Два дня рождения Иисуса Христа. размышлизмы

Алла Слонимерова
               
           Никак не могу найти ответа на вопрос: почему у Бога два дня рождения?  У одного Бога! Ломаю голову, почти сломала.
        Мне говорят: "Нашла чем озаботиться? Открой церковные книги, историю"... Открывала ещё и задолго до получения добрых советов. Находила там кучу разночтений, несовпадения дат, имён, событий.
        Поняла главное - всё, что написано, создано руками человека.  Отбросим в сторону оправдания за ошибки, рассеянность, огрехи. Всё это у людей. Но в данном случае речь о Боге идёт! Впрочем, не станем торопиться.
 
        "Метрики" - свидетельства о рождении Христа никто в глаза не видел. Впервые прозвучала и узаконена дата  25 декабря аж в «лохматом» 221 году Секстом Юлианом Африканом  - человеком, заметьте!  Не стоит оправдывать раздвоенность дня рождения  разными календарями – того же Юлиана (или Юлия Цезаря) - юлианского и папы Григория третьего (или тринадцатого) - григорианского. В григорианском (новоюлианском) календаре уже большая часть мира живёт. Однако та же православная Греция, например, как и бОльшая  часть христианского мира, Рождество встречает именно 25 декабря. И не только она. Выходит, что в основном именно мы (ещё Грузия, Сербия, Польша и Афонские монастыри), как всегда, идём своим путём?  А был ли это НАШ путь, когда  в православной стране внедрялась единственная вера - в КПСС?  Когда и в церковь-то ходили с оглядкой.

                В верху моего листочка вы видите уникальную фотографию Храма Христа Спасителя. Приблизительно 1922-1926 годы (мне кажется, тоже ошибка. Дата съёмки должна быть более ранняя). Как бы ни было, уже, по величайшему указанию правящей партии, из храма выносились ценные вещи. Там всё было ценным! А люди шли и шли к Богу. Они ещё не совсем привыкли к тому, что власть переменилась.  Потом перестали ходить на это святое место. Храма не стало. Был разрушен Храм. И это решение принимали только люди. Те, которые - власть.

        Вряд ли среди писателей и читателей ещё найдутся старожилы,  пережившие эти события. Такова жизнь. Но я помню  свою командировку от редакции спустя 50  с лишним лет после того страшного разрушения.  Белозерск, Ферапонтово, Кириллов. Святые места. Человек в старенькой изгвазданной куртке, резиновых сапогах вводит меня по грязи на территорию бывшего местного Кремля. Перед глазами – гордый красавец Собор. Ноги сами повели к нему. "Стоп, - говорит человек в куртке. – Туда нельзя. Там склад химикатов.  Посмотри лучше направо". Смотрю, вижу длинное одноэтажное, барачной "архитектуры" здание.
        - Это наша новая школа.
        - А почему в Кремле? За его стеной столько свободного места…
        - Здесь удобней. Здесь летний храм стоял. Его снесли. Фундамент крепкий остался. Что-то из стройматериалов пригодилось. Остальное местные жители разобрали.
        - А это правда, что в вашей округе уже 11 храмов снесли?
        Показалось, что человек в изгвазданной куртке позеленел аж.
        - Не твоего ума дело.  Я за строительство, а не за храмы отвечаю!
        Вот так он и ответил.
 
        Что же касается главного моего вопроса о двух праздниках Рождества Христова, повторюсь - кто-то скажет, что смена календаря тому причиной. Нет, календарь ни в чём не виновен. Во-первых, его не Бог, а люди меняли. Часто так в жизни происходило. Вспомним Петра Первого, всея Руси Государя. Взял и перенёс Новый год с сентября на январь. Это было проще, чем град Петров построить.  А Рождество? В нём особая логика: Сперва богочеловек родился, тот который за короткую  свою земную жизнь сумел взвалить на свои плечи людскую боль, грехи, дорОгой трудной вёл, а потом уже, после его рождения, в Новый год новая жизнь   начиналась. Ведь каждый, даже самый неверующий, в глубине души надеется, что в Новый год радость прийти должна. А что у нас? Сначала Новая жизнь, потом уже Иисус из Назарета рождается, а потом? Старая-новая жизнь в старый Новый год? Странно как-то.
 
        Помню   ещё одну давнюю командировку. Чехословакия. Несмотря на соцсодружество, чтила она святой праздник. Прага, Градец Кралове, Пльзень – всё в огнях.  А в каждой витрине сладкарниц почему-то рыбы – зеркальные карпы. Кажется, вот-вот будут трепетать хвостами. Каждая чешуйка живая. Спрашиваю – почему карпы рядом с пирожными? Надо мной по-доброму смеются. У вас гусей на Рождество запекают. А у нас – вот такие карпы. Торты это, мастерами приготовленные.

       А у нас тогда редко кто-то что-то запекал. Праздник не во все семьи ещё вернулся.

       После этого были и  другие впечатления. Так уж выходило, что декабрь часто на мою голову радостью падал. О красоте на Елисейских полях в Рождественскую ночь даже вспоминать больно. Пожалуй, только в нынешний праздник Москва красотой и огнями превзошла всех забугорных соседей. Не слишком ли долго к этому шли? Не слишком ли много истинной веры за эти годы потеряли?

      (Замечание между строчек: не слишком ли затратно украшена Москва в наше не слишком устойчивое время?  Не жалко ли такого количества ёлочек, которые срубили под самый корешок? Кстати, площадь в Париже была украшена лесом белоснежных, как инеем покрытых, искусственных ёлок. И это было прекрасно. Но, повторюсь, замечание между строчек).

