9 января - день Кровавого Воскресения

Виталий Овчинников
или

лицемерие российской демократии

День 9 января является особенным днем в истории России, это «черный» день России, ее «кровавое воскресение», ставшее таким благодаря расстрелу царем Николаем Вторым в 1905 году мирной демонстрации граждан Петербурга, идущих с петицией к самому царю  и встреченных на дворцовой площади  винтовочными и пулеметными пулями вооруженных царских солдат.

В Советское время этот день отмечали, как  день скорби и день начала первой Русской Революции. Сейчас этот день забыт нынешней властью, забыт навсегда и намеренно, ибо нельзя пятнать светлую память «святого императора» Николая, Второго, даже если эта  память и является кровавой.

Даже больше – весь истеблишмент и вся властная общественность нынешней России настойчиво «проталкивает» мысль о том, что такого страшного  дня в истории России вообще не было никогда, и что этот день,  день,  так называемого, «кровавого воскресения», говорящий о  «кровавой замаранности» царя Николая второго,  выдумка большевистской власти. А нынешние либеральные историки в лице Пименова, Сванидзе, Чубайса старшего и других вообще отрицают его существование, всерьез утверждая, что никто в народ у зимнего дворца 9 января 1905 года  не стрелял, а войска, стоящие на дворцовой площади, мол, стреляли в воздух, поверх голов собравшихся там людей в лице рабочих и простых жителей Петербурга.

Собравшихся для того, чтобы подать петицию или письменное прошение, своего рода челобитную,  своему царю Николаю Второму.

Вот она, эта петиция. Текст ее впечатляет и его не мешало бы знать нынешним Российским либералам, уверяющих нас, что дореволюционная Россия была райским уголком для ее граждан.

Петиция рабочих и жителей Петербурга
для подачи Николаю II
9 января 1905 г.

Выверено  по  изданию:  Государство  российское, власть
и общество.
С древнейших времен до наших дней. Сборник  документов.
Под ред. Ю.С.Кукушкина. М., Изд-во Моск. университета, 1996.
________________________________________
               

     Государь!
               
Мы, рабочие и жители города С.-Петербурга  разных  сословий,
наши жены,  и дети, и беспомощные старцы-родители, пришли к тебе, Государь,  искать правды и защиты.  Мы  обнищали,  нас  угнетают, обременяют  непосильным  трудом,  над нами надругаются,  в нас не признают людей,  к нам относятся  как  к  рабам,  которые  должны терпеть  свою  горькую  участь  и молчать.  Мы и терпели,  но нас толкают все дальше в омут нищеты,  бесправия  и  невежества,  нас душат  деспотизм  и  произвол,  и мы задыхаемся.  Нет больше сил, Государь.  Настал предел терпению.  Для нас пришел  тот  страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук.

И вот  мы  бросили  работу и заявили нашим хозяевам,  что не
начнем работать,  пока они не исполнят наших  требований.  Мы  не многого  просили,  мы  желали только того,  без чего не жизнь,   а каторга,  вечная мука.  Первая  наша  просьба  была,  чтобы  наши хозяева  вместе  с  нами  обсудили  наши  нужды.  Но  в  этом нам отказали,  – нам отказали в праве говорить о  наших  нуждах,  что такого права за нами не признает закон.

Незаконны также оказались наши  просьбы: 

число  рабочих  часов уменьшить  до  8  в  день;
устанавливать  цену  на  нашу  работу  вместе  с  нами и с нашего согласия;   
рассматривать    наши    недоразумения    с    низшей
администрацией  заводов; 
увеличить чернорабочим и женщинам платуза их труд до 1 руб. в день;
отменить сверхурочные работы; лечить нас внимательно и без оскорблений;
устроить мастерские так, чтобы в них можно было работать,  а не находить там смерть от  страшных сквозняков, дождя и снега.
 
Все оказалось,  по  мнению наших хозяев и фабрично-заводской   2
администрации,   противозаконно,   всякая    наша    просьба   
преступление,  а наше желание улучшить наше положение – дерзость, оскорбительная для них.

