Многоликость красоты

Стэн Ив
Как ты видишь красоту? Что дает тебе повод восхищаться? А знаешь ли ты, насколько многолика она бывает?

Смотри на людей. Спортсменов-гимнастов, выполняющих на радость тебе и остальной публике головокружительные и завораживающие трюки, на неуловимость и грациозность их движений. Вот, очередной каскад трюков, и зрители взрываются громоподобными овациями. Смотри на танцоров балета, которые двигаются вместе как единое целое, поражая зрителей слаженностью действий, выполняемых и подстроенных под музыку с точностью до долей секунды. Смотри на работу мастера, из под рук которого впоследствии выйдет настоящее произведение искусства, совершенное и прекрасное, будь то скульптура, картина, здание или музыкальная композиция. Закрой глаза. И открой вновь.

Теперь ты видишь ликующую толпу на трибунах, в экстазе наблюдающую за приковывающими взгляд движениями гладиаторов. Эти бойцы показывают красоту в другой её ипостаси. В бою. Неуловимые и смертельно опасные удары, всплески крови, дикие крики… Неистовая толпа, призывающая дать им еще, еще этой страшной красоты. Падение тела соперника, на песок падают цветы, в знак благодарности и уважения к воину, что так славно развлек публику зрелищем. Оружие вызывает то же восхищение, как и мирные произведения искусства. Танки – грозные, бронированные, хищные боевые машины, способные проходить сквозь вражеские порядки, как горячий нож сквозь масло. Совершенные обводы самолетов истребителей, монументальные фигуры военных кораблей… Ужасающая и в то же время завораживающая картина того ада, который способна принести в мир эта сила, порождение человека. Апофеоз его стремления убивать. Теперь же, друг, закрой вновь глаза, иначе вспышки взрывов ослепят тебя.

Открой и оглянись вокруг себя. Ты видишь природу. Она прекрасна, правда? Вот, та самая первозданная красота, именно она была в самом начале. Моря, горы, леса, реки, водопады, вулканы. Если увидеть все это сверху, то можно наблюдать изумительные композиции творений… чьих?.. Не знаю. Кто-то обращается к версии о Боге. Кто-то склоняется к научной версии. Разве это важно, когда видишь ТАКОЕ? Не до споров. Хочется смотреть, смотреть, смотреть… Так было тысячи лет назад. А теперь… Мы видим ту же прекрасную природу, но красота ее иная. Испорченная.
Шрамы на Земле все же выглядят естественно, но как же к ним относиться? Кто-то воспринимает их как должное, неизбежные последствия обитания людей. Засохшая земля тоже может поражать своими оттенками, как и картины, в которые складывается плотное облако смога над городами. Но красота это особенная. Красота гибели, страданий. Так можно восхититься искусному рисунку, вырезанному на живой коже. Восхититься и ужаснуться жестокой фантазии того, кто это сделал.

Что мы делаем?..