У бабушки в гостях. История 2. Маленькая птичница

Татьяна Овчинникова 4
***Финалист международного конкурса "Алиса 19"      

 История 1 здесь: http://www.proza.ru/2018/10/13/1066

          Ксюша не проспала, но всё равно проснулась позже бабушки, которая уже успела и кашу сварить, и козу Фросю на выгон отвести и даже полноска связать.
          - Ох и быстрая ты, бабуля! – садясь завтракать, похвалила Ксюша.
          - Чему же ты удивляешься? – глядя на внучку из-под очков, спросила та.
– Деревня ранних пташек любит. Народ не зря пословицу придумал: «Кто рано встаёт, тому Бог даёт».
          - А что Бог даёт? – поинтересовалась Ксюша.
          - Всё самое главное: здоровье, умение, сноровку…
          Ксюша усомнилась:
          - Разве это самое главное? 
          - Это, внучка, - откликнулась бабушка. - Без всего этого ничего не будет: ни счастья, ни удачи, ни успехов, - и, улыбнувшись, поторопила: - Побыстрее ложкой-то работай! Не забыла, что с дядей Колей на птичник собралась? Гляди-ка, он уже тебя дожидается.
  Дядя Коля сидел на скамеечке возле калитки и что-то чертил на земле прутиком. Ксюша, не допив молоко, выбежала из дома и предстала перед соседом в цветастом сарафане и белой панаме, носить которую не любила. Но  этот день был особенным: путь предстоял неблизкий, да и куры, как предупредила бабушка, не признают людей с непокрытыми головами: неуважение чувствуют. А птицу уважать надо.
  Дорога к птичнику шла через поле, глядя на которое дядя Коля покрякивал от удовольствия:
          - Хорошо колосится пшеничка – знатный будет урожай, - и, размяв в ладони  колосок, сделал вывод: - Недели две осталось до сбора, не больше. – Потом, подумав, добавил: - Ежели солнце будет греть, как сегодня.
А солнце не грело - жгло. Жгло так сильно, что Ксюше хотелось спрятаться в тень, но… поле было нескончаемым – до ближайшего дерева далеко-о-о-о... Да и  желание узнать, как живут куры, было сильнее желания укрыться в тени.
На пригорке показался птичник. Указывая на него рукой, дядя Коля   похвастался:
          - Вот он, наш красавец! А знаешь ли ты, дочка, почему птичники строят на пригорочке? – И, не дожидаясь ответа, продолжил: - А всё потому, что в низинах бывает сыро, и куры могут заболеть. Зимой же низину сильно снегом заносит. Ещё строят птичники на участках с уклоном на юг, чтобы снег быстрее сходил и травка быстрее появлялась. Куры без травки не могут.
          - А где же они купаются? - спросила Ксюша, посмотрев по сторонам и не найдя ни пруда, ни речки.
          - В песке и в золе они купаются, дочка. Вот как.
          - В песке?! В золе?! - удивилась девочка.
          Дядя Коля объяснил:
          - Всё потому, что нет у них перепонок на лапках, как у уток, и перья воду пропускают. Да и нырять куры не умеют. Но плавать умеют и, если попадут в воду ненадолго, не утонут. Хотя… от страха могут и утонуть. Трусливые они, куры-то. Вот случай такой был: утка повела утят на пруд, а за ними курёнок увязался и в воду за ними полез. Полез да испугался – тонуть начал. Хорошо Полкан, пёс наш сторожевой, вовремя заметил, подплыл. А малыш к нему на спину вскарабкался и на ней, как на плоту, до берега добрался.
          - Какой молодец! - похвалила Ксюша. – Наш Бобик тоже следит за цыплятами: со двора не выпускает, чтобы не заблудились.
          Кур, гуляющих по огороженной территории, было столько, что пересчитать захочешь – не пересчитаешь. И все белые. Но Ксюше приглянулись цыплята, жёлтенькие, пушистые. «Цып-цып, цып-цып», - позвала она и захлопала в ладоши, когда увидела бегущих к ней малышей. Один из них отстал от остальных. Девочка заметила, что он прихрамывает.
          - Ой, дядя Коля, смотри! -  заволновалась она, указывая на цыплёнка. – Его, наверно, врачу надо показать. У вас на птичнике врач есть?
          - А как же, есть. Ветеринарный врач. Лечит не только птиц, но и животных. На той неделе у меня поросёнок Борька заболел – наш Айболит, Пётр Иванович, его целую неделю лечил. Вылечил! Добрый он, живность всякую любит и понимает. Велит нам курочек по науке кормить. А знаешь ли ты, Ксюшенька, что куры едят, не переставая?
