Монастырь

Владимир Тунгусов
   Некоторые люди хотят уединиться в этом мире, но делают это как-то кучно, наверное, потому, что делать это в одиночестве, как-то скучно. Возможно, что и сил физических, да и духовных тоже не хватает у человека, для такого подвига. Нам, выросшим в неверии, казалось всё просто, захотел уйти в монастырь, оставил всё, и ушёл, главное, чтобы монастырь был и желание необратимое. На самом деле, не всё так просто, надо ответить для себя на много вопросов.


    Монастыря нет, в монахи сразу не возьмут, что такое послушание? Даже не знают. Где-то там, на Среднерусской возвышенности, которую мы сибиряки называем, - Россия, есть: духовные семинарии, монастыри, епархии  и патриарх. У нас за Уралом, тоже когда-то много чего было, но народец, проживающий в местах отдалённых, лихой, и всё давно порушил, и переиначил. В моём родном городе, по кирпичику разобрали, свежо построенный собор, в одной церкви устроили гараж, в другой спортзал, а католическом костёле планетарий, в Синагоге Народный суд. Все монастыри по закрывали, а в их прекрасных зданиях, разместили военные училища.


    Пришла перестройка, и всё начало, возвращаться на круги своя, но не так быстро, как разрушалось, появились хоть и меленькие, но и семинария и мужской монастырь. Всё это в нашем старинном городе, который давно уже не претендует, на первенство в Западной Сибири, во всех отношениях, разве что в научных и образовательных заведениях.


    В трёх ста километров южнее, бывшего стольного града Западной Сибири, вырос огромный мегаполис Новосибирск, третий по численности среди городов России. В новой столице Сибири, культурная и научно образовательная жизнь развивалась огромными темпами, хоть и не сразу но, Оперный театр и Академгородок. Народ тянулся к культуре, но некоторая часть народа тянулась и к духовной культуре. Начали действовать не сломанные храмы, и строится новые, но с монастырями была целая проблема, которая разрешилась благодаря одному человеку.


    Дальнейшее повествование пойдёт с чужих слов, потому, что с люди, о которых я буду рассказывать, лично мне они незнакомы. О  них мне рассказывали, люди верующие, я тоже считаю себя православным, почему, мне не поверить их рассказам? Один учёный верит другому, хоть и сомневается, значит, один верующий может поверить другому, даже оставив сомнения. Вера, это же не наука и не требует точных доказательств, если мой рассказ окажется неправдой, пусть это будет не на моей совести, а тех рассказчиков, которых слушал я.


   В этом славном городе Новосибирске было несколько храмов, да ещё по области, - несколько, значит, была епархия. Однажды, её порог переступил интересный человек, не очень-то похожий на богомольца, который зря почём крестится, или бьётся об пол лбом. С виду представительный, довольно образованный человек среднего возраста, ничего странного, кроме одного желания, - стать монахом. Оказывается, он пережил потерю всей своей семьи, и только в монашестве видел утешение своего горя.


    Отказать просителю, священнослужители не смогли, то ли будущий монах был настойчив, то ли отцы церкви не слишком изворотливы, в конце концов, ему предложили пройти послушание. Если кто не знает, что это такое? Я могу объяснить в двух словах, - эта работа без оплаты, только за хлеб насущный, который отличается особой постностью. Жидкие щи из овощей, каша на воде, кисель из ягод и крахмала, молиться после такой еды конечно можно, но работать очень нелегко.


    Никто и не говорил, что пройти послушание легко, а работа может быть тяжёлой, например соискателю монашеского сана предложили служить при церкви. Храм, в котором проходил послушание кандидат в монахи, нуждался в ремонте, отопление уборке и охране. Вот так бывший маленький  начальник какой-то организации, стал на все руки мастер, от разнорабочего, до прораба.


   Самое странное, что это, не только  не унизило человека, а наоборот возвысило его перед людьми окружающими его, будь то прихожане или священники. Представители епархии с трудом узнали ранее не ухоженный храм, в связи с этим послушнику дали новое задание, - построить новый храм в районном центре. Тут уже епархия стала помогать послушнику и готовилась назвать его полноправным монахом, а после ликвидации религиозной безграмотности, рукоположить его в священники. До какого сана дослужился, бывший строитель, я точно не знаю?


    Храм под его руководством, и при его непосредственном участии, был построен. Руководство епархии решило  в дальнейшем, использовать, теперь уже, Отца,  Иоанна, по его новому сану и его новой профессии одновременно. Таким образом, он стал отцом настоятелем ещё не построенного монастыря, зачатки которого планировались на территории соседней области.


     Вниз по течению реки Оби находился большой посёлок Могочино, туда помаленьку, как бы «сплавлялись», богомольные женщины. Они прикупили несколько опустевших домов, в которых они жили и молились, считая себя монастырём. Женщины жили одни, без детей и семей, как в настоящих монастырях, большинство их прибыли из Новосибирска, то есть монахини уже были, а монастыря не было. Вот Отца, Иоанна и назначили на службу в посёлок Могочино.


