не буду
- Почему?
- Нууу… они младше меня, все молодые совсем девчонки, да и денег тут не заработать. Все на проценте сидят, без оклада. Ну вот сижу я и думаю, что  все равно Андрею (молодой начальник отдела продаж) расскажу, что нифига они не работают. Да и работать толком не умеют. Вид только делают. - Анастасия картинно откинула волосы, поправила прическу, покачала носком туфельки. - В конце рабочего дня, я сказала Андрею, что хочу с ним переговорить.
- Он удивился?
- Не знаю. Скорее, был заинтригован. Но вида не подал. Мы устроились друг против друга в его кабинете. Я честно сказала, что работать с ними не буду, ну и поведала ему о поведении девушек, конечно. Что ж такое, говорю, в коллективе нужно дисциплину навести. Это же полное безобразие. И про вас, Андрей, знаете ли, они такие вещи говорят! Не уважают они вас, в общем.
И про каждую конкретно Анастасия выложила - кто что делал, что говорил, как о начальстве отозвался.

- Еще подсказала ему пару приемчиков, как коллективом надо руководить, что б подчиненные не расслаблялись. Я ж тоже … в некотором роде… начальником отдела продаж была.
У меня на языке вертелся только один вопрос.
- А зачем ты все это сделала?
- Ну как... Захотела и все. Пусть знает, что у него под носом творится!

После я размышляла о природе этого поступка. Как ни крути, а ведь она «настучала» на своих коллег. Зачем? Если разобраться, Анастасия - не отрицательный злобный  персонаж, и у ней  не было цели навредить девушкам, доставить им неприятности. Просто… нам иногда хочется, чтобы нас заметили, оценили. Мол, он-то плохой, ничего не смыслит, работать не умеет. Тьфу. А вот я-то, я-то – хороший!.. Уж я-то знаю, как правильно поступить  и как работать нужно! На меня только вся надежда!..

 А как часто вы сталкиваетесь со «стукачами», а может быть, и сами, «того»?..