Галдан-расстрига

Виктор Еремин
1635 г. считается годом рождения Джунгарского ханства — крупнейшего государственного образования в Центральной Азии XVII в. Сила основавшего ханство народа ойратов* была столь велика, что сам Далай-лама V призвал их на Тибет для защиты монахов. В главном храме Лхасы Далай-лама V провозгласил вождя ойратов Батура-хунтайджи** «ханом веры, охранителем буддизма» и дал ему имя — Эрдени (Драгоценность). С этого времени именовать повелителя стали Эрдени-Батур.
__________________________
* Ойраты или олёты — один из монгольских народов (точнее: западные монголы). Народ этот известен с тех пор, как на правах союзника первым подчинился Чингис-хану и вошёл в состав его войска. После распада Монгольской империи Чингис-хана ойраты тоже разделились и образовали три ханства: Хошутское (занимало земли современных китайских провинции Цинхай и Тибетского автономного округа), Джунгарское (занимало огромную территорию от Тибета и Северного Китая на юге до Сибири на севере, от Хивинского и Бухарского ханств на западе до Халха-Монголии на востоке) и Калмыцкое (занимало земли современных Нижней Волги до Самары и Северного Прикаспия).
** Хунтайджи — второй по значению после хана титул у монгольских народов, в т.ч. и у ойратов. Хунтайджи — второй по значению после хана титул у монгольских народов, в т.ч. и у ойратов.

У Эрдени-Батура было десять сыновей* от двух жён. Согласно двухсотлетней буддийской традиции ойратов один из них должен был стать ламой — монахом, совершенствующимся духовно. Выбор отца пал на шестого по счёту сына. Мальчика даже нарекли именем самого знаменитого монастыря на Тибете — Галдан.
______________________
* Не известно точно, сколько сыновей было у Эрдени-Батура — десять или двенадцать.

Галдану ещё не было полных шести лет, когда отправили его в Лхасу с большим караваном верблюдов, груженных 110 тыс. лян* серебра, и толпой пленных киргизских мальчиков. Это приношение стало существенным вкладом в строительство прославленного дворца Потала, которое велось все годы послушничества Галдана.
____________________________
* 1 лян = ок 50 г. Следовательно, речь идёт о 5 500 кг серебра.

Пока юный ойрат постигал в Лхасе основы буддизма и правила жизни для лам, дома у него произошли трагические события.

В 1653 г. умер хунтайджи Эрдени-Батур. Власть и титул он передал своему любимцу — старшему единокровному брату Галдана по имени Сэнгэ*. Но у хунтайджи имелись и более старшие сыновья от другой жены — Цэцэн-тайджи и Цзотба-Батур. Выбор отца сводные братья сочли несправедливым и до времени затаили обиду.
________________________
* Есть другая, документально не подтверждённая версия. Будто ханство наследовал самый старший, не занесённый в списки сыновей сын Эрдени-Батура — Ончон. Почти сразу после погребения отца молодой хунтайджи отправился в поход на киргизов, но по пути заболел оспой. Киргизы взяли больного в плен, правда, только через три года узнали, что захватили хунтайджи. Тем временем Сэнгэ женился на супруге Ончона и стал законным хунтайджи. Неожиданно в ойратские стойбища пришло известие, что Ончон жив и что киргизы отпустили пленника. Жена его вознамерилась вернуться к первому мужу. Тогда Сэнгэ пришлось бы отказаться от власти. Хитрый хунтайджи выслал почётный эскорт для встречи брата-скитальца. На самом деле это был отряд убийц. Не добравшись до главного стойбища, Ончон погиб. Сэнгэ де факто узурпировал власть. Есть другая, документально не подтверждённая версия. Будто ханство наследовал самый старший, не занесённый в списки сыновей сын Эрдени-Батура — Ончон. Почти сразу после погребения отца молодой хунтайджи отправился в поход на киргизов, но по пути заболел оспой. Киргизы взяли больного в плен, правда, только через три года узнали, что захватили хунтайджи. Тем временем Сэнгэ женился на супруге Ончона и стал законным хунтайджи. Неожиданно в ойратские стойбища пришло известие, что Ончон жив и что киргизы отпустили пленника. Жена его вознамерилась вернуться к первому мужу. Тогда Сэнгэ пришлось бы отказаться от власти. Хитрый хунтайджи выслал почётный эскорт для встречи брата-скитальца. На самом деле это был отряд убийц. Не добравшись до главного стойбища, Ончон погиб. Сэнгэ де факто узурпировал власть.

