Не-пятый инструмент - снова о сердце

Юлия Вер
Сердцу хочется эмоциональности и теплоты, но эмоциональность тем глубже, чем глубже понимание между людьми. Но если люди внутренне далеки, если взаимопонимание слабо — они и эмоционально не могут чувствовать взаимной теплоты. То есть сердце напрямую зависит от ума. Состояние сердца связано с пониманием.
;Недостаточно сказать: «Живи сердцем!» — это поставит человека в очень слабое положение, зависимое от поведения и реакций других. Сердце вообще прежде всего работает «на себя» и только потом, образованное пониманием, может проявлять эмпатию. Эмпатия предполагает не просто чувствование состояний другого человека, но в большей степени понимание этого человека. …..
;Как мы можем почувствовать другого, если, например, у нас не было опыта того страдания, которое он сейчас испытывает? По аналогии с теми страданиями, которые мы уже испытывали в своей жизни. Мы мысленно ассоциируем себя с ним, и вспоминаем, какие болезненные или тяжелые чувства были у нас самих в тех прошлых ситуациях. Читта, манас активно участвуют в процессе эмпатии.

;Сочувствие, сострадание — тоже активная работа манаса, буддхи и читты. Как такового «сердца», которым мы чувствуем — нет… Сердце — производное активности антахкараны, всех наших четырёх внутренних инструментов. Сердца нет как отдельного от антахкараны «пятого инструмента». ….

;Могут ли наши эмоции быть сполна адекватными ситуациям? Скорее нет. Потому что на них всегда влияет наше прошлое. На них постоянно влияет наша память, читта. Хотя это не значит, что неадекватность в данном случае будет всегда означать «невпопад» и «не в тему». Просто в случае эмоций мы не можем говорить об их адекватности в некоем абсолютном смысле. Эмоциональность всегда относительна. Относительна субъектов, участвующих в данной ситуации. …

;Все наше прошлое участвует в наших эмоциональных реакциях, прошлое с самого раннего детства и до настоящего момента нашей жизни. В этом смысле самый глубоко эмоциональный человек, глубоко чувствующий других и полный эмпатии — это человек наиболее беспристрастный, разумный, объективный, логичный и понимающий. Он может даже внешне казаться холодным, но его сердце по-настоящему горячее. …

;Но что такое это сердце? В наших внутренних инструментах, антахкаране, нет ничего, что можно было бы соотнести с тем, что обычно мы называем «сердцем» — а именно наши чувствования, эмоциональные реакции. Не существуя, феномен «духовного сердца» тем не менее существует и слово применяется весьма часто. Интересное такое существование-несуществование …..

;Если мы слишком чувствительны, но мышление развито недостаточно хорошо — то мы чаще будем страдать от нашего «сердца», нежели испытывать что-то возвышенное.
Обиды, зависть, тщеславие, неприязнь, самоуничижение и др. — это активное сердце при плохо развитом уме. При глубоком анализе ситуации можно вполне справиться с этими эмоциями, перестать испытывать и заменить их нейтральным пониманием, иначе они так и будут беспокоить сердце и отвлекать ум.

;Сердце без ума плачет и радуется только о себе. Ум без сердца может думать о себе и о других, но ничего не чувствует. Ум в гармоничном сотрудничестве с сердцем — помогают стать человеку глубоко эмоциональным и душевно зрелым, любить себя и других. ….

;Слушать сердце очень важно. Но не менее важно также прислушиваться к уму. Потому что сердце говорит языком ума, у него самого нет языка, а логика его чувств — интуитивна, то есть не осознана сполна, а значит в этот бессознательный интуитивный процесс вполне может закрасться ошибка. Так что важно «причувствоваться» к реакциям сердца и вместе с этим прислушиваться к голосу разума. …..

;Излишне негативное отношение к уму вызвано недостаточным пониманием механизмов его работы. Излишняя позитивность по отношению к сердцу также вызвано недостаточным пониманием. В нашем сознании нет ничего лишнего и мешающего. Все внутренние инструменты идеально приспособлены под наши цели, нужно только разобраться с особенностями их функционирования и использовать по своему прямому назначению. Чем больше осознанности — тем более умелое управление. ….

;Сделать ум другом — не менее важно, чем сделать другом сердце. Если внутри самого же себя остаются некие «враги» — то это означает глубокий внутренний конфликт. Преодолеть его — стать настоящим другом себе. Не дружа с самим собой — как можно быть другом кому-то ещё?..

Тема непростая, продолжение как обычно следует…