          - Как это? – удивилась Ксюша, беря на руки хромоножку и поглаживая её по жёлтенькой спинке.
          - Вот так. Такая у них система пищеварения. Особенная. Неужто не замечала, как у вас во дворе птицы всё время копошатся, что-то ищут? Они всё съедобное сглатывают. Жучков, червячков… Даже маленьких лягушек могут склевать.
          - Ой! – вскрикнула Ксюша. – Неужели и лягушек?
          - Всё могут, - заверил дядя Коля. – Но лучше, как велит Пётр Иванович, кормить их зерном. Только мелким, чтобы не подавились. И одуванчики курам надо давать, и клевер, и крапивку – всякую зелень.
          Девочка склонила голову на бок, пожала плечами и внимательно посмотрела на собеседника. 
          – Так ведь крапива-то кусачая!
          - Молодая – кусачая, а старая – не очень. Но курам всё равно: они не боятся, клюют и молодую, и старую, - заверил тот.
          - Дядя Коля, а чем же куры болеют? – поинтересовалась Ксюша.
          - Разные у них болезни. Вот, например, типун. Слышала такую фразу: «Типун тебе на язык!»?
          Девочка закивала головой.
          - Слышала. Катя, сестра моя старшая, однажды показывала синий шарик на языке.  Сказала, что прикусила кончик – типун появился.
          - Вот, вот... Если кур кормить твёрдым зерном, то кончик языка у них затвердеет и появится типун. А у человека, говорят, этот типун появляется после того, как тот соврал, обманул кого-то. Именно такому человеку пожелание шлют: «Типун тебе на язык!»
          - Катька наша всё время врёт, - засмеялась Ксюша, - говорит, что уроков не задавали, а на самом деле просто делать их не хочет. Вот типун и заработала. Но я всё равно никому типуна не пожелаю, даже если вранье услышу, - пообещала девочка, - потому что больно это. Катя мне рассказывала, как ей плохо было.
          Цыплята окружили Ксюшу, и та весело смеялась, чувствуя, как они поклёвывают, пощипывают её белые носочки.
          - Забавные какие. Малюсенькие. Дядя Коля, а сколько куры гуляют? Я очень люблю гулять, а бабушка мне говорит, что я как курица - была бы только улица: в дом не загонишь.
          - Правильно говорит. Куры любят улицу. Утром, в одно и то же время, тётка Дарья, птичница наша, их выпускает, а на закате они сами в курятник возвращаются. Запрыгнут на насест и спят. Ладно, ступай к тётке Дарье, а я ремонтом займусь. К зиме надо готовиться. Слышала, небось, пословицу: «Готовь сани летом, а телегу - зимой»?
Тётка Дарья оказалась женщиной улыбчивой и доброй. Она разрешила девочке насыпать корм в кормушки, а сама наполнила поилки водой. Ксюша чувствовала себя нужной, даже необходимой: от неё сегодня зависело, будут ли куры сыты и здоровы. Маленького цыплёнка с хромой ножкой она «удочерила» (так сказала Дарья Петровна), а тот проникся к ней доверием и клевал зёрнышки прямо из рук.
          - Можно мне его домой взять и там полечить? – попросила девочка, умоляюще глядя на хозяйку птичника. – Гляди, как он жмётся ко мне. Можно?
          - Ну что ж, возьми. Разрешаю. Пусть будет от меня подарок.
          Ксюша ещё крепче прижала к себе цыплёнка и поцеловала его в клювик.
          Потом она «помогала» дяде Коле: рассказывала ему о подружках, о сестре, о маме с папой, по которым уже успела соскучиться. Тот внимательно слушал, изредка поддакивая и покрякивая:
          - О как! Интересно! Под твой голосок, дочка, и работа спорится. Рассказывай, радуй старика.
         
                ***
          Бабушка ждала возвращения внучки на скамеечке возле калитки, довязывая носок: она никогда не сидела без дела. Ксюша побежала к ней, прижимая подаренного Дарьей Петровной цыплёнка, которому уже дала имя Гоша - такое же, как у волнистого попугайчика, когда-то жившего в их доме.
          - Бабуля, смотри, какой у меня курёночек славный! Он у нас будет жить. Я его кормить буду и лечить: лапка у него больная. Дядя Коля сказал, что из него бо-о-ольшой петух вырастет. Нам же одного мало…
          Бабушка улыбалась, глядя на счастливую внучку, и думала: «Хорошая девочка растёт. Добрая».


* продолжение http://www.proza.ru/2019/02/05/1865