Герой четырёх держав...

Александр Коваленко 5
                Серия: Удивительные истории, интересные факты

                Истинный герой отличается простотою нравов и
                нежностию чувств в мирное время,
                мужеством и храбростью на брани и
                пламенной любовью к Отечеству.
                Фёдор Николаевич Глинка.

    Я знал этого человека ёще пацаном. И, для нас сопливых, он не был ни каким ни Героем, ни Сергей Ивановичем, а просто: - дядя Серёжа, или просто Болгарин.
    Дядя Серёжа мог запросто прокатить на машине и даже дать порулить, посадив на колени.
    Остановить и поинтересоваться: - как дела в школе, или проезжая, приостановив автомобиль приветствуя нас мальчишек, помахать как взрослым рукой, крикнуть: - "родителям привет".
    О том, что дядя Серёжа Герой Советского Союза, я узнал только лишь в классе третьем. Когда Сергей Иванович, с женой, по приглашению моих родителей, 9-го мая, отмечали у нас годовщину победы.
    Традиционно, у нас в селе на День Победы, жители собирались у памятника на митинг по случаю праздника. После торжеств, объединившись, поминали павших и чествовали здравствующих. Привыкший к боевым наградам отца, я ни разу не видел Звезды Героя. И вот в этот день, я увидел на лацкане костюма дяди Серёжи маленькую ЗВЕЗДУ. По интересовавшись я спросил у отца: - что означает эта награда? и узнал кто такие герои.
    Много лет спустя, будучи офицером, ещё в те времена Советской Армии, мне удалось побывать на майские праздники в гостях у родителей. К тому времени, я уже тоже был орденоносец, сидел за одним столом (уже можно было) с моими ДОРОГИМИ ВЕТЕРАНАМИ: - отцом Николаем Андреевичем и односельчанином Болгарином Сергеем Ивановичем. Слушал их фронтовые истории.
    Вот одна из них.
    Когда началась война, 1б-летний сельский парень Сергей Болгарин был учеником одной из одесских школ фабрично-заводского обучения: хотел, стать слесарем-водопроводчиком. Но вместо весёлого купания в море в дни летних каникул ему с друзьями предстояло демонтировать заводское оборудование и отправлять его в глубокий тыл. Затем и школу ФЗО эвакуировали на Северный Кавказ. Через год и здешние тыловые места стали прифронтовой зоной.
    Военкомат города Кизляр призывал в те дни всех, кто мог держать в руках оружие. В это время здесь в городе формировался кавалерийский полк, в основном из местных джигитов-дагестанцев, лихо летавших на лошадях. Попросился в кавалеристы и Сергей. Как и следовало ожидать, экзамен по верховой езде он провалил, но всё же парня (очень уж просился) приняли в полк и определили на конную тачанку пулемётчиком, легендарно с Гражданской ,«Максима».
    — Будешь у нас, как чапаевский Петька, — сказал ему командир полка.
    Конников 88-го кавалерийского полка 32-й дивизии бросали на многие участки боевых действий, где требовались внезапность прорыва фронта или рейд в тыл противника. В одном из жарких боёв пулемётчика, рядового Болгарина,ранило. Для кавалеристов это была ощутимая потеря. Сергей во всех боях и огневых переделках поддерживал товарищей мощным пулемётным огнём. Отправляя раненного, в госпиталь, командир взвода лейтенант Жиманов сказал: — Как подлечишься, обязательно, сразу возвращайся в нашу часть. С тобой легко воевать: ты геройский парень.
    Залечив раны, Сергей догнал родной полк уже на белорусской земле. И снова рядом с ним его боевой товарищ, «Максим». В тот день полк, получил задание овладеть селом Шаки. Но гитлеровцы, разгадав этот замысел, решили перехватить инициативу и внезапно большими силами перешли в контратаку. Кавалеристы даже не успели оседлать коней, засели надолго в оборону. С карабинами, конечно, много не на воюешь, потому большую надежду бойцы возлагали на пулемёт Болгарина.
    «Серёжа, давай огонька!» — упрашивали они его. Но Серёжа был выдержанным, не торопился. Когда немцы приблизились метров на триста, он нажал на гашетку. Длинными прицельными очередями он остановил лавину наступавших фашистов. Моментально поредевшие ряды противника сначала залегли, а вскоре и отступили, оставив на поле около 25-ти убитых и много раненых.
