Малиновка

Алексей Раздорский
      Есть такая маленькая красивая певчая птичка  с оранжево-красной  грудкой  –   малиновка, или, как её ещё называют, зарянка. Очень дружелюбная, подпускает к себе на расстояние вытянутой руки, как будто совсем не боится приближающегося к ней человека.  Впервые увидел её у себя во дворе ещё десяток лет назад, когда в конце весны убирал пролежавшие всю зиму под снегом осенние листья.
      Птичка меня тогда так заинтересовала, что я открыл поисковик и почитал ряд статей о её образе жизни и особенностях поведения. Оказалось, что это  разновидность соловья. Малиновка прилетает к нам в апреле-мае из Китая или южных мест Европы,  откладывает яйца прямо на земле под кустиками, а осенью,  как и другие перелётные птицы,  улетает вместе со своими птенцами в тёплые края.  У самца грудка ярко-красная, а у самки – жёлто-оранжевая. И если у вас по вечерам в огороде поёт красивыми трелями птичка, но не худенький воробышек-соловей, то это, скорее всего, самец малиновки,  общающийся таким образом со своей избранницей.
     Обычно перелётные скворцы, мухоловки, зеленушки и прочие перелётные пернатые уже в сентябре-октябре собираются в стаи и покидают наши места, но в последнее время погодные катаклизмы стали сильно отражаться и на их поведении. Мягкая тёплая зима обманчиво даёт повод прикормленным птицам уютно дожидаться весны в наших краях, но внезапные похолодания губительно сказываются на тех, кто остается здесь на зимовку. Больно смотреть, как в мороз под минус двадцать эти серые или зелёные комочки сидят прямо на снегу, ёжась от холода и боясь расправить крылья. Обессилевшие и замёрзшие, они  часто становятся лёгкой добычей котов или хищных птиц. А если из-под перьев синички, воробья или другой мелкой птички пробивается  голубоватый пух,  это означает только одно – птица сильно простужена и неизлечимо больна. День-два и вы увидите околевший комочек прямо на снегу.  Я неоднократно пытался спасти больных птиц, помещая их в тепло в домашнюю клетку, но за редким исключением мои усилия были напрасными. Оставалось только погрустить и зарыть трупик в глубоком снегу.
      Падших птиц не забирали ни коты, ни вороны, ни ястребы. Наверное, это инстинкт самосохранения. А больше всего холодной зимой погибают синички  –  по статистике выживает только одна из десяти.  И тем не менее,  они всегда остаются зимовать в наших краях.
      Однажды,  лет  пять назад, именно в один из холодных дней, внезапно пришедших на смену затянувшейся тёплой  осени, я после обильного снегопада  вышел  во дворик, чтобы очистить от снега дорожку и скамейки. Сразу же обратил внимание на резкие короткие писки птичек, сигнализирующих собратьям о надвигающейся опасности. Такое бывало при появлении  ястреба,  совы или дикого кота на моём дачном участке.  В тот момент я, оглядевшись вокруг, заметил рядом со скамейкой у забора полосатую грудку сидящего вертикально на ветке сосны красавца ястреба,  сверкающего апельсиновыми глазами. Сколько раз я уже пытался отвадить его от охоты на моём участке  – все мои мягкие меры оказались бесполезными. А делать больно даже хищной птице было не в моих правилах.      
      Я  подошёл к ястребу поближе и прогнал его, но под скамейкой увидел рыжий комочек с глазами  –  это замерла от страха в одной позе маленькая малиновка.  Я взял её в руки  –  птичка совсем не сопротивлялась, как будто её одолел паралич. Принёс  домой и поместил в тёплую комнату  – у меня была всегда наготове «дежурная клетка», в которой иногда с успехом лечил раненых или заболевших птиц.  Малиновка  по-прежнему не шевелилась и находилась в состоянии ступора.  Но через час – другой  я услышал чирикание, переходящее в трели – этот крохотный птенчик ожил, клевал корм и вёл себя так, как будто давно меня знал и не боялся моего присутствия. А вечером, когда я включил усилитель и электрогитару, он даже так распелся, что мне  захотелось записать его пение на камеру.
     Меня птица  совершенно не боялась.  Когда я протягивал руку, наполненную кормом,  садилась  мне на палец и спокойно клевала зёрнышки. Очаровательная  птичка – радовался я, слушая красивое пение по вечерам и ранним утром с рассветом.
     Так пролетали дни, мой питомец чувствовал себя прекрасно, и я даже поставил клетку поближе к окну, чтобы мой гость мог любоваться картинками  подмосковного леса. Но однажды я вошёл в комнату и увидел странную картину –  моя малиновка  замерла в одной позе и никак не реагировала на моё появление. Открыл клетку, взял её в руки,  и в этот момент заметил на ветке прямо у окна знакомую фигуру ястреба.  Я, конечно же, слышал о способностях кобр гипнотизировать жертв, но то, что это свойственно и хищным птицам  –  даже и не предполагал.  Ястреба я прогнал,  но  моя птичка ещё почти целый час  сидела, не шелохнувшись. Я был просто поражён удивительным свойством ястреба. Одно дело – читать об этом, а другое – увидеть гипноз своими глазами.
      К концу апреля снег растаял и появились первые овсянки и дубоносики.  Двор начал зеленеть. Как-то утром увидел среди кустов  оранжевую грудку малиновки. Наверное, прилетела к своему дружку – подумал я, поставил клетку на траву и открыл дверцу. Тут же на моих глазах мой «певец» вылетел и присоединился к своей «подружке». Я испытал настоящее чувство радости. Всё лето почти каждый день малиновки были у меня на виду, развлекая ни с чем не сравнимым пением. Дальше всё шло своим чередом – осень, холода, и я их больше не видел.
