10. 09. 2017

Тамерлан Бадаков
Философия в магистратуре. А стоит ли игра свеч?

В стародавние времена люди коротали дождливые вечера за партией-другой в карты: собирались в каком-нибудь трактире, разливали спиртное, зажигали свечи и начинали соревноваться в искусстве трефов и червей. Подчас игроки были настолько бедны, что их призовой куш едва ли превышал стоимость организации действа: покупку свеч, спиртного, аренды стола. Тогда-то и выдумали злые языки говорить об обоснованности игры: дескать, стоит ли так напрягаться ради крохотного выигрыша?

Я думал об этом, когда на первом курсе магистратуры шёл с одной пары по философии на другую, стоящую отдельной дисциплиной. Я никогда не считал и не считаю философию ненужной дисциплиной: будучи бакалавром, я с упоением, граничащим с восторгом, слушал певучие тирады лектора о гелиоцентрической системе мира Коперника или категорическом императиве Канта. Но когда я стал слышать это снова, уже работая и живя околосемейной жизнью, меня все девяносто минут лекции не покидала крамольная мысль: да, это нужно, но в практических знаниях о карьере и жизни я именно сейчас нуждаюсь больше. И это она самая, правда-матка, о которой не очень-то любят говорить преподаватели, прикрываясь ФГОС`ами и прочей ерундой. Мы — современный комсомол, и нам несравнимо больше нужна кирка, а не история её создания и её место в современном мире. А ещё нам, вечно суетливым, позарез пригодилась бы свободная минута.

Я не буду ругать преподавателей, которые честно и добротно зарабатывают себе на хлеб. Я хочу поругать систему, крикнуть "Караул!" седым головам в министерстве. Алло, вы действительно думаете, что работодатель на собеседовании спросит молодого юриста, читал ли он "Заратустру" Ницше или "Левиафана" Гоббса? Меня — нет, и 99% моих коллег тоже. Кажется, это повод погасить фитили и собрать карты в колоду: уж больно дороги свечи.

10.09.2017