О дальнейших событиях мы имеем весьма смутные представления. Есть собственно ойратские предания. Но есть и документы из русских архивов. Ведь Джунгарское ханство соседствовало с Московским царством, и русские власти, находившиеся в Красноярске, старались сообщать обо всём происходившем царскому двору.

Согласно ойратской версии, хунтайджи Сэнгэ женился на Занадаре, сестре первого в истории богдо-гэгэна* монголов. С этого времени каждый год в начале лета ойраты устраивали сурхарбан** с родичами хатун*** — монголами Халхи****. Молодёжь состязалась в стрельбе из лука, борьбе и скачках на конях. Обычно побеждали халха-монголы. Однако примерно в 1670 г. впервые за всё время состязаний верх одержал ойрат. Тесть Сэнгэ ужасно разозлился и стал ругать зятя последними словами. Сэнгэ обиделся и ответил тем же. Дело дошло до драки, потом до вооружённой стычки, а затем и до настоящей войны. В разгар вражды халха-монголов тайно поддержали сводные братья джунгарского хунтайджи. В 1671 г. они убили Сэнгэ.
____________________________
* Богдо-гэгэн — титул главы буддийской общины Монголии; носящий его лама является одним из высших лам мира. Поскольку у ойратов не было городов, со временем центром территории стало кочевье богдо-гэгэна — Урга. С 1778 г. Урга является осёдлым поселением. Ныне это столица МНР город Улан-Батор.
** Сурхарбан или «три игры мужей» — особые обрядовые игры, воспевающие пробуждение природы после зимней спячки. Сурхарбан или «три игры мужей» — особые обрядовые игры, воспевающие пробуждение природы после зимней спячки. Сурхарбан или «три игры мужей» — особые обрядовые игры, воспевающие пробуждение природы после зимней спячки.
*** Хатун — официальный титул жены хана или хунтайджи.
**** Халха — территория нынешней Монголии на север от пустыни Гобби. Единого государства там не было, имелось 13 отоков — уделов, которыми правили феодалы вроде русских удельных князей. Объединяющим центром Халхи был буддийский богдо-гэгэн. Когда на данных территориях господствовали китайцы, они называли Халху Внешней Монголией. В отличие от входящей в состав современного Китая Внутренней Монголии, Внешняя Монголия (Халха) добилась в начале XX в. независимости и образовала МНР. Ныне основное население МНР — халха-монголы.

Заговорщики намеревались схватить и Занадару, но она спряталась в бочке с водой и пересидела там опасность. С тех пор женщина жила в своей юрте на правах пленницы. Но однажды у неё появилась возможность передать весточку в Лхасу — деверю Галдану.

Ламе шёл двадцать шестой год. Двадцать лет он почти безотлучно жил в столице буддистов, при дворе Далай-ламы V, был его любимцем и об иной жизни не помышлял. Но вот однажды к Галдану явился паломник и вручил странный подарок от невестки — сапог. Не без труда нашёл Галдан зашитое в подошву послание, из которого узнал об убийстве брата и прочитал призыв: «Приди и спаси!». Молодой человек немедля поспешил к Далай-ламе V. Мудрец не стал его отговаривать, но благословил и освободил от монашеского обета. И Галдан поспешил в Джунгарию — воевать*.
_________________________
* По другой ойратской версии мать Галдана по имени Юм-Агас сама отправилась на Тибет и рассказала сыну о своём горе, после чего он уже не мог оставаться в стороне. По другой ойратской версии мать Галдана по имени Юм-Агас сама отправилась на Тибет и рассказала сыну о своём горе, после чего он уже не мог оставаться в стороне.