Государь, нас здесь многие тысячи,  и все это люди только по
виду,  только  по  наружности,  –  в действительности же за нами, равно как и за  всем  русским  народом,  не  признают  ни  одного человеческого права,  ни даже права говорить, думать, собираться, обсуждать нужды, принимать меры к улучшению нашего положения. Нас поработили, и поработили под покровительством твоих чиновников, с их помощью, при их содействии.

Всякого из  нас,  кто  осмелится  поднять  голос  в   защиту
интересов рабочего класса и народа,  бросают в тюрьму, отправляют в ссылку.  Карают,  как за преступление,  за  доброе  сердце,  за отзывчивую  душу.  Пожалеть  забитого,  бесправного,   измученного человека –  значит  совершить  тяжкое  преступление

Весь  народ рабочий    и    крестьяне   отданы   на   произвол   чиновничьего правительства, состоящего из казнокрадов и грабителей, совершенно не только не заботящегося об интересах народа, но попирающего эти интересы.  Чиновничье  правительство  довело  страну  до  полного разорения,  навлекло  на нее позорную войну и все дальше и дальше ведет Россию к гибели. 

Мы,  рабочие и народ,  не имеем  никакого голоса  в расходовании взимаемых с нас огромных поборов.  Мы даже не знаем,  куда и на что деньги, собираемые с обнищавшего народа, уходят.   Народ   лишен   возможности   выражать   свои  желания, требования, участвовать в установлении налогов и расходовании их.
Рабочие  лишены  возможности  организовываться в союзы для защиты своих интересов.
   
Государь! Разве это согласно с божескими законами,  милостью
которых ты царствуешь?  И разве можно жить при таких законах?  Не лучше ли умереть,  – умереть  всем  нам,  трудящимся  людям  всей России?  Пусть  живут  и наслаждаются капиталисты – эксплуататоры рабочего класса и чиновники –  казнокрады  и  грабители  русского народа.  Вот,  что  стоит  перед нами,  государь,  и это-то нас и собрало к стенам твоего дворца.  Тут мы ищем последнего спасения.

Не откажи в помощи твоему народу, выведи его из могилы бесправия, нищеты и невежества,  дай ему  возможность  самому  вершить  свою судьбу,  сбрось с него невыносимый гнет чиновников. Разрушь стену между тобой и твоим народом,  и пусть он правит страной вместе  с тобой.  Ведь  ты  поставлен  на  счастье  народу,  а  это счастье чиновники вырывают у нас  из  рук,  к  нам  оно  не  доходит,  мы получаем только горе и унижение.
 
Взгляни без гнева,  внимательно на наши просьбы:  они направлены не ко злу,  а к добру,  как  для нас,  так  и  для тебя,  государь!  Не дерзость в нас говорит,  а сознание необходимости выхода из невыносимого для всех положения.

Россия   слишком   велика,   нужды   ее  слишком  многообразны  и многочисленны,  чтобы  одни   чиновники   могли   управлять   ею.   Необходимо  народное  представительство,  необходимо,  чтобы  сам народ помогал себе и управлял собой.  Ведь ему только и  известны истинные его нужды.  Не отталкивай его помощь, повели немедленно, сейчас же призвать представителей земли русской от всех  классов, от всех сословий,  представителей и от рабочих.

Пусть тут будет и капиталист,  и рабочий,  и чиновник,  и священник,  и  доктор,  и учитель,  –  пусть  все,  кто  бы  они  ни  были,  изберут  своих представителей.  Пусть каждый будет  равен  и  свободен  в  праве избрания  –  и  для  этого повели,  чтобы выборы в Учредительное собрание происходили при условии всеобщей, тайной и равной подачи голосов. Это самая главная наша просьба, в ней и на ней зиждется все, это главный и единственный пластырь для наших  больных  ран,  без которого  эти  раны  сильно будут сочиться и быстро двигать нас к смерти. Но одна мера все же не может залечить наших ран.  Необходимы еще  и  другие,  и  мы прямо и открыто,  как отцу,  говорим тебе,
Государь, о них от лица всего трудящегося класса России.

Необходимы:


1.Меры против невежества и бесправия русского народа.

1) Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших
за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки.
2) Немедленное  объявление  свободы   и   неприкосновенности
личности, свободы  слова,  печати,  свободы  собраний,  свободы
совести в деле религии.
3) Общее   и   обязательное    народное    образование    на
государственный счет.
4) Ответственность   министров   перед  народом  и  гарантии
законности правления.
5) Равенство перед законом всех без исключения.
6) Отделение церкви от государства.

II. Меры против нищеты народной.

1) Отмена косвенных налогов и замена их прямым прогрессивным
подоходным налогом.
2) Отмена  выкупных  платежей,  дешевый кредит и постепенная
передача земли народу.
3) Исполнение заказов  военного  морского  ведомства  должно
быть в России, а не за границей.
4) Прекращение войны по воле народа.

III. Меры против гнета капитала над трудом.

1) Отмена института фабричных инспекторов.
2) Учреждение  при  заводах  и  фабриках постоянных комиссий
выборных от рабочих, которые совместно с администрацией разбирали бы все претензии отдельных рабочих.  Увольнение рабочего не может состояться иначе, как с постановления этой комиссии.
3) Свобода потребительно-производственных и профессиональных
рабочих союзов – немедленно.
4) 8-часовой рабочий день и нормировка сверхурочных работ.
5) Свобода борьбы труда с капиталом – немедленно.
6) Нормальная заработная плата – немедленно.
7) Непременное  участие  представителей  рабочих  классов  в
выработке законопроекта о государственном страховании  рабочих  немедленно.
    
Вот, Государь,  наши  главные нужды,  с которыми мы пришли к
тебе;  лишь при удовлетворении  их  возможно  освобождение  нашей Родины  от  рабства и нищеты,  возможно ее процветание,  возможно рабочим организоваться  для  защиты  своих  интересов  от  наглой эксплуатации   капиталистов   и   грабящего   и   душащего  народ правительства. Повели и поклянись исполнить их, и ты сделаешь Россию и счастливой и славной, а имя твое запечатлеешь в сердцах наших и наших потомков на вечные времена,  а не повелишь, не отзовешься на нашу мольбу,  – мы умрем здесь, на этой площади, перед твоим дворцом.  Нам некуда больше идти  и  незачем.  У  нас только два пути: или к свободе и счастью, или в могилу...»


Но получилось  так, что люди, во множестве  собравшиеся на дворцовой площади Петербурга для вручения петиции своему царю Николаю Второму, пришли к своей собственной могиле. Что и послужило началом Первой Русской Революции. А нынешние демократы России объявили кровавого царя, расстрелявшего тысячи мирных жителей Петербурга на дворцовой площади, святым! Более кощунственного акта в истории России еще не было.

Так было ли воскресение 9 января 1905 года «кровавым» или же нет? Вот что говорит на эту тему интернет в серии статей о количестве жертв «кровавого воскресения»:

Официальные цифры с самого начала были поставлены под сомнение общественностью. Говорили, что правительство сознательно скрывает количество жертв, чтобы уменьшить масштабы своего преступления. Недоверие к официальным источникам информации порождало множество слухов. В первые дни появились сообщения о сотнях, тысячах и даже десятках тысяч жертв[12]. Эти слухи проникали в иностранные газеты, а оттуда в российскую нелегальную печать. Так, в статье В. И. Ленина «Революционные дни», опубликованной в газете «Вперёд» 18 января, со ссылкой на иностранные газеты говорилось о 4600 убитых и раненых. Такое количество жертв будто бы значилось в списке, поданном журналистами министру внутренних дел. В советское время цифра 4600 жертв стала официальной и вошла в Большую советскую энциклопедию. Как выяснили исследования доктора исторических наук А. Н. Зашихина, эта цифра восходит к неподтверждённому сообщению агентства «Рейтер» от 26 января(которое в свою очередь ссылалось на сообщение петербургского корреспондента Le Journal «во время приема, данного министром внутренних дел редакторам газет, последние вручили этому чиновнику список лиц,.., который был составлен их репортерами»). При этом ранее корреспондент Рейтер в телеграмме от 9 (22) января сообщал о распространяемых слухах про 20 000 убитых, подвергая их достоверность сомнению.

