Моя речь к выступлению на ДК Правовая позиция

Тамерлан Бадаков
Говорят, однажды в Париже случился суд. Один из оппонентов так рьяно размахивал руками, стремясь отстоять свою позицию, что невольно задел рукой рядом сидящего зеваку по лицу. Тот зевака оказался не лыком шит и не преминул обратиться в суд на оратора с требованием наказать обидчика. «Как же! – восклицал оратор, – ведь я имею полное право махать руками, сколь моей душе угодно!» Суд пожал плечами и порешил: махать руками оратор действительно может сколь угодно, но только до тех пор, пока она – рука – не встретится с носом другого человека.

С той поры много воды утекло, но споры о допустимых величинах махов руками и длине носов продолжаются по сей день. Сегодня, например, очень модно говорить о свободе слова. Дескать, нельзя сказать ничего лишнего, кругом тотальная слежка, а правоохранителям ежедневно нужно выполнять сепаратные нормативы по поимке преступников. С развитием технологий, а может потому, что люди банально меньше стали общаться друг с другом вживую, эта заковырка перекочевала в Интернет и теперь мусолится там с удвоенной энергией.

Подливают масла в огонь резонансные дела, навроде недавно нашумевшего ролика ютуб-блогеров из Кемерово, которые в свойственной многим блогерам волюнтаристской манере осудили рекламную компанию банка «Тинькофф» и лично владельца банка Олега Тинькова. Тиньков обиделся и подал на блогеров в суд, поскольку он и его компания понесли значительные убытки. Затем, поразмыслив (или пересмотрев ролик ещё раз), бизнесмен обратился в правоохранительные органы с требованием завести уголовное дело по статье 128.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации «Клевета». В Кемерово прямиком из Москвы приехали оперуполномоченные и провели обыски в квартире одного из блогеров – Алексея Псковитина. Поднялся страшный скандал и тотальная антиреклама банка «Тинькофф» в Интернете.

Если уголовное дело будет заведено, то будет заведено оно, вероятно, по части 2 данной статьи. Я внимательно пересмотрел ролик и, если честно, состава преступления в действиях ребят не заметил, вся информация взята из открытых источников или приведены оценочные суждения. Означает ли это, что в российском Интернете нет свободы слова? Подумайте, Олег Тиньков, как и каждый из нас, имеет право на защиту своей чести и достоинства, это право предусмотрено Конституцией (статьи 23 и 46 КРФ). Почему его обращение в суд стало лакмусовой бумажкой для всех тех, кто с пеной у рта защищает свободу слова в России? Может, потому, что Тиньков действительно такой, каким его представила «Немагия»? Тогда где доказательства? Наверное, это первое, что должно приходить в голову человеку с юридическим образованием. Другой вопрос – действия правоохранителей в данной ситуации. Вызывает сомнение определение подведомственности, вероятно, она, помимо общих норм процессуального кодекса, регулируется какими-то внутренними инструкциями или распоряжениями, не разбирался, но вызывать, пардон, полицейских с Петровки, 38 в Кемерово, за 3000 вёрст от Москвы, на мой взгляд, дикость, как с точки зрения процессуальной экономии, так и с точки зрения банальной логики. Тем более, на расследование факта клеветы, которая не связана никакими путами с лишением свободы. Также я не совсем понял, на кой чёрт проводить в доме блогера, подозреваемого в клевете, обыск? По тому, что увидел и услышал я, ребята имеют основания для обращения в суд на действия блюстителей порядка по правилам статьи 218 КАС РФ.

Но вернёмся к нашим баранам. В начале выступления я говорил, если рассуждать буквально, о личной, то бишь, физической неприкосновенности. Современные устои порицают убийства или избиения, однозначно в обществе такие действия признаются девиантными. Так почему же неприкосновенность нематериальная, честь, достоинство, не находит отклик в душах многих россиян? Мы можем ткнуть в любого непонравившегося нам чиновника и назвать его жуликом и вором, только потому, что он нам не нравится, или потому что Навальный снял ролик, где этот чиновник покупает на казённые деньги кроссовки. Только имеем ли мы право вот так бездоказательно, не держа, как говорят в народе, свечку, однозначно обвинять кого-то в преступлении? Прошли времена, когда мы испытывали людей ордалиями, сегодня для этих целей созданы специальные органы, наделены полномочиями лица. Знаешь что-то и не терпится рассказать о чьих-то злодеяниях? Обратись в прокуратуру, полицию, следственный комитет. Или иди учись на юрфак и сам становись государственным мускулом.

Правовое поле Российской Федерации предполагает резонное ограничение свободы слова. В роли ограничительных барьеров выступают статьи Конституции РФ и УК РФ о разжигании межнациональной и социальной розни, оскорбления чувств верующих, клеветы, пропаганды наркотиков и другие. Мы находимся в этой парадигме, мы приняли эти законы и нам с этими законами жить. В рамках очерченной законами системы координат мы и являемся свободными в своём выражении. Говори о природе, политике, рассуждай о всемирной истории и государственном устройстве. Только помни, что всегда рядышком есть чей-то нос, который задевать ты не имеешь права. Любите друг друга! Всем мир, спасибо!

21.09.2017