Согласно архивным документам, сохранившимся в России, сразу же после того, как Сэнгэ стал ханом, против него поднялись сводные братья Цэцэн-тайджи и Цзотба-Батур. Началась междоусобица. А Далай-ламе V необходим был свой человек в Джунгарском ханстве. Воспользовавшись смутой, он направил туда Галдана, присвоив ему титул хутукта*. Случилось это около 1664 г.
____________________________
* Хутукта — титул второго по значению и власти после богдо-гэгэна ламы буддийской общины Монголии. Этот титул носит один из высших лам мира.

Отныне Галдан получил возможность активно вмешиваться в политическую жизнь ханства. Известно, что в 1668 г. он принимал у себя русского посла Василия Былина*. В беседе с послом Галдан сам описал своё место и значение в Джунгарском ханстве: «Я, хутукта, не хан и не воин, но имею все основания заверить, что в моей власти объявить послу соседней державы о том, что слово моё гарантирует спокойствие её границ…»**
_________________________
* См. Ретунских Н.А. Посольские отношения России и Джунгарского ханства в период правления Сэнгэ (1655—1671). http://new.hist.asu.ru/biblio/borod4/part2-p371-376.pdf
** Кычанов Е.И. Повествование об ойратском Галдане Бошокту-хане. — Новосибирск, Наука (Сибирское отделение), 1980.

Весной 1669 г. Галдан посетил владения алашаньских ойратов, правитель которых одно время признавался главным ханом всех ойратов. Хутукта задержался в Алашани на год, поскольку влюбился в ханскую дочь красавицу-воительницу Ану. Это была роковая задержка. В одну из весенних ночей (точная дата не известна) братья Цэцэн-тайджи и Цзотба-Батур, перебив охрану, пробрались в юрту Сэнгэ и отрубили спящему голову.

Узнав о подлом убийстве брата, Галдан немедленно обратился к Далай-ламе V с прошением освободить его от клятвы ламы. Только через несколько месяцев он получил разрешение снять жёлто-красные одеяния тибетского ламы и стать воином.

Собрав верные Сэнгэ отряды ойратов и призвав союзников, Галдан вышел в поход против Цэцэн-хана. Это имя принял ставший хунтайджи Джунгарии Цэцэн-тайджи. Надо сказать, что Цэцэн-хан был очень старым человеком. Его даже привязывали к коню, чтобы не выпал из седла во время сражения. Несмотря на старость в первой же битве (а случилась она на реке Урунгу-булак) Цэцэн-хан одержал победу. Однако в тот раз он сражался только с союзниками Галдана.

А вот когда хунтайджи настигло воинство самого Галдана, случилось непредвиденное: всё высшее ламство Джунгарии, следовавшее за войском Цэцэн-хана, разом перешло на сторону бывшего хутукты. Воины побоялись идти против лам, многие сдались на милость победителя. В тот раз Цэцэн-хан был разгромлен и погиб. Как точно, не известно: либо был убит в сражении, либо его казнили в плену. Цзотба-Батуру* с небольшим отрядом ойратов удалось сбежать на Тибет.
_________________________
* По другой версии Цзотба-Батур тоже попал в плен и был казнён.

Победитель Галдан провозгласил себя хунтайчжи. Да не тут-то было! У Сэнгэ остались два сына — Соном-Рабдан и Цэван-Рабдан. Они считались законными наследниками убитого. С молокососами дядюшка не стал церемониться. Старшего Соном-Рабдана отравили по приказу Галдана. Зато младшего Цэван-Рабдана его воспитатель успел тайком увезти в Восточный Туркестан, где со временем он приобрёл значительную силу.

Покончив с соперниками, бывший лама озаботился продолжением рода. Первым делом он разом взял себе двух жён: алашаньскую Ану — по любви и Занадару*, вдову Сэнгэ, для окончательного утверждения своего права на власть. От этих жён у Галдана родились сын и дочь, но кто их мать точно не известно.
____________________________
* В ряде источников Занадару тоже называют Ану. Так это или нет, определить сегодня нет возможности. Точно известно лишь то, что у хана имелись две жены по имени Ану. Причём одна из них предала его (эту женщину зовут просто Ану), а другая осталась преданной Галдану до конца своих дней и погибла в бою, спасая любимого мужа от маньчжурского плена. Её зовут Ану-хатун.

