Читаем и перечитываем Александра Щербакова-Ижевско

Марина Стригина
1
Сердце творческого человека всегда испытывает огромные перегрузки, нравственные, эмоциональные. На его плечи ложится людская боль и светлые моменты народной радости. Часто современники и не осознают, что рядом с ними живет человек, совершающий духовный подвиг. Единство родины и судьбы писателя-патриота нашло отражение в произведениях Александра Щербакова-Ижевского, где чувствуются одновременно ранимая нежная душа и энергия мужской силы человека-созидателя.
Современная литература изобилует различными направлениями. И мир прозы Александра Щербакова-Ижевского уникален тем, что живет по своим законам. Многоплановость и широта взглядов писателя нашли отражение в его творчестве. Произведения Щербакова-Ижевского нон-фикшн («Христопродавец», «Забулдыге рак на горе свистнул») сменяются постмодернизмом, где наряду с соприкосновением реального и фантазийного («Первый поцелуй», «Ангелочек. Драма у реки») мы видим парадоксальные компромиссы между жизнью и смертью («Андрейка, я соскучилась!», «Павлик. У последней черты»); границы устоев и абсурда («Оленька»); памятник страданию и мужеству нашего народа в годы ВОВ («Смертельный десант», «Дружок»).
Сложные процессы, происходящие в мире, ставят под сомнение моральные принципы, духовное и нравственное начало человека. И настоящая литература призвана помочь читателю найти великую историческую правду.
2
Произведения Александра Щербакова-Ижевского о войне заслуживают особого внимания.
«Улыбка бога»… Именно в этом легендарном произведении Александр Щербаков- Ижевский,  раскрывая тему войны, ставит необычную для литературы  проблему страшных, нечеловеческих условий на войне. Описывая реальные бои 19-21 июля 1943 года на реке Полисть возле Старой Руссы, автор представляет вниманию читателей войну «без прикрас»:  «людские клочья, оторванные осколком конечности», «винегретная мешанина из тысяч протухших человеческих тел».  Всё это даёт возможность задуматься об обратной стороне победы и романтики войны. Александр Щербаков-Ижевский заставляет плакать над эпизодом, когда герой, прощаясь с жизнью, вспоминает о матери, которой «случилось остаться на земле» без любимого сына. Используя прием антитезы, автор страшным, нечеловеческим условиям военных действий противопоставляет радугу. Именно она, являясь всего лишь иллюзией, дарит воинам надежду на спасение.
3
Рассказ «Дружок», написанный Александром Щербаковым-Ижевским в ноябре 2018 года, представляет собой зрелое произведение писателя-баталиста, в литературном багаже которого уже огромное количество военных сцен и героев.
Раскрывая тему войны, автор в произведении показал множество проблем, актуальных во все времена. Рассуждение об армейских друзьях и воинском братстве, представленное в начале рассказа, красной нитью проходит через сюжет рассказа. Проблемы мужества, дружбы, самопожертвования гармонично встроились в текст произведения, где действие развивается в мирное и военное время. В рассказе прослеживается главная задача автора: сохранить в памяти людей страницы «неприкрытой» жестокой правды о войне, вызвать сострадание к людскому горю. И мы видим, как война, добравшись до мирной жизни, преподносит родителям Алексея «страшный сюрприз» - фрагменты тела их сына.
К мысли о жестокости войны автор обращается на протяжении всего произведения, описывая бои. Используя прием контраста между красотой природы («прелестные цвета радуги», «хрустальная роса», «переливные трели жаворонка», «щелкотня кузнечиков», «аромат луговых трав») и жестокостью боев («безысходный страх», «залповая смерть», «вражеские трупы»), автор показывает противоестественность войны, которая врывается в мирную жизнь человека. Военные эпизоды рассказа раскрывают отношения между людьми в экстремальной ситуации. Отрадно, что герои, объединенные общей целью победить непримиримого противника и остаться в живых, бережно относятся друг к другу, помогая товарищам и спасая им жизнь.
Образ главного героя Дружка писатель наделил далеко неоднозначным характером. Валентин, будучи в начале произведения человеком с не самыми высокими нравственными ориентирами, на войне проявляет лучшие качества характера: самоотверженность, честность, стойкость, готовность отдать жизнь за названного брата. В эпилоге автор подчеркивает, что такому герою не чуждо чувство вины за проявленную слабость, которое привело к гибели близкого человека.
Александр Щербаков-Ижевский утверждает, что, хотя война вытягивала из бойцов все силы («ребята сейчас, как единый механизм, мощная, сжатая пружина»), «никто не хотел умирать». Вопрос о том, страшно ли на войне, автором решается однозначно: да («Мамочка рОдная, святая Богородица, спаси и сохрани»).
Таким образом, показывая в конце произведения, что родные погибшего героя помнят его и приходят на могилу, автор приводит читателя к мысли о том, что нельзя забывать о войне, унесшей миллионы жизней и разрушившей судьбы людей.
4
Одно из последних произведений Александра Щербакова-Ижевского – «Первый поцелуй». Продолжая традиции отражения событий ВОВ, воссоздавая картины боев и быта войны, писатель затрагивает большое количество проблем, основной из которых является проблема взаимоотношений между женщиной и мужчиной в военных условиях. В диалоге героинь, медработников Ирины и Полины, видна авторская позиция: любовь на войне рассматривается сквозь призму возможной гибели предмета обожания, чего почти не бывает в мирное время. Поэтому на войне любовные отношения более страстные, яркие. И первый в жизни героев произведения поцелуй оказывается сопряжен со смертью. « И на том спасибо», - считают бойцы.
Автор подчеркивает, что страдания героев, находящихся в нечеловечески сложных условиях, – неотъемлемая часть существования на войне: нет дегтя для керзачей, поэтому ноги у всех сырые; дорог тоже нет, а только глубокие колеи, где увязли двуколка и Т-34. Болота. Непроходимые чащи. Беллетрист показывает, что даже природа здесь не на стороне человека. Поэтому символично в произведении начало бури перед боем. Таким образом, писатель готовит нас к будущей трагедии, говорит о движении в пропасть, невозможности выжить. Используя выразительные метафоры («ангел смерти», «хрюпальник сатаны», «горячка боя»), автор красной нитью проводит мысль о безысходной трагедии через все произведение. Напоминают о мирной жизни лишь летние облака и размышления девушек о любви.
Так уж выходит, что первого поцелуя в произведении Александра Щербакова-Ижевского удостаиваются молодые герои. Жизнь бойца Платунова заканчивается его первым поцелуем на губах. А лейтенант Екимов наблюдал свой первый, уже виртуальный, поцелуй «с небес». Тем самым автор подчеркивает трагичность любовных отношений во время войны.
Таким образом, Александр Щербаков-Ижевский не тешит читателя картинами удачной и счастливой жизни, а, являясь совестью своего времени, заставляет задуматься над нравственным подвигом, совершенным людьми в годы ВОВ, и вскрывает беспощадные противоречия моральных и этических вопросов того времени.
5

          Александр Щербаков-Ижевский - человек из числа легендарных пассионариев, людей с огромной жизненной энергией, способных менять действительность вокруг себя… Его биография, все действия и начинания, огромный багаж знаний, нажитый опыт, компетентность в исторических темах привели к писательскому труду и к возможности влиять на людей, представляя свою точку зрения на события прошлого.