Древо власти

Владимир Емельяненко
   Может быть, я изобретаю велосипед, может быть, от кого-то услышал или где-
то вскользь прочёл:
   Государство может иметь одну из 3-х с половиной форм (степеней, ступеней).

0
   Образование государства нулевой ступени описано у Голдинга (Повелитель
мух). Приходит или проявляется самый агрессивный субъект и заявляет: "Всё
здесь - моё. Несите." Его быстренько окружают нукеры и баскаки. Собственно
государство. От власти не отделимо.
   Нулевое государство живёт не долго, пример - Золотая Орда. Быстренько
съедает почву под собой.

1
   Дальше или территорию завоёвывают соседи, или оно само трансформируется.
Надо обрабатывать почву и воссоздавать её. Но нукеры и баскаки сего
не умеют. И становятся рабовладельцами.
   Рабов надо кормить, обеспечивать им кров и одежду. Да, есть
и самостоятельные пахари. Эти соглашаются с тем, что бай и хан защищают
территорию. Пахари готовы нести дары. Появляются мурзы и судьи. Появляется
собственно государство первого уровня.
   Цель его - держать в повиновении.

2
   Социум развивается, становится разнообразнее в своих частях.
Обнаруживается, что и раба надо защищать. От соседских баев (Дубровский),
и диких бар. Задачи судьи усложняются, сам закон разрастается от простых
правил до кодексов. Разделение труда становится разнообразнее. Обмен
результатами, сиречь, торговля требует всё более сложного денежного
инструмента.
   В конце 8-го века у энциклопедистов возникает понятие социального
договора. Государство второго уровня и есть социальный договор. Посредник
между властью и народом, между другими различными слоями социума.
  Цель такого государство: обеспечение безопасности, стабильности социума.
Условий его развития.

3
   Государство, как социальный договор функционирует не только в форме
демократий в том же 19-м веке. И просвещённый монарх курирует социальный
договор.
   Вдовствующая императрица, Мария Фёдоровна курирует милосердные дела,
скажем инвалидов-солдат, малых детей. И ещё одно дело, учебные заведения.
И Смольный институт (не одни фрейлины, домашние учителя), и реальное
училище, ныне Бауманка.
   Не перечислишь здесь имена людей вкладывавшихся в развитие общества.
От Третьяковки и ГМИИ до Бестужевских курсов. Главное: в недрах системы
общественного договора вырастают форматы государства Третьего уровня.
Целью которого является развитие социума.
   Исходя из этого понятия социального государства возможно объяснить 
феномен всенародного почитания Сталина. На одной чаше весов - колхозная
барщина, смертельные схватки внутри партийной верхушки с последующими
планами репрессий, пирамидой террора. На другой - "комсомольцы на трактор",
"комсомольцы на самолёт", рабфаки, техникумы, институты и университеты.
   Стремительное развитие, взросление социума. От "безъязыкой улицы",
удивлённого платоновского героя до интеллектуала из крестьянских детей-
внуков. Это - то позитивное в Советской системе, что мы сейчас утратили.

3-
   В живых сообществах не бывает последовательного и неустанного движения
к вершинам. Человеческий социум - та же биологическая система.
И опустынивание может быть вполне реальным вектором изменения общества.
   Нынче, в эпоху фастфуда многие из нас вполне сыты. Однако государство
наше вполне соскочило на второй уровень и смотрит в первый,
рабовладельческий. Увы, реальность.
   Не стоит искать спасения от внешних источников. Очень даже
подозреваю, что фастфуд "благословенного Запада" не более человечен,
чем наш. Да и Восток вызывает подозрения.

   Пока живём там и так, как получается.