Казалось, настало время мирного благополучного житья. Однако у Галдана имелся дядюшка, младший брат отца Чохур-Убаши. Ему тоже хотелось стать хозяином всей Джунгарии. Он объявил Галдана расстригой-хутуктой и грозился свергнуть его. Однако дядюшка совершил роковую ошибку — он не вовремя отправился в паломничество на Тибет. Воспользовавшись отсутствием хозяина, Галдан разорил его улус. Чохур-Убаши некуда было возвращаться. Он нашёл убежище в стойбище отца Ану-хатун, тестя Галдана. Последний сам претендовал на верховную власть в Джунгарском ханстве. И вновь началась война. Весной 1677 г. у западных отрогов Алашаньских гор состоялось генеральное сражение. Алашаньцы потерпели поражение, тесть со всей семьёй попал в плен к Галдану. Оказался в его руках и дядюшка Чохур-Убаши. Тестю и дядюшке победитель отрубил головы, а остальных родичей Ану-хатун отправил в Калмыцкое ханство, под защиту тайши* Аюки.
___________________________
* Тайши — у ойратов титул, на ступень ниже хунтайджи.

Эта победа сделала бывшего ламу фактическим повелителем Джунгарии. Галдан взялся за объединение ойратов под своей властью. Кто-то шёл к нему добровольно, кого-то принуждали силой. Так всего за несколько лет сложилось огромное Джунгарское ханство. По расчётам исследователей на своём апогее оно превысило по территории размер государства Чингис-хана. Если бы ханство продолжило существовать и дальше, не было бы ни Северного Китая, ни русских Сибири и Дальнего Востока. Парадокс истории заключается в том, что Джунгарское ханство образовалось в стороне от европейской цивилизации, а потому о Галдане — создателей гигантской империи — сегодня помнят лишь ойраты да народы, которых непосредственно затронуло новое монгольское государство. Потому мы много говорим о Чингис-хане, о Тимуре и Надир-шахе, но о Галдане знают единицы любителей истории. При этом его Джунгарское ханство признаётся в науке последней ипостасью, заключительным этапом существования империи Чингис-хана.

Возглавивший Джунгарию лама-расстрига своевременно был оценён китайцами. Император из маньчжурской династии Цин — Канси признал Галдана опаснейшим врагом империи.

Любопытно, что судьбы Галдана и Канси была в чём-то схожими. Государства их появились на свет с разницей в один год. В 1635 г. — было основано Джунгарское ханство, а маньчжуры захватили императорский престол Китая в 1636 г. Оба государства достались молодым правителям в состоянии междоусобной раздробленности, и им обоим пришлось собирать своё наследство в единое целое. Оба были молоды, только Галдан на десять лет старше — Галдану шёл 33-ий год, а Канси 23-ий год. Зато Канси на поверку оказался и умнее, и хитрее, и коварнее. Если все силы Галдана были сосредоточены на борьбе с внутренними врагами, то Канси имел возможность подстрекать этих внутренних врагов Галдана и втягивать ойратского правителя в непреодолимую вражду.

Джунгарское ханство времён Галдана оказалось зажатым в своеобразные клещи. На западе в Восточном Туркестане засел обиженный племянник хунтайджи — Цэван-Рабдан. Он постепенно собирал силы для отвоевания отцовского наследства. На востоке циньский император плёл интриги с целью покорить Джунгарию Китаю, а заодно выгнать из Южной Сибири русских. Цэван-Рабдан предлагал Канси уничтожить Галдана общими силами, но согласия не получил. Маньчжуры выжидали.

