Пирамидон Казбека

Галл Гелиа
Легенды Казбека
Гора окутана множеством легенд, которые любят передавать местные жители. По их утверждению, именно к этой вершине был прикован Прометей за передачу людям огня.  И с этой горой красивая легенда, связана с пещерным монастырём Бетлеми. Если верить СМИ канонизирован ингуш который указал  Авраама пещеру.. Вероятно с этой горой связана история религии пророка Абра, Авраама, который по велению Бога ушёл со своими сотнями единомышленников в Месопотамию, где религия от новых членов религии могла из хурритского большинства , стать семитским большинством...
На ближайшем чеченском, грузинском примере наблюдаем как  меняются общества от мигрантов.. Вероятная история рождения народа коранического Бен Исраиля ..( прошлые темы)
Ингуши именуют горы Казбек и Эльбрус гнездовыми горами( Бен- пирамидон)

Казбек -
одна из высочайших вершин Центрального Кавказа, 5033 метра над уровнем моря. Священная гора древних ингушей, заповедная ледяная страна. Данное название горы возникло и вошло в обиход в первой половине 19-го века с подачи русских, подменивших исконные названия гор, которые существовали у проживающих здесь народов. Полагают, что в основу названия легло имя огрузинившего ингушского рода Казбеги-Чопикашвили. Казбек этимологизируется с ингушского как , то «Къаьзи - би»
. Башламкорт/Баш-лоам-корт - ( по другой версии в основании ингушского названия горы Казбек - слово Гнездо - Бе.. ( в Древнем Египте Гелиополе где боги пришли с Кавказа, пирамидон называется Бен- гнездо, все ингушские башни отличаются пирамидоном, пирамиды несут этот знак и тд)
древнейшее ингушское название горы Казбек. Гнездовая гора, гнездовая вершина.. !!

Охотник на туров ингуш  Иосиф,  сын Бузурта Газикова, стал первым человеком, покорившим гору Бешлам-корт (Казбек) . обнаружил на ее вершине  "палатку Авраама... и поднес он царю Ираклию  кусок той палатки", а его сын и пятеро внуков   связали свою судьбу с этой горой и  навсегда  вошли в историю вместе с ней!
"Житель аула Гвилети, охотник за турами Иосиф Бузуртанов,  является первым человеком в истории, который поднялся на вершину Казбека во второй половине 18 века, в период царствования Ираклия Второго(1744-1798гг)
Городской архив г. Тбилиси  Газиков Б.
"Иосиф Моховец по воле Божьей  совершил восхождение на вершину Казбека, на которую не ступала нога человека, и видел там  палатку Авраама...и преподнес он царю Ираклию кусок той палатки"
Из брошюры  Асланишвили И. "Альпинизм в Грузии"Высеченную в высоких скалах Казбека пещеру в XVIII веке упоминал и грузинский учёный-историк царевич Вахушти Багратиони в «Географии Грузии»:
В скале Мкинвари, весьма высокой, высечены пещеры, и называют их Бетлеми подъём туда труден: ибо с пещеры спущена железная цепь и по ней взбираются. Говорят, что там находится колыбель господа и шатёр Авраама, стоящий без столбов, без верёвки, (сказывают) и о других чудесах, но я умалчиваю о них. Под ними имеется монастырь, высеченный в скале (эта) ныне в пусте[1].
 Название переводится как «вершина тающей горы», где «баш» - тающей, «лоам» - горы, «корт» - голова (вершина). Вершина этой горы у ингушей - обитель эпитет Бога  «Верховного Ткъа». С его вершины ингушский «прометей» Кур-къа унес для людей растения и живность, за что понес жестокую кару: он «прикован в одной из пещер на склоне горы к скале цепями и орел клюет его печень». А «злая мать вьюг» Фуркъи (Дарза-нана или Химих-нана) стережет эту пещеру от смельчаков, которые пожелают спасти гордого нарта. Вершина Баш-лоам-корта имеет два пика, которые разделены впадиной. Каждый из этих пиков имеет свое название. Очевидно Греческая легенда о Прометее Куркъо - связана с этой ингушской легендой, ингушское название Закавказья НА'НА Курше , река Кура, этноним куриты, хурриты.
/
ТхаршетиТкъарша-т1е-
горная вершина (3417 м.) к востоку от г. Казбек и поселение у ее подножия на Военно-грузинской дороге. Название вершины имеет непосредственное отношение к древнему ингушскому преданию о вселенском потопе: «...особенно почитался монастырь на Казбеке. За злость людей, говорили гвелетцы, бог послал всемирный потоп; он оставил в живых лишь одного старца с семьей; они сели в ящик, и немедленно после этого пошел проливной дождь и затопил всю землю. Корабль их пристал к Башлоам-корту и исчез в волнах, оставил их на ледяной вершине горы. Бог велел им есть лед...» («Гулетовцы», газета «Кавказ», №151, 1894 г.) «Священный лед» этот ингуши так и именовали - «ткъар-ша», то есть, «лед Ткъа», или «божественный лед».. Отсюда и название этой вершины - «ткъар-ша-т1е», то есть, «над божественным льдом» или, «над льдом Ткъа». Этот эпический мотив вскармливания льдом дошел до наших дней в хвалебной фразе старших, обращенной к отличившимся в чем-то молодцам: «Ша биа берти!», то есть, «питавшиеся льдом, волчата!». Вероятно, отсюда идет и традиция ингушей именовать горные родники, воду которых использовали для культовых целей, словом «т1къар-ша». Таковым, в частности, является родник Ткъар-ша-«целебный источник «удивительных свойств» у подножия Маьтт-лоам, недалеко от Бейни. (А. Сулейманов. «Топонимия Чечено-Ингушетии», ч. 2 с. 16)
В основании многих исторических названии горы Казбек и Эльбрус и Бога горы, лежит ингушское слово Ша ... Г1ал, Тарш и тд река Эльбруса Кубань - река Галга/Калкан, река Малха, Малки.. Индийские финикийские, еврейские имена богов возможно связанны с ингушскими терминами гор. Эл - шаддай..Шива/Кала, Калка аватар и тд
/

