Всё идёт по плану?

Тамерлан Бадаков
Намедни попалась на глаза, пожалуй, самая известная песня Егора Летова о перестройке и конце восьмидесятых. Далеко не фанат панка, но саркастичность текста меня зацепила сразу: страна разваливается, но вы не переживайте, всё идёт по плану. Почему слова меня так зацепили, я понял не сразу. А когда понял, взял ноутбук и немедля стал печатать.

Меня заинтересовала лакмусовая бумажка Страны Советов — планирование. Где-то к четырнадцати годам я осознал его эффективность. Любое действие мне тогда представлялось набором алгоритмов: первое, второе, третье. Помню, как разрисовывал поперек линованной бумаги школьной тетради (спасибо за совет, Рэй!) свои задачи корявым леворуким почерком, а потом с удовлетворением зачёркивал их одну за другой. Свою привычку я не оставил до сих пор: и поныне порчу поля тетрадей, рисуя в них непонятные кругляши.

Эта система — впрочем, как и всякая другая — нередко сбоит. Ничего нового: снежный ком незавершённых дел, амбиции или обстоятельства сбивают с панталыку, заставляя в сотый раз задуматься об эффективности системы десятилетней давности: неужели планировать — плохо?

Ошо сказал как-то, что человек — это очень сложная машина. Ключ к успеху, если верить Ошо, кроется в строжайшем следовании заданным алгоритмам без права на ошибку. Вместе с тем любому человеку свойственно иррациональное, в этом его неповторимость. Я знаю людей, планирующих каждый свой шаг и как огня боящихся ступить в неизвестность. Это несчастные люди.

Жизнь вряд ли можно подогнать в прокрустово ложе чьих-то представлений о счастье: она порой нелогична и тем удивительна. Всё чаще оставляю пустые поля в тетради, и я не знаю, правильно ли это.
Я думаю, в нашей жизни всегда должно оставаться место для чуда. Кстати, самое время.

Ведь всё идёт по плану.

26.11.2017