Очерк 24 о миротворцах

Вячеслав Александров 2
Александров В. Г. академик Петровской академии наук и искусств.
ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ПРАВОСЛАВИЯ. (Очерки о Любви, любви к Истине и Свободе).


НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ

Очерк 24. О МИРОТВОРЦАХ



“БЛАЖЕННЫ МИРОТВОРЦЫ, ИБО ОНИ БУДУТ НАРЕЧЕНЫ СЫНАМИ БОЖИИМИ” (Мтф. 5:9)
У кого-то из  св. отцов есть такой рассказ о праведности: один человек ушёл в пустыню и много лет посвятил молитве, совершению разнообразных духовных подвигов.  Однажды  почувствовал, что дошёл до совершенства, и не на кого стало ровняться. Потому стал просить Бога, чтобы Он указал на более достойного, чем он.  Во сне пришёл к нему ангел и сообщил, что он ответит на свой вопрос,  если  найдёт в некоем селении по указанному адресу двух женщин. Пустынник  последовал совету и встретился с ними. Они оказались совершенно обычными хозяйками, погружёнными в  семейные заботы. Но при расспросе их отшельник выяснил, что эти женщины за всю свою жизнь ни разу не поругались со своими мужьями. И когда он понял, насколько велико должно быть терпение, обеспечивающее сохранение мира в доме, он уяснил себе и то, что такое настоящая святость.
Мы находимся в состоянии непрерывной брани с людьми, во-первых, потому, что  в собственной душе мира нет, ибо разум, чувства и дух наш не могут найти общего языка. Происходит это потому, что, действуя в обыденной  жизни, пытаемся одновременно  достичь часто противоположных целей. Например, поддаваясь бесу чревоугодия, разве в глубине души  не понимаем, какой наносим  вред здоровью.  Сколько в нас есть не усмирённых страстей, неумеренных потребностей, столько в нас и воюющих друг с другом сторон.
У каждого человека есть личная зона ответственности за происходящее с ним и окружающими его людьми.  Если мы эту ответственность не принимаем, то обязательно попытаемся обвинить во всех своих проблемах других, в первую очередь самых близких. К чему это приводит? Только к ухудшению отношений. Главной задачей является установление мира между сердцем и разумом; между духом и телом. Для этого необходимо дать слово своей совести, а она, как искра Божественного разума и любви, найдёт необходимые доводы для нашего возвращения к себе, для установления гармонии  в душе  и определения истинных целей жизни. Они, конечно же, связаны с возможностью обретения  блаженства (счастья). Достижимо ли это, если  ответы на задачи, решаемые нами, находятся  в мире, “погрязшем во зле”? Нет, конечно!   Но это не означает того, что  нам следует из мира удалиться. Это бегство до добра не приведёт.  Нам следует соизмерять свои силы, и решать соответствующие им проблемы. Во внешней действительности нам ни чего не принадлежит, а потому и самые простые цели нередко оказываются недостижимым. Но есть область жизни, где мы способны почувствовать себя хозяевами. Это мир нашей собственной души, осваивая который  будем открывать в себе  возможности, позволяющие управлять и внешними событиями. 
У человека всегда остаётся свобода выбора между добром и злом, а отличить их друг от друга позволяет только совесть. Для обретения свободы от зла требуется соответствующее  напряжение воли. Свобода не есть отрицание необходимости. Ведь если  стали невольниками греха или болезни, то разве без осознания необходимости принуждения себя к освобождению из недолжного состояния, сможем укрепить свою жизнь? Поэтому для своего же блага  просто обязаны принять меры, обеспечивающие  установление мира в собственном сердце.  Для этого необходимо  помнить слова Христа о том, что прежде чем открыть своё сердце Богу, “принося дар свой к жертвеннику” “ пойди прежде примирись с братом твоим… Мирись с соперником твоим скорее, пока ты ещё на пути с ним…”. (Мтф. 5:23-25)
Почему именно миротворцы будут названы сынами Божьими? Вспомним о том,  что Бог есть Любовь. А разве может человек, не имеющий настоящей любви в своём сердце, умиротворить кого-либо?   Получать благодать  может лишь тот, кто  способен даровать свои силы другим людям.  Это возможно, когда душа очищается от страстей и  гордыни. В обычной мирской жизни  к другим, в лучшем случае, относимся равнодушно, а  близких часто лишаем права даже на  уважение. Ибо привыкли причины своих проблем искать в тех, кто с нами имеет дело.  А то, что многие  принимают за любовь, является либо сочувствием  слабости, либо выражением похоти. Любовь же является силой, пробуждающей в тех, на кого направлена, совершенные качества, т.е. она проявляет сокровенную основу людей – образ Божий. Вот когда  посредством своего отношения к человеку, делаем его сильнее и добрее, а не пробуждаем ропот и раздражение, тогда мы  и становимся несущими миру мир.  И, конечно же, если наше сердце способно отдавать любовь, то оно само начинает естественным образом наполняться благодатным духом.  Человек, сам по себе,  добро творить не способен, но как только  наша воля соединяется с Его волей,  сразу обретаем  силу, позволяющую противостоять любым атакам зла. Если Господь с нами, то кто может  устоять против нашей любви?  Когда в нашем сердце живёт любовь, оно не только способно устанавливать мир в душах близких, но и достойно, без ожесточения и печали пережить и то, когда нас будут отвергать  за приверженность к Истине.

стр 80