    Через два дня Сергей снова отличился, теперь уже в бою близ села Татарин. Здесь,отражая вражескую атаку, лихой пулемётчик, уничтожил до полусотни гитлеровских солдат и офицеров.
    Впереди — город Лида. Кавалеристам была поставлена задача, прежде всего, захватить мост через реку Дзитва. И здесь, уже в который раз после возвращения из госпиталя, Сергей Болгарин проявил настоящий героизм.
    В Центральном Архиве Министерства обороны хранится донесение командира полка, посланное в штаб дивизии.
    Вот выдержка из него: «10 июля 1944 года в боях за переправу через реку Дзитва в районе села Пожичаны Лидского района пулемётчик С. Болгарин, ведя ураганный огонь, рассеял вражеских сапёров, которые стремились высадить в воздух железнодорожный мост. При огневой поддержке пулемёта Болгарина четвёртый эскадрон захватил мост в полной исправности...».
    Далее сообщалось об отбитых вражеских атаках, о том, что Сергей Иванович в тот день уничтожил более сотни гитлеровцев, среди которых был и командир 31-го полка войск СС, награждённый тремя железными крестами.
    Но этот героический бой был последним для отважного пулемётчика. Артиллеристы противника засекли его огневую точку и открыли по нему ураганный огонь. Ефрейтор Болгарин был тяжело ранен и более полугода лечился в госпитале.
    Но затем был сюрприз - прямо в госпитальной палате ему вручили орден Ленина и Золотую Звезду Героя — за тот памятный бой у железнодорожного моста.
    …Сергей Иванович Болгарин хорошо помнит, как отмечал свое семидесятилетие. В тот день почтальон села Покровки (где проживал Герой, прим.авт.), принёс ему более десятка писем, поздравительных телеграмм и открыток. Среди них было и письмо Кришнева жителя города Лида.
    Он писал: «Многоуважаемый Сергей Иванович! Пока что не пришлось лично познакомиться с Вами. Но знаю, что Вы Почётный гражданин нашего города. Мы все здесь помним о подвигах, которые Вы совершили на белорусской земле.
    Мемориальная доска, установленная на берегу реки, рассказывает о том, что пулемётчик Сергей Иванович Болгарин не дал взорвать этот большой железнодорожный мост. Мы горды тем, что за бой в наших местах Вам было присвоено звание Героя Советского Союза. Потому мы считаем Вас своим национальным Героем».
    А вот письмо из военного комиссариата г. Кизляр, где Сергей Болгарин призывался на фронт. Военный комиссар города, поздравил его с юбилеем, сообщил, что в военкомате на видном месте висит его портрет. И что дагестанский народ считает его своим Героем.
    Были поздравления из соседней Молдавии. Во многих кишинёвских изданиях и официальных государственных документах, где называются имена граждан, носящих звание Героя Советского Союза, значится и имя С. И. Болгарина:
    - он родился и провёл детские и юношеские годы в селе Коротное Слободзейского района Молдавии.
    Своим Героем считает фронтовика и Украина. После войны Сергей Иванович поселился в небольшом селе Покровка Раздельнянского района, Одесской области, где в местном колхозе им. Щербакова проработал водителем более четырёх десятков лет.
    После того, как бывшие союзные республики стали независимыми государствами, покровчанин Сергей Иванович Болгарин стал Героем как бы четырех держав. Таковым его считают белорусы, россияне, молдаване и украинцы.
    Когда в 1985 году в Москве готовился парад в ознаменование 40-летия Победы, туда пригласили и Героя Советского Союза, покровчанина Сергея Ивановича Болгарина.
    — Мы шли по Красной площади в сводном батальоне, где все — Герои Советского Союза, — вспоминал дядя Серёжа.
— Нам было по 60 и более лет. Рядом со мной шли маршалы, генералы, офицеры, солдаты. У нас у всех было одно звание — ВЕТЕРАН.

               
                © Александр Коваленко 5.      16.12.2018.

Произведение представлено в ежегодном книжном издании Антология русской прозы 2019. Книга пятая. Москва Издательство Российского союза писателей 2020.С.125-131.