Переполох

Федоров Мистик
Переполох
Однажды в глазной больнице, где должны были делать операцию Никите Вячеславовичу Зволинскому я устроил переполох, спутав о.Павла (Гуздеева?), с о.Павлом Троицким. По дороге в больницу жена Никиты Вячеславовича рассказывала мне как в Кузнецы приехал старец Павел и с каким восторгом и уважением его там встречали. Он приехал в Москву из-за  необходимости делать глазную операцию. Я затрепетал: «Отец Павел здесь! И он сосед по этажу с Никитой Вячеславовичем» В отделении за стеклянной стеной сидел старец с повязкой на глазах. Какими-то обходными путями я попал за стеклянную стену и припал к старцу, сказав, что вот я Сережа, которому он иногда пишет. «Сергуня!»- воскликнул старец. Мы уже начали с ним говорить, как медсестра очень вежливо, но твердо вытолкала меня из стеклянного помещения, которое оказалось операционной. Потом, сопровождавшим архимандрита Павла очень выговаривали за то, что посторонний человек, которого никто не знает, даже и сам о.Павел, ворвался в операционную перед самой операцией. Те очень встревожились. А среди своих старушек, я тоже устроил переполох, сказав, что только что брал благословение у о.Павла. Не поверила Агриппина Николаевна: «Этого не может быть». Я уверял, что только что видел его в больнице. «А как он выглядит? – спросила Агриппина Николаевна.
– Ну, он такого невысокого роста, плотный, коренастый.
- Нет, это не он. О.Павел высокий, худой.
Свет померк в моих очах. Я был страшно разочарован. Да еще поднял переполох среди своих знакомых. На следующее утро, я пасмурный и унылый стоял у окна, смотря во двор. Было печально. Очевидно переполох в Москве, связанный с именами двух отцов Павлов, достиг и затвора о.Павла Троицкого. К тому времени я уже даже немного привык к космическому бытию о.Павла, но в этот раз открылись такие глубины, по сравнению с которыми пространство духовного космоса, показалось бы поверхностным.* Ни времени, ни пространства. Если бы я не знал, что это о.Павел Троицкий, то подумал бы, что вижу перед собой лик Бога. Особенно поражали световые  круги вокруг глаз. Такие световые линии вокруг глаз можно видеть на фреске Феофана Грека в Новгороде «Спас Пантакратор». Я был потрясен и утешен, возрадовался жизни. А к о.Павлу Гуздееву я приходил еще раз, мы с ним беседовали, и он приглашал меня к себе в храм на Волге, в Рыбинск. Но по своей лености я туда не собрался. ( О Никите Вячеславовиче Зволинском архм.Павел отозвался: «Он не знает своей высоты».)

*)В древних иконах «Спас в силах» синий овал, духовное пространство Ангельских сил, и другое пространство красный ромб, заключающий в себе фигуру Спасителя. Разная концентрация Божественного бытия.

Из письма о. Павла Троицкого


2 ноября 1979 г.


«… Вы пишите о видении. Вот это видение не имеет ни пространства, ни времени . Агриппина мне ничего не писала о Вас, ничего не говорила, а только по ночам своими воплями  не давала мне спать. [( за 450 км.)] Вы удивляетесь, что Богу нужны о человеке мелкие детали. Да, это бывает нужно. Многое человеку непонятно. Мысленно бываю вместе с Вами. Вы в этом году жили много  на даче, и я с Вами там же был. Хорошо у Вас, уютно, тепло. Ваш кабинет на даче уютный. Знаю, что 6/10 был у Вас приступ, знаю о Ваших глазах.  Я с Вами очень близок, очень Вас чувствую. Вот и алтари хороши. Если можно Вас просить, пожалуйста, служите раз в неделю, не исповедуйте т.к. это берет силы духовные. А там, как знаете.  …»
« … Передайте мой земной поклон Агриппине. Скажите ей, что я ее слышу. …»

***

Из книги Мотовилова о пр. Серафиме Саровском "В чем
цель христианской жизни"
хорошенько!..

Тогда отец Серафим взял меня весьма крепко за плечи и сказал мне:
- Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою!.. Что же ты не смотришь на меня?
Я отвечал:
- Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли!..
Отец Серафим сказал:
- Не устрашайтесь, ваше Боголюбие! И вы теперь сами так же светлы стали, как я. Вы сами теперь в полноте Духа Божиего, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть.
И приклонив ко мне свою голову, он тихонько на ухо сказал мне:

- Благодарите же Госпада Бога за незреченную к вам милость Его. Вы видели, что я только в сердце моем мысленно Господу Богу и внутри себя сказал: Господи! Удостой его и телесными глазами видеть то сошествие Духа Твоего, которым Ты удостоиваешь рабов Своих, когда благоволишь являться во свете великолепной славы Твоей! И вот, батюшка, Господь и исполнил мгновенно смиренную просьбу убогого Серафима… Как же не благодарить Его за этот неизреченный дар нам обоим! Этак, батюшка, не всегда и великим пустынникам являет Господь милость Свою. Это благодать Божия благоволила утешить сокрушенное сердце ваше, как мать чадолюбивая, по предстательству Самой Матери Божией… Что ж, батюшка, не смотрите мне в глаза? Смотрите просто и не убойтесь – Господь с нами! Я взглянул после этих слов в лицо его, и напал на меня еще больший благоговенный ужас. Представьте себе, в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко, на несколько сажен кругом, и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающую сверху и меня, и великого старца…