Человек во времени

Галина Айзенштадт
  Неожиданно для себя нашла у Ремарка мысли об "убегающем" времени, созвучные своим.
  Читала его ранние произведения, собранные в книге "От полудня до полуночи,"  изданную в России еще в 2014 году, и наткнулась на размышления "О стиле нашего времени".
  "Наше время стало лихорадочнее и торопливее,- писал Ремарк в 1923 году.- Преобладает меркантильность.
  Правда, в часе по-прежнему шестьдесят минут, но время ценится несравненно выше, чем раньше. Никогда оно не было так дорого, как сегодня:никогда жизнь не была такой дисциплинированной, как теперь.
  Типичная фраза современного человека:"У меня нет времени". Если раньше день был лишь звеном в цепи спокойно протекающих месяцев, то сегодня он до отказа набит событиями, которых когда-то хватило бы на целый месяц".
  Ремарк считал, что "преодоление времени - эта проблема сейчас больше, чем когда-либо выходит на передний план, и поэтому транспорт играет ныне более важную роль, чем прежде".
  Под транспортом Ремарк прежде всего имел в виду автомобили:в двадцатых годах они бурно вторглись в европейскую жизнь, вызывая изумление и восхищение.
  Ремарк был в восторге от такой чудо-техники, и посвятил восхвалению автомобиля, который  стал для него чуть ли не иконой, немало восторженных  статей.
  В упомянутой книге они занимают довольно значительное место, вызывая легкое, хотя и понятное недоумение.
  Сегодня, спустя без малого сто лет, когда не только автомобиль, но и техника покруче, стали обыденностью, при чтении этих восторгов лишь невольно улыбаешься.
  Всё преходяще, все изменяется, и только  ощущение времени, ускоряющего свой бег, остается неизменным.
  Но вот вопрос вопросов:изменяется ли во времени природа человека? Если - да, то в какую сторону? Лучшую или худшую?
  Этим вопросом задаешься не только в чисто философском смысле, но и в более прикладном, зная  судьбу Ремарка.
  Его книга "На Западном фронте без перемен" была отвергнута немецкими издательствами, а опубликована в США.
  В 1930 году она была запрещена в Германии как вредная и не патриотическая.
  При этом, когда один швейцарский интеллектуал послал отрывок из книги в немецкий журнал, не назвав имя автора, он был не только опубликован, но стал восхваляться как пример истинного немецкого духа.
  Позже книги Ремарка будут сжигать на кострах, а самого его "переделуют" в еврея. Якобы его настоящая фамилия - Крамер, и он потомок некоего француза, записавший свою фамилию наоборот, чтобы стать немцем.
  Хотя властям Германии было известно, что Ремарки - коренные жители страны, и они знали место их рождения и проживания.
  Одну из сестер Ремарка фашисты казнили за какое-то выдуманное преступление, якобы ею совершенное, а второй велели оплатить "издержки" за ее "содержание", и как можно быстрее, иначе ей грозит та же судьба.
  В 1966 году Ремарк написал "Интервью с самим собой":"Существенные и мелкие иронические моменты в моей жизни".
  Вопрос:Стало быть, Крамер вовсе не ваша фамилия?
  Ответ:Нет. И тем не менее эта чушь облетела весь мир, и до сих пор в нее верят.
  Вопрос:Но вы хоть раз её опровергли?
  Ответ:А зачем? За сорок без малого лет я ни разу не выступал с опровержением какой-либо лживой информации в свой адрес.
  Вопрос:А почему?
  Ответ:Никто бы этому не поверил. Это один из первых выводов, к которому приходишь, добиваясь успеха. Когда это усвоишь, можно избежать многих неприятностей, ненужных судебных издержек, сэкономить на адвокатах, а также не заработать мучительную язву желудка или инфаркт.
  Гитлеровская власть лишила Ремарка гражданства, которое не восстановили ему и в "новой Германии". Он так и умер в Швейцарии американским гражданином, получившим гражданство США после Второй мировой войны.
  Зато к бывшим нацистам в ФРГ проявляли удивительную чуткость и внимание, о чем не только с горечью, но и тревогой писал Ремарк.
  Больше всего его поражало, как много бывших нацистов было принято на работу в правительство Германии и другие правительственные учреждения.
  Никакого раскаяния ни в ком он не заметил. В ходу было одно, всех устраивающее объяснение:мы выполняли приказы.
  "Немцы слишком послушны",-заметил на это Ремарк, и не был уверен, что со временем что-то изменится в их психологии.
  Может показаться, что Ремарк беспокоился неоправданно, и что современная Германия не подтвердила его мрачные прогнозы.
  На самом деле как раз подтверждает. Кто, как не немецкий министр обороны призывает разговаривать с Россией с позиции силы?
  Кто, как немецкий канцлер, - инициатор антироссийских санкций и постоянного их продления?
  Кто, как не немецкий бизнес, даже неся убытки, поддерживает политику канцлера?
  Германия предстает перед всем миром как экономически сильная страна, которая вправе поучать других, как следует жить. И в Европе многие не только с этим смирились, но полагают, что она имеет на это право.
  Это "право" подкреплено якобы доказательствами, будто нынешние немцы не те, что были во время Ремарка, у них другая психология.
  Но во многом это, скорее, мифы, распространяемые правительственными чиновниками во главе с Меркель.
  Вот года два назад в Германии был устроен аукцион по продаже вещей Гитлера из одной частной коллекции, и все были распроданы, включая его...трусы.
  А когда переиздали "Майн Кампф", книга разлетелась в мгновение ока, и пришлось печатать дополнительный тираж.
  В разные эпохи в стремительно убегающем времени по сути повторяются одни и те же явления. Хотя внешние приметы его, как и стиль, выражаясь языком Ремарка, меняются, становясь всё более сложными.
  А человек, похоже, остается не только всё тем же, но даже становится всё более упрощенным. И совсем не делает никаких выводов из истории, уверенный, что ему удастся не только написать новую, но даже переписать старую.
  И самым проблемным становится уже не столько ускоряющееся время, сколько сам человек во времени.
  Не станет ли спешка в принятии решений самым опасным вызовом для современного мира?