Подобные завышенные цифры сообщали и другие иностранные агентства. Так, британское агентство «Лаффан» сообщало о 2000 убитых и 5000 раненых, газета «Дейли мейл» — о более 2000 убитых и 5000 раненых, а газета «Стандард» — о 2000—3000 убитых и 7000—8000 раненых. В ряде случаев корреспонденты оговаривали, что по всей видимости дело идет об «абсурдных преувеличениях» из сообщений очевидцев. Впоследствии все эти сведения не подтвердились. Журнал «Освобождение» сообщал, что некий «организационный комитет Технологического института» опубликовал «тайные полицейские сведения», определявшие число убитых в 1216 человек. Никаких подтверждений этого сообщения не найдено.

В дальнейшем попытки определить количество жертв предпринимались разными авторами. Так, по мнению священника Гапона, убитых было от 600 до 900 человек, а раненых не менее 5000. Французский журналист Э. Авенар, автор книги «Кровавое воскресенье», определял число убитых в 200—300 человек, а раненых в 1000—2000 человек. Журналист опирался на сообщения о том, что часть убитых была скрыта от публики. По некоторым рассказам, в Обуховской больнице все подвалы были завалены телами убитых, тогда как публике предъявили всего 26 тел. Тайные подвалы с трупами видели также в Мариинской и других больницах города. Наконец, ходили упорные слухи об убитых, которые не поступили в больницы, а хранились в полицейских участках, а затем были тайно захоронены в общих могилах. В пользу этих слухов говорил тот факт, что некоторые родственники убитых не нашли тела своих близких ни в одной больнице.


Советский историк В. И. Невский в своей статье «Январские дни в Петербурге 1905 года» высказал предположение, что убитых было от 150 до 200 человек, раненых от 450 до 800, а общее число пострадавших — от 800 до 1000. Историк исходил из того, что официальная статистика не учитывала пострадавших, не поступивших в больницы, а таковых, по сообщениям очевидцев, было немало. Некоторых убитых и раненых подбирали знакомые и отвозили на извозчиках прямо домой. Многие раненые не обращались в больницы, опасаясь репрессий со стороны властей, и лечились у частных докторов. Кроме того, в официальной статистике есть явные упущения. Например, многие очевидцы рассказывали о детях, убитых в парке Александровского сада, а в официальном списке убитых нет ни одного лица моложе 14 лет. Наконец, официальная статистика не учитывает жертв столкновений 10, 11 января и последующих дней.

Советский историк В. Д. Бонч-Бруевич в своём исследовании о событиях 9 января предпринял попытку определить количество жертв на основании статистики выстрелов. Бонч-Бруевич собрал сведения военных рапортов о количестве залпов, произведённых разными воинскими подразделениями 9 января, и помножил их на число стрелявших солдат. В итоге получилось, что 12 ротами различных полков было произведено 32 залпа, всего 2861 выстрел. Вычтя из этой цифры возможное количество осечек и промахов, советский историк пришёл к выводу, что общее число пострадавших от залпов должно быть не менее 2000 человек. Если же прибавить к ним пострадавших от одиночных выстрелов, холодного оружия и копыт лошадей, их должно быть ещё в два раза больше.

Так что, было это «кровавое воскресение»,  было, и царь Николай второй не даром получил в народе прозвище «кровавого царя». И  «кровавая Ходынка», и «Кровавое Воскресение», и бездарно проигранная кровавая  русско-японская война, и кроваво подавленная Первая Русская революция с помощью армии и казаков, и массовое использование «Столыпинских галстуков» при казни  участников  крестьянских восстаний, и «Ленский расстрел» рабочих золотых приисков Сибири, и два страшных  голодомора  в первом десятилетии двадцатого века,  все это говорит о том, что время царской России, России Романовых, подошло к своему закономерному концу.

PS  Как видите, проблемы царской России в начале прошлого столетия мало чем отличаются от проблем нынешней России. И получается, что за последние сто лет в России мало что изменилось к лучшему. Кроме выборов в  Госдуму, все остальное в России осталось прежним.

***