Галдан ждать не стал. Он напал на Восточный Туркестан, где правила одна из ветвей Великих Моголов, и одержал верх. Будучи весьма довольным победой над мусульманами, Далай-лама V в сентябре 1679 г. даровал Галдану титул Бошокту-хан*, т.е. Галдан — Хан, Имеющий Благословенную Судьбу. Так повелитель ойратов и вошёл в историю под именем Галдан Бошокту-хан.
_______________________________
* Откуда взялся титул Бошокту-хан — историческая тайна. С определённой долей условности его можно приравнять к титулу Чингис-хан. Есть четыре версии его появления. 1. Далай-лама V дал его Галдану в год его отъезда из Лхасы наравне с титулом хутукта. 2. Галдан сам присвоил себе этот титул после убийства сводного брата Цэцэн-хана в 1671 г. 3. Галдан присвоил себе этот титул сразу после казни тестя и дядюшки Чохур-Убаши в 1678 г. 4. Основная версия — титул дан Галдану Далай-ламой V за победы в Восточном Туркестане. Откуда взялся титул Бошокту-хан — историческая тайна. С определённой долей условности его можно приравнять к титулу Чингис-хан. Есть четыре версии его появления. 1. Далай-лама V дал его Галдану в год его отъезда из Лхасы наравне с титулом хутукта. 2. Галдан сам присвоил себе этот титул после убийства сводного брата Цэцэн-хана в 1671 г. 3. Галдан присвоил себе этот титул сразу после казни тестя и дядюшки Чохур-Убаши в 1678 г. 4. Основная версия — титул дан Галдану Далай-ламой V за победы в Восточном Туркестане.

Любопытно, что завоевав Восточный Туркестан, расправиться с Цэван-Рабданом дядя не пожелал. Это считается его главной жизненной ошибкой.

О своём новом титуле Бошокту-хан недавний хунтайджи сообщил китайскому императору. После этого Канси дал тайный указ, приказывавший поймать и доставить к императорскому двору или самого Галдана, или его голову. Впрочем, в дальнейшем это не помешало маньчжурам вести с Бошокту-ханом дипломатическую переписку и делать вид, будто сотрудничают с ойратами.

Настоящее полное объединение ойратов в Джунгарское ханство было возможно только при условии включения в него халха-монголов. Однако ханы Халхи оказали отчаянное сопротивление объединителю. При этом враждующие стороны втянули в конфликт императора Канси и Далай-ламу V. Якобы для того, чтобы наладить мир в ханстве, Канси добился созыва в 1686 г. примирительного съезда монгольских ханов. Далай-лама V поддержал идею, но в 1685 г. он умер. В Лхасе кончину повелителя совет лам скрыл и ещё пятнадцать лет правил буддистским миром от его имени.

Осенью 1686 г. на реке Цзак в местности Хулунь-Бэлчир собрался съезд монголов, на котором посланник Канси, ловко используя слабости ханов, стравил между собою Галдана, повелителей Халхи и посланника Далай-ламы. При этом ханы Халхи смиренно исполняли любые указания маньчжуров.

Вскоре после съезда халха-монголы напали на владения Бошокту-хана. В одном из сражений погиб его младший брат Дорчжи-Чжаб. Ему отрубили голову, нанизали на копьё и выставили на всеобщее обозрение. Это была откровенная провокация. Причём о каждом своём действии ханы Халхи докладывали в Пекин. Их отчёты сохранились, и сведения о происходивших тогда событиях исследователи черпают исключительно оттуда.

Галдан Бошокту-хан спешно собрал тридцатитысячное войско и ринулся на Халху. 9 и 10 октября 1687 г. у озера Улугай* произошло решительное сражение. Халха-монголы были на голову разгромлены и, перевалив через горный массив Хангай, бежали под прикрытие маньчжуров.
__________________________
* О каком озере идёт речь, наукой не установлено.