   Раньше в посёлке был большой деревообрабатывающий комбинат, говорят, второй по величине в нашей стране, но с наступлением перестройки, всё заглохло. То, что оставалось от некогда огромного предприятия, попросту растащили, скорей всего местные жители, которые остались без работы. По всей стране, и даже за её пределами распространялась благая весть, о том, что в посёлке Могочино, Томской области, то ли появился, то ли строится монастырь. Людям было даже всё равно, мужской он, или женский, большими и малыми ручейками народ начал стекаться в этот, некогда рабочий посёлок.


    Сначала местные жители с опаской смотрели на приезжающих в их посёлок богомольцев, потому что народ был какой-то беглый. Народ, явно сбежавший, от трудностей жизни в миру, к тому же, рассчитывающий, на дармовой хлеб.  Работу они не считали основной частью своей жизни, всё больше надеялись на добрых людей, которые должны будут им помочь. Монастырь, конечно богоугодное заведение, но далеко не похоже на богадельню, многие из приезжающих не смогли пройти послушание, и вернулись к мирской жизни.


   Монастырь под руководством отца Иоанна, был построен, с виду он напоминал маленькую крепость, одна стена которой и была стеной помещений, в ней не было даже окон. Все окна помещений выходили на внутренний двор, в центре которого воздвигли храм.  Свято-Никольский храм дал название женскому монастырю, Святой Николай, - он же Санта Клаус, он же, - «Дед Мороз», он же, - Чудотворец, он же Угодник, - великий святой, широко почитаемый в русских землях.


    На самом деле, это был православный греческий священник, который проходя по улице, услышал, как отец семейства, принуждал своих дочерей к занятием проституцией. Других статей дохода в семье не было. Священник Николай собрал у себя дома ценные вещи и продукты, через дымоход, не топившийся печи, отдал их нуждающейся семье, оставаясь инкогнито. В России отмечают Николин день, два раза в году, скорей всего название монастыря, как-то связаны с этими событиями. Это только моё предположение, которое не может служить основанием для утверждения, но вероятность действительно велика.


   Всё бы было хорошо, но монастырь становился пристанищем, как верующих женщин, так и мужчин, но даже и на это можно было не обращать внимания, если бы не странные люди появлялись в обители. Обитель становилась укрытием уголовных элементов, которые селились в монастыре, без прохождения послушания, разумеется, не запросто так. В результате отец Иоанн начал рассекать по посёлку на шикарном авто Ланд Крузер, подаренный ему неизвестно кем.


    Кроме того верующие прихожане начинали распускать слухи, о способностях отца Иоанна предвидеть будущее, и читать мысли незнакомых ему людей. Конечно, можно было оправдать появление этих слухов, непросвещённостью паствы, но сам отец Иоанн не противился их распространению. Наверное, вера в чудеса настолько была сильна в простых верующих, что к восприятию чудес примкнул даже настоятель монастыря.


    Душа, каждого верующего человека, тяготеет к чудесам, если чудеса присутствуют, тогда вера в Бога становится сильней. О том, что тогда, церковь становится похожий на цирк, они не думают. Начинают миро точить иконы, чудесным образом выздоравливать больные, воскресать мёртвые, на этом фоне, предвидение будущего, - сущая безделица. При чём, можно предвидеть безошибочно, надо просто дело повернуть беспроигрышно.


   Ходят слухи, что отец Иоанн, предвидел разрушение плотины Новосибирского водохранилища в каком-то году, даже описывалось наводнение, но при этом монастырь выстоит, и богомольцы в нём спасутся. Прорыв плотины не состоялся, и последующего наводнения не было, но это не главное. Состоялась основная часть предсказания, монастырь выстоял, и богомольцы в нём спаслись, это намного важнее, прорыва и затопления, так и не состоявшегося. Я как человек верующий, думаю, что именно об этом молился отец Иоанн, и его молитвы дошли до всевышнего.


   Отец Иоанн воздвиг с помощью верующих мужской монастырь в местечке Волок, став его настоятелем, там он и почил, но чудеса не покидали его даже после смерти. На свежей могиле преподобного отца Иоанна зимой вылезла прямо из земли зелёная веточка ни-то деревца, ни-то кустарника. Всё о чём я тут написал можно найти в интернете в виде фотографий и видео файлов, всё кроме Крузака, и скрывающихся в монастыре бандитов. Теперь монахи и иже с ними переехали в мужской монастырь в местечко Волок.


   Работать в некогда рабочем посёлке стало совсем негде, отношение местных жителей к монастырям и монахам стало меняться в лучшую сторону, никто не запрещает посещать церковь при монастыре. Появилась возможность, кормиться возле монастыря и его послушников, но пока это ещё не приняло нужных объёмов. Местное население продолжает кормиться за счёт проживающих в посёлке пенсионеров. У кого нет других возможностей, занимаются частным промыслом, наверное, в этом случае им помогает Бог.