Пенсионерская осень. Продолжение

Татьяна Боронтова
Октябрь.

Приближается репетиция нашего эпизода. Мы с Мариной шагаем в кинотеатр и читаем на ходу по очереди роли. Не забывая, что это комедия, я придумала, что в сцене нашей встречи после слов "Амнистия!" я могла бы пуститься в пляс, высвободив из рукава платок. Но Марина не одобряет этот манёвр.
Актёр на роль моего мужа ушёл в запой, так и не дождавшись своего звёздного часа. Но пришёл другой мужчина, первый раз видевший пьесу.
Мы принесли 3 стула в душную маленькую комнату и приступили к созданию образов. Начали, как обычно, с разбора ролей. Татьяне Анатольевне не нравится, как я читаю:
- Татьяна, ну зачем вы каждое слово обыгрываете?
- Я уже в образе, - отвечаю, волнуясь.
В основном преподавательница делает замечания Марине. Мы начинаем сцены снова и снова. После часа работы я путаю реплики.
- Можно, Кира теперь исполнит роль мамы? - говорю.
- А как же актёры без конца репетируют на сцене? -  недовольно реагирует учительница. Но я решаю, что имею право участвовать в диалоге и сообщить, что устала. Выходит Кира с каменным выражением на лице. Она говорит скрипучим, старушечьим голосом, а Нину манит к себе пальцем (по-моему, слишком глубоко копнула, стараясь сыграть по-своему, как она поняла роль).
- Татьяна Анатольевна, можно домой? - оглашаю я свои намерения, считая, что имею право уйти, так как на протяжение целого месяца 2 раза в неделю наблюдала игру своих товарищей по великому искусству лицедейства.
Выхожу из кинотеатра на свежий воздух, поняв, что мне больше не интересен этот проект, потому что я не получила никакого удовлетворения от репетиций. Но самое главное, играю не хуже, чем другие.
Я с облегчением выбрасываю из рюкзачка пустую бутылку - реквизит.
Стараюсь сосредоточиться на приятных моментах дня и вспоминаю добрые слова в мой адрес друга из "Одноклассников": "Пусть каждый твой день будет прекрасным, как лазурное озеро, как красивый яркий цветок, как твоя улыбка".
Вхожу в квартиру, где вкусно пахнет фаршированными перчиками, заранее томлёными на сметане и сливочном масле. Радостно обнимаюсь с внучкой. Она оживлённо рассказывает про то, как для урока технологии приготовила вкусные блюда, которые мы с ней предварительно обговаривали: лаваш с зеленью, ёжики из печенья, морс. 
- Полина, умница ты наша, хозяюшка!
- Технология - это труд? - деда вспоминает, как учился его племянник:
- Ты чего уроки не делаешь?
- А нам не задали.
- Почему?
- У нас было два урока труда, две физкультуры и два пения, - отвечал ученик.
- И так до конца школы у него было всегда два труда, две физкультуры и два пения.
Звонит Петрова Татьяна Анатольевна.
- Добрый вечер, я хочу вам сказать, что у Вас сразу всё хорошо получилось.
- Спасибо за звонок, но я испытала один только стресс.
- Кира очень неестественно играет, просто кошмар! Там работать и работать над ролью!
- Татьяна Анатольевна, да Вы из любого человека артиста сделаете!
- Конечно, если бы товарищи играли хорошо, я понимаю, Вам было бы интереснее.
- Мне как раз понравилась игра товарищей, - лукавлю, - я торопилась домой, потому что внучка пришла.
- А сколько ей лет?
- Старшей 11, а в Москве две внучки: 2 и 5 лет. Я уже не приду на следующую репетицию, дочь попросила приехать завтра.
- Вы с мужем живёте?
- Да.
- И дети от него?
- Да!
- Вы счастливая женщина!
- А Ваша дочь не актриса?
- Она закончила иняз пединститута. Татьяна, жду Вас на репетиции после возвращения из Москвы.
(окончание  читайте в рассказе "Пенсионегская осень. Ноябрь")