К 1688 г. Канси завершил объединение своей империи и теперь мог со спокойной душой заняться Джунгарским ханством. На мольбы ханов Халхи о помощи он предложил им принять подданство Поднебесной. 1 октября 1688 г. ханы попросили императора принять их в китайское подданство. В обращении к Канси они писали: «…чтобы всем нам позволено было подчиниться великому императорскому дому. Нижайше умоляем широко оказать нам щедрую милость и как можно скорее спасти нас»*. Разве мог добрый император отказать умоляющим о защите?
__________________________
* Кычанов Е.И. Повествование об ойратском Галдане Бошокту-хане. — Новосибирск, Наука (Сибирское отделение), 1980.

Галдан Бошокту-хан, преследуя врагов, тоже преодолел Хангай и готовился к продолжению войны. Новость о принятии халха-монголами китайского подданства он принял спокойно. Ведь подданство получили ханы Халхи и их народ — всего ок. 35 тыс. человек. Но почти вся территория самой Халхи уже была завоёвана и осталась во власти ойратов Галдана. Так что потеря была не велика.

И тут Бошокту-хан получил неожиданное известие: его племянник Цэван-Рабдан вторгся в Джунгарию, захватил старинные родовые территории и перекрыл для воинства Галдана все перевалы через Хангай. На сторону законного наследника Сэнгэ перешли многие ойраты, Ану же вышла за него замуж. Галдан оказался отрезанным ото всех своих владений. Пойти войной на племянника он не мог из опасения погубить ханство перед надвигающейся на него силой маньчжуров. Но и Цэван-Рабдан рассуждал так же и перед лицом маньчжурской опасности не пошёл громить ненавистного ему дядюшку. Установилось шаткое предвоенное положение.

Оказалось, что даже ближнее окружение поддерживало Бошокту-хана только когда он был в силе и богатстве. Как только хан потерял собственные земли, началось бегство из его лагеря. Кто бежал к маньчжурам, кто — к Цэван-Рабдану. В письме китайских чиновников к давно умершему Далай-ламе V говорится: «Почти все его подданные разбежались. Кроме того, он находится в крайней нужде, дело дошло до того, что едят человеческое мясо». Китайские лазутчики сообщали, что «у Галдана два человека садятся на одну лошадь, а те, кому не хватает оружия, рубят деревья, чтобы вооружиться»*.
_____________________________
* Там же.

Время великого Джунгарского ханства и ойратского единства заканчивалось. Вдруг все разом возненавидели Бошокту-хана — расстригу. Одна только верная Ану-хатун пробралась к мужу и сопровождала его.

В 1690 г. Китай начал войну против Галдана. Императорскую армию возглавил лично Канси. Ойраты были не в силах противостоять маньчжурской артиллерии. Ещё пять лет гоняли враги расстригу по землям Халхи. Войско его таяло медленно, но неуклонно.

12 июня 1696 г. в сражении на речке Тэрэлж была расстреляна из ружей Ану-хатун с её телохранителями. Галдан спасся благодаря подвигу жены, отвлекшей врага на себя, и бежал с небольшим отрядом в долину Тамир-Гола. Пришедшие к нему на помощь 5 тыс. ойратов уже не могли спасти положение. Правда, Бошокту-хан боролся ещё почти год. Он умер 3 мая 1697 г. в местности Ачаамутай в Западной Монголии. Умер то ли от неизвестной болезни, то ли принял яд. Опасаясь, что враги непременно станут глумиться над трупом хана, соратники сожгли его тем же вечером.

В плен к императору Канси попали сын и дочь Бошокту-хана, а также его кости. Цэван-Рабдан выпрашивал их у маньчжуров, но получил отказ. Останки Галдана с честь похоронили, сына* его император определил к себе на службу, а дочь выгодно отдал замуж.
___________________________
* По одной из версий сыну Галдана по имени Сэвдэн-Балжир отрубили голову на площади в Пекине ещё при жизни Галдана.

С конца XVII в. и до начала XX в. преданная ханами в междоусобной войне с Галданом Бошокту-ханом Халха оставалась провинцией Китайской империи. Только в 1921 г. Азиатская конная дивизия барона Р.Ф. фон Унгерн-Штернберга изгнала китайцев из Халхи. Так с позором окончательно погибла империя Чингис-хана и так победоносно возродилось независимое государство Монголия.