      Не мною подсчитано, вычитала просто, что за всю историю человечеством было придумано 2 870 богов. Среди тех, кто верит только в одного - единственного для всех бога, как ни странно, много атеистов. Парадокс? Похоже на то. Но сегодня у нас даже среди тех, кто посещает молебны, не густо истинно верующих. К кому отношу себя? Честно скажу – не знаю. Знаю только, что очень хочу верить. В любовь. В понимание, в защиту, в честность. Хочу обрести истинную веру! Что мешает?  Не удивляйтесь… Неоднозначное отношение к священнослужителям.  Слишком много было встреч и личных, и подсмотренных со стороны. Ощущение того, что многие из посвященных не служителями Бога себя считают, а, как минимум, посланцами его, если не самими богами.

     О личных встречах распространяться не стану. Там много похожего на рядовую житуху. И бизнес, и стремление подняться  вверх по служебной лестнице  ( служба, как ни удивительно, одинаковое слово и в церкви, и в миру). А вот о том, что видела…

     В один и тот же день недели возле Храма, мимо которого я ходила на работу, останавливалась роскошная иномарка. Из неё, слегка лениво выносил себя роскошный священнослужитель. Роскошное одеяние, роскошный крест, роскошные перстни на пальцах. В воздухе звучало восторженное подвывание старушек - божьих одуванчиков. ОН небрежно протягивал им длань. ОНИ со страстью и благоговением лобызали её, лобызали... Нет. Об этом тоже не буду. Лучше о забавной встрече.

     Любимое мною, но, как говорили о нём, Богом забытое - Нечерноземье. Да не Богом же! Денег в государстве хватало и на Узбекистан, и на Таджикистан, а вот Нечерноземье долго оставалось нищим. Небольшой районный городок - смесь пятиэтажных хрущёб и старых изб. На взгорке - церковь. Тоже старая. Душа повела к ней. У входа - поп: "Вас не пущу". "Как? Почему?"  "Хоть голову бы накрыли. Не знали, что ли?"  "Знала, простите. Сейчас пойду  что-нибудь куплю". Покупать не пришлось. У подножия холмика  несколько старушек сидело. Одна протянула мне платок. Мимо молельщицы в церковь прошагали. Я вместе с ними. Сердитый поп меня, как редиску, из толпы вытянул: "Не пущу! Женщина в брюках входить в святое место права не имеет". "Но я в командировку, а не на бал приехала. У меня нет другой одежды". "Сказал не пущу!" - и дверь перед носом закрыл.

     Не долго думая, снова спускаюсь с холма. В душе пожар просто. Сама своего упрямства иногда боюсь. В двух шагах райком комсомола. Вхожу, рассказываю, прошу: "Выручайте, ребята!" Шустрый парнишка дёргает со стола старую зелёную скатерть, начинает ею меня обматывать поверх брюк. Девчонки какие-то ленты разноцветные достают. Не иначе с первомайских демонстраций. Скатерть на талии подвязывают. "Вот тебе, поп!" Уже не молиться, а от упрямства своего иду. Потом все громко смеялись: на скатерти, как раз на моей попе было огромное многолетнее чернильное пятно.

     Пропустил ведь поп. Но я-то к чему обо всём этом рассказываю... В то же самое время наш местный божок - Председатель Гостелерадио товарищ Лапин категорически запретил женщинам приходить на работу в брючных костюмах. На какие ухищрения мы только не шли. И обматывались шалями, и закатывали брюки до уровня жакетов, получалось супер мини. Так было можно. а в брюках нельзя. Ко всеобщему счастью, Лапин едва не попал в международный скандал. Для участия в одной из программ была приглашена жена немецкого посла. Естественно, она пришла в брюках. Ещё более естественно, что её выгнали милиционеры. Ох, что было! С тех пор наш Лапин о моде, слава Богу, забыл.
 
     Я отвлеклась от главной темы? Кому-то покажется да, я думаю, что нет. Практически во всём, что происходит в этом мире, виноваты мы, люди. И в расколе церкви не Бог виноват. Пример с Украиной - разве не подтверждение?

     Ведь и православные, и католики, и протестанты одному Богу молятся. Хоть день его рождения оставили бы единым, несмотря ни на какие противоречия и календари. Нет же.

     Мне стыдно читать поздравительные SMS-ки с НАШИМ и ВАШИМ Рождеством.  Оно не НАШЕ и не ВАШЕ. У одного Бога должен быть один день рождения.

     Хожу в церковь не слишком часто. Есть три, мимо которых никогда не пройду. Загляну обязательно во Всех скорбящих радость на Ордынке, Николая угодника на Пятницкой, на Ваганьковском кладбише, где упокоены мои родители. В церкви на Хованском, где хоронила мужа, ноги моей не будет. Так называемый батюшка - сытый, собой довольный, опоздавший едва ли не на полчаса, торопливо так, словно его уже на рыбалке заждались,.. Его люди в похоронном зале ждали! Усопший муж в гробу, я в диком ступоре, не верящая в то, что Игоря уже нет... Батюшка же, привычно махая кадилом, несколько раз пройдя кругом, пробубнив что-то равнодушно... Нет, не буду. Слишком больно.

    Публикую свои размышлизмы специально после праздников, чтобы никому настроения не испортить. А день рождения Христа должен быть единым. В этом уверена абсолютно! Вне зависимости от противоречий, расколов и календарей. Хотя бы из уважения к Богу.