      Но вот прошло года три, и снова тёплая осень сменилась крепкими морозами. Перелётные птицы уже улетели, остались  синички, обречённые на холода, вороны, дятлы, сойки, и всё тот же прилетающий как не дежурство полосатый ястреб-перепелятник, высматривающий ещё живых, но скованных морозом мелких птичек. За такими в  минус двадцать можно было даже и не гоняться.  Он просто хватал когтями сидящих на ветках полусонных птиц и куда-то улетал.  И с этим ничего нельзя было  поделать – такой уж он «мир»  у птиц и зверей.
      Но  как-то морозным утром я случайно заметил птичку, распластавшуюся на снегу и  пытавшуюся взлететь.  Не знаю  почему  -  то ли из-за повреждения крыла или обморожения, она  не могла взлететь и сесть на ветку. Обречена – подумал я. Подошёл вплотную и  увидел знакомую оранжевую грудку. Неужели опять малиновка осталась здесь зимовать,  – с чувством глубокого сожаления подумал я.  У птицы был очень жалкий вид – возможно,  сломано крыло,  да и движения очень странные, похожие на судороги.  Но я всё же решил забрать её домой.  Посадил в клетку, согрел.
      Это была самка – менее яркая, чем живший у меня  самец, грудка не красная, а  чуть оранжевая, но что-то с ней было не так. Клевала корм, пила воду,  даже не пытаясь сесть на палочку.  Ладно – завтра будет понятно – подумал я, и оставил птицу в клетке на ночь у батареи отопления рядом с окном.
      Утром мне показалось, что моя малиновка стала выздоравливать и как будто пыталась прыгать по клетке. Я сидел в соседней комнате, смотрел телевизор, но внезапно  услышал  странные звуки. Подошёл и увидел ужасную картину - птичка беспомощно барахталась на спине, не в силах встать на лапки. Открыл клетку, пытался как-то помочь, но малиновка угасала прямо на глазах   –  начались судороги, и она околела. И в этот момент я снова увидел сидящего рядом с окном ястреба. Всё стало ясно – у птицы случился инфаркт при виде хищника. Я ничего больше сделать уже не смог. Только закопал тушку в снегу у ограды. А  душу щемила боль от собственного бессилия  –   может,  не  надо было мне тащить птичку домой и запирать в клетке?  Сама бы справилась с  хворью. Или,  даже если бы и погибла, но только без моего участия.  Меня  угнетало чувство грусти и досады.
      В плохом настроении прошел день. Наутро вышел прогуляться. И в тот момент ко мне под ноги прямо из-под кустов выпрыгнула такая же птичка, только с ярко-красной грудкой. Это был самец малиновки. «Дружок» той птички, что умерла в моей клетке. Но он, наверное, надеялся, что его «подруга» жива и находится внутри дома. Каждый раз самец появлялся у крыльца, когда я открывал дверь, садился у окна вплотную к стеклу, пытаясь заглянуть внутрь дома.  Я не находил себе места  – хотелось как-то помочь маленькому существу.  Стал обзванивать ловцов диких птиц –  нет ли у кого самок малиновки на продажу, но бесполезно.  Перелётных птиц отлавливают  в апреле-мае и всех нераспроданных выпускают к концу осени на свободу.
      Один заводчик даже попытался взять у меня заказ и по цене почти как за говорящего попугая привезти самку малиновки из Молдавии.  Я был на грани того, чтобы выложить приличную сумму и купить птичку одинокому самцу только ради того, чтобы избавиться от чувства вины перед маленьким существом. А самец ещё дня два преследовал меня, но потом внезапно исчез, и больше я его не видел.
      Время всё лечит – проходит и  боль отчаяния,  досады и обиды на самого себя за собственные промахи и ошибки. Но я всё равно  не мог очистить душу от щемящего чувства вины за погибшую в моих руках птичку. Ведь именно такую я несколько лет назад  спас от холода и зимней стужи. И всё тогда получилось как надо!  И птица уцелела, и у меня было чувство выполненного долга перед попавшим в беду маленьким существом. Но не в этот раз.
      С тех пор я больше не прикасался к диким птицам  – дело  самой природы решать судьбы своих детёнышей. Если у меня не было уверенности, я уже не пытался кого-либо спасать.
      Но как-то я зашёл в зоомагазин и увидел в клетке парочку очень красивых забавных птичек. Сидели на жердочке, прижавшись друг к другу,  и щебетали, как будто всё происходящее вокруг их совсем не заботило. Я сразу же подумал о своих малиновках.
      Парочка в клетке оказались амадинами -  маленькими австралийскими птичками. Продавец объяснила – уход минимальный, корм, вода, иногда немного травы, и каждый месяц пара будет приносить потомство.  И я решился  – чтобы заглушить боль о погибшей птичке, купил этих маленьких красавцев. И не разочаровался!  Чувство вины утихло, и я успокоился.
      А маленьких амадинов у меня теперь полная клетка – за год пара родила почти 40 птенцов. Но все живут дружно, не создавая проблем, а  в доме чистота и порядок. Спасибо китайцам – делают большие очень удобные клетки.
      Вечером в доме – тишина, утром и днём – щебетанье и трели как в джунглях. Только кот озабоченно глазеет на птичек, часами сидя рядом с клеткой. Но у меня  на душе уже спокойно. Ведь благодаря мне на свет появились красивые маленькие птички.  Только иногда всплывает щемящее душу воспоминание…