Род. И. Гл. 2 Дети Алоиса Ч. 7-9-30 Декабристка

Дудко 3
900igr.net