Гергети/Герга-т1е-
одно из древнейших ингушских сел Приказбечья. Оно расположено на склоне г. Казбек. Сохранился древний храм над селом. С селом связаны многие предания из древней ингушской мифологии: «Мехкинана», «О старце и его сыновьях» и др. Возможно, что ингушское слово «герге» здесь имеет значение «Георгий», поскольку расположенный выше храм посвящен этому христианскому персонажу. Очевидно и наличие ингушского топоформанта «т1е». По преданию, когда гергетцы ушли на богомолье в «Бетлеми», враги напали на село, заняли гергетскую башню. Затем всячески их притесняли. Двое гергетцев - Кистаури и Циклаури добились освобождения села от врагов, за что получили от общины награды. (И. Арджеванидзе, «ВГД», Тбилиси, 1954, с. 217)
 Генешберг/Генеш Мта/Г1анаш-берд -
гора, на которой находится древний Гергетский храм - аналог Тка-ба-ерд на р.Ассе. Название происходит от ингушского Г1анаш-берд - «твердыня Ганыш», где «Ганыш»-древний храм, (ср. с «Йерди Ганишианебис» в с.Чабано Тионетского района). Но есть основание предположить, что название этой культовой вершины сложилось, аналогично Тхаба-ерд, из ингушского «Г1анаш б 1а ерд» - «храм Г1анаш». Это название горы приводит К.Кох, который в середине 19 века проезжал по ВГД. (К. Кох, «Путешествие через Россию к Кавказскому перешейку в 1837 и 1838 году»). Источник 19 века отмечает: «...Казбек являлся как бы центром мифологии ингушей. В ущельях возле горы имеются церкви и развалины, которые были одинаково почитаемы грузинами и ингушами. Особенно почитался монастырь на Казбеке...» («Гулетовцы», газета «Кавказ», №151, 1894 г.)


- Орцвери/Оарце-
высокая ледниковая вершина к востоку от Баш-лоам-корта (4177 м.) Название вершины принято переводить из грузинского как «две вершины», где «ор» - два, «вери» - гора. Такое объяснение представляется ошибочным, хотя бы потому, что оно в этом случае звучало бы как «Ор-вери». В игушской лексике есть слово «орц», «оарц»», в значении «выступ горы». Кроме того, ингушское название этой горы - Оарц-корт, может также переводиться как «вершина Орца» или «вершина тревоги», где «оарц» - «набат», «тревога». Вероятно, название это связано с ингушским братством Оарц-хой, которое издревле локализовалось в окрестностях Баш-лоам-корта и осуществляло функции охраны прохода. Данное слово знаковое, корень Ор - во всех названиях долин и рек из ущелья, пограничных рек и тд