Утром по дороге на вокзал думаю, что с актёрской карьерой покончено: приятнее проводить свободное время, гуляя по тихим улочкам любимого города. На автовокзале объявляют, что вот-вот подойдёт автобус, следующий из Шацка на Москву. Но он задерживается из-за пробок. Наконец подходит, открывается дверь. Один за другим, с озабоченными лицами выходят пассажиры, почему-то без багажа, торопятся в здание вокзала.
– А почему нас не сажаете? – спрашиваем мы у контролёра.
Оказывается, ждём возвращения на свои места страждущих. Слегка повеселевшие, но по-прежнему в стрессе, они проходят в салон и жалуются:
- От самого Шацка без санитарной остановки.
- Экономили время, потерянное в пробках.
Две пассажирки, проникшись искренним сочувствием к землякам, имевшим огромную нужду, но не имевшим никакой возможности, поспешили на вокзал сделать свои дела, успев вернуться за минуту до отправления.
В междугородных автобусах давно отменили туалеты и телевизоры. Из доступных удовольствий только радио, которое включает водитель, метр с кепкой. Звучит приятная мелодия:
"Кружатся, кружатся осени листья
Словно в цветном кино, а может быть, снится?
В зеркалах-лужицах жизни страницы.
Кружатся, кружатся любимые лица".
За окном родные берёзки чередуются с высоченными корабельными соснами. Кое-где видны занесённые осенними листьями покрышки от автомобилей. До и после Луховиц мелькают вдоль трассы плотно стоящие, добротные и не очень дома на длиннющей улице Куйбышева.


Здравствуй, Москва! У метро Бунинская аллея" тихо, просторно. В осеннем воздухе пахнет по-весеннему, арбузами. На Черневском пруду в зарослях зелёной осоки, сочного тростника и болотного рогоза плавают серенькие кряквы и ныряют щеголеватые селезни. По асфальтовым дорожкам обгоняют друг друга дети и взрослые на самокатах, велосипедах, роликах и современных гироскутерах.
Мне навстречу бегут в ярких курточках внучки Мирослава и Стеша. Я раскинула руки в стороны, обнимаю их.
- Баба, завтра на лошадках пойдём кататься?
- Обязательно.
- А я в садик хожу и ещё на занятия черлидингом.
- Нравится тебе?
- Да! Скоро на соревнования.
Неделя в столице заполнена приятным общением с внучками. Мы гуляем, играем, читаем, рисуем. Молодые родители успевают побывать в театре и в кино, пользуясь моментом. Сегодня с утра они ездили по делам. Как в анекдоте, «возвращению родителей больше всего была рада бабушка», и как только они вошли в квартиру, я ровно через пять минут уже у метро. Есть важное дело на Телецентре, где по адресу: улица Академика Королёва, 12 располагается редакция любимой программы «Что? Где? Когда?».
Сижу в переполненном вагоне, глаз цепляют строки, написанные на рюкзаке у девушки:
"А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?"
Из интернета я списываю забывшиеся строки Маяковского:
"Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочёл я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?"
Как гениально Маяковский создал новый формат, заявил о себе в поэзии и литературе! 

А у меня нет ни ума, ни фантазии. Так говорю я себе, когда очередной вопрос, посылаемый в любимую передачу, остаётся незамеченным её редакцией. Но если убрать из моей жизни зависть, жадность и жажду славы, то в ней найдётся место для улыбок, радости и добрых дел. Размышляя так, продолжаю движение к 540-метровой башне Останкино, видной от метро "ВДНХ", и оказываюсь у небольшого чистого водоёма с надписью: "Дворцовый пруд". Спрашиваю у девушки с детской коляской:
- Скажите, пожалуйста, а что это за церковь?
- Это храм в усадьбе Останкино - бывшей загородной резиденции графов Шереметьевых, - с улыбкой отвечает она.
У этого необычного зеленовато-красного старинного храма 17 века я делаю фото.
У КПП выстроилась огромная очередь, человек 100. Какой-то молодой человек с вытянутым лицом спрашивает у меня:
- У вас есть пригласительный?
- Нет. Скажите, где редакция программы "Что? Где?" Когда?"
- Не знаю, я хочу попасть на "Поле чудес".
Симпатичная брюнетка с модной стрижкой "каре" предлагает мне пройти на съёмки по её пригласительному. Я соглашаюсь. Это интересно!
По дороге в студию я заглядываю почти во все кабинеты:
- Вы не скажете, где находится редакция "Что? Где? Когда?"
Галина с пониманием и юмором относится к моей настойчивости.
- А почему ты по почте не пошлёшь? - интересуется она. У Галины неспешный говор, её приятно слушать. Чувствуется, что она во всём нетороплива, спокойна, обстоятельна.
- Я так и сделала, а передать хочу небольшой предмет, похожий на ключ, которым пользуются сборщики мебели. Пусть знатоки догадаются для чего это? (секрета пока раскрывать не стану).
Бандероль в конце концов удалось пристроить в надёжные руки.
- Раз в неделю приходит человек и забирает мешок с вопросами, - уверяют меня 2 журналиста.
С чувством выполненного долга я вспоминаю:
- Галя, я ведь даже глаза не подкрасила! А если попаду на большой экран?
- Бери мою тушь, хоть ты и так хороша!
Мы входим в небольшой зал, наполненный фиолетовым сиянием. Нам не достаются выгодные места, которые точно попадут в кадр. Но в конце концов Галина оказывается прямо за тройкой игроков. Её я увижу по телеку 7 декабря наверняка. Я прошла на верхние места.


В зале оживление - появляется Якубович:
- Каждый раз выдаём пригласительные на 150 зрителей. Откуда берутся 400, непонятно! Дорогие друзья! Вам придётся провести 1,5 часа в этом жарком помещении, снимите тёплые вещи. Разрешается пить воду, но нельзя жевать жвачку: вдруг крупно на первом канале вы увидите свою задумчивую жующую физиономию!
Рядом со мной сидит женщина с дочерью. Мы улыбаемся.
- Перед вами выступят непрофессиональные актёры, - продолжает вводить нас в курс дела Леонид Якубович. Представляете, как они волнуются сейчас. Поддержите их своими аплодисментами и радостными эмоциями. Звучит весёлая мелодия, и первая тройка участников подключается к игре на тему "Обычаи и традиции славян".
По рельсам вперёд и назад движется огромная аппаратура, которой управляет оператор, сидящий на высокой лестнице. Камера в основном крутится в трёх направлениях. Есть ещё одна, поменьше, но она, по-моему, тоже игнорирует меня. Я всё равно широко улыбаюсь на всякий случай. Внимание камер сосредоточено на диалоге Леонида Якубовича с мальчиком лет 10. Тот не может вспомнить, где и кем работает его мама, крутящая барабан.
- Зайду с другой стороны, что мама приносит с работы? - продолжает пытку ведущий программы.
- Продукты, еду, - под общий хохот зала жизнерадостно сообщает парнишка.
- Мама в магазине работает?
- Нет, - держит интригу мальчик, а его мама в это время думает над буквой. Может, они заранее договорились тянуть время и получить шанс разгадать слово?
Якубович сдаётся:
- Ты дома последний раз когда был? 
"Как всё-таки мало общаемся мы со своими внучатами. Наши независимые взрослые дети гордятся, что обходятся без бабушек и дедушек, а сами работают до поздней ночи, не зная, чем заняты дети", -  думаю я, изображая довольное лицо, вдруг снимают.
Появляется вторая тройка игроков.
- Ну?! - обращается Якубович к стройному сорокалетнему мужчине в синем стильном костюме.
- Цветы в студию! - замешкавшись лишь на секунду, произносит тот и, чтобы загладить своё невнимание к женщинам, приобнимает их, даря цветы.
- Скоро наша программа будет называться "Давай поженимся!" - тут же реагирует Якубович.
Мужчина быстро отгадывает слово "коромысло", которым девушки измеряли расстояние от ворот до крыльца суженого.
- Игорь, Вы же не случайно здесь? Что же Вы стоите? - спрашивает его Якубович.
Он поднимается на сцену и приятным голосом под великолепнейшую мелодию поёт авторскую песню о первой любви.
- Догадываюсь, как Вас любит народ. Вы ведь председатель колхоза в Ростове-на-Дону? Да ещё так здорово поёте! - говорит Якубович.
Пока крутится барабан, я представляю этого симпатичного мужчину в дорогом костюме среди колосящегося огромного пшеничного поля, разговаривающего с трактористами.
Он уже в финальной тройке игроков, но не отгадывает слово "бирюльки".
- Буквы "ь" и "ю" редко встречаются, - участливо произносит в его защиту моя соседка.
Игра окончена! Финалисткой становится Татьяна Золотова из Твери! Я спускаюсь к Галине, чтобы сняться на фоне блестящего автомобиля и горячего самовара. Рядом со мной отвечает на вопросы победительница программы. Журналистка просит её повторить подготовленный текст:
- Этот день с утра не задался: убежал кофе, разбилась чашка, задержался транспорт. И вдруг такая удача! Я финалистка шоу "Поле чудес"!
Звонит мой мобильник:
- Мам, ты где?
- На "Поле чудес"!
- Ничего себе! Мы в кино хотели сходить. Ты скоро придёшь?
- Уже бегу!
Я быстренько бросаю в рот виноградинку. Вообще-то на столах уже и так ничего не осталось.
- Ты уже исчезаешь? - разочарованно произносит Галина.
- Нужно успеть к 19.00. С внучками посидеть.
- Ну что же они тебя так торопят? Я думала, погуляем.


Выбегая из телецентра, вижу на КПП знакомую спину в модном костюме.
- Игорь! Вы мне больше всех на игре понравились! Можно с Вами сфотографироваться? - я снимаю пальто.
- Я тогда тоже разденусь, - говорит он, передавая куртку красивому молодому человеку.
- А Вы кто? - обращаюсь я к нему.
- Сын. А Вы не первый раз на съёмках шоу? - спрашивает Игорь, думая, что я его фанатка.
- Совершенно случайно оказалась.
- А Якубович сказал, что одни и те же лица бывают на программе.
- Где можно познакомиться с Вашим творчеством? Вы есть в соцсетях?
- Игорь Дзреев. Моих клипов много в "Одноклассниках".
В метро я узнаю из интернета, что он -  автор и исполнитель песни "Бессмертный полк", председатель совета директоров ООО Ростовского холдинга, дважды депутат государственной думы. Он сфотографирован вместе с Иосифом Кобзоном и Сергеем Шойгу, с другими уважаемыми людьми. В "одноклассниках" я пишу:
- Побывала в Вашем замечательном городе как раз во время матча ЧМ по футболу этим летом. Понравилась новая Арена, набережная.
- Я был на всех матчах, кроме одного. А кто у Вас в Ростове?
- Никого. Автостопом.
- Смелая Вы!
Своими мыслями можно делиться с теми, кто порадуется вместе с тобой их осуществлением. Я делюсь ими с друзьями в соцсетях. Опубликовывая фотки про "Поле чудес", я пишу: "Самым ярким впечатлением от Шоу стало знакомство с певцом, композитором, исполнителем своих песен Игорем Дзреевым". Моя близкая подруга с воодушевлением реагирует:
- Боюсь, что следующее фото ты сделаешь уже с борта космического корабля!
- Буду ночью фоткать звёзды, а днём - белоснежные облака!
- Таня, с твоей неиссякаемой энергией надо непременно работать в школе! - замечает моя родственница.
- Не участница Шоу, а только зритель, но с вашей поддержкой, друзья, можно смело отправляться хоть в школу, хоть в космос! - благодарю я тех, кто разделил со мной эмоции от программы!


Покидая столицу, звоню Главному редактору журнала "Турист", внештатным корреспондентом которого являюсь, интересуюсь, можно ли зайти в офис за очередными номерами. Журналы ещё не доставлены из типографии. Договорились, что ждать не буду, а один экземпляр Главный редактор отошлёт по почте в Музей Путешественников города Рязани с поздравлением юбиляра Героя России Малахова Михаила Георгиевича.
- Когда будешь снова в Москве? - спрашивает Илья Дубровский.
- Через месяц.
- Может быть организовать встречу с общественностью Рязани, как в июле? Мы бы с журналами приехали, пообщались с читателями.
- Договорились.


По дороге в Рязань в автобусе записываю новую сказку, которую рассказывала перед сном Мире. Вспоминаю детали, пока не забыла.
За окном мелькают длинноногие крупные сосны с зелёной кроной, деревья с вывороченными корнями, мелкий молодой подлесок. Железная дорога убегает под мост. Вдали видны высокие дымящие трубы какого-то предприятия.


Родной город встречает ярким солнцем. Дождей нет, и в наступившие осенние каникулы можно не сидеть дома, а бежать по сухим листьям или прямо лечь в них. Что мы и делаем, гуляя с внучкой в парке.
Мы идём в ТЮЗ на спектакль "Сотворившая чудо", сюжет которого основан на реальных событиях. Эта история - о девушке, воспитавшей и научившей говорить немого ребёнка, помочь которому не могли опытные профессора и доктора.
- Тань, я помню, как мы сидели на балконе и смотрели спектакль про старую барыню. Помню беседку и деньги, которые летели сверху. Играла тревожная музыка.
- Этот спектакль назывался " Женитьба Бальзаминова".  Давненько мы не были здесь.
Гулять - так гулять! Через 3 дня мы на спектакле "Гадкий котёнок", где Зоя Пятницкая великолепно играет корову, мечтающую стать птичкой. Но он рассчитан скорее на 6 - летний возраст. Мы также смотрим 2 фильма "Крымский мост" и "СуперБобровы-2". Народные мстители Бобровы нам интереснее с прекрасным актёрским составом: Елена Валюшкина, Роман Мадянов, Ирина Пегова, Владимир Толоконников, который сыграл роль Полиграфа Полиграфовича Шарикова в "Собачьем сердце". Внучка подробно делится впечатлениями с родителями:
 - Мам, у Бобровых открылись чудесные способности после падения метеорита. Особенно мы хохотали над "даром" героя Павла Деревянко: у него из пальца била струя воды!
- Эта способность помогла победить зло, которое можно было только загасить водой? - уточняет "всезнайка" папа, видевший рекламу.
- А сходите-ка вы в Филармонию на проект "Сказки с оркестром", где Юлия Пересильд читает сказку Астрид Линдгрен "Пеппи ДлинныйЧулок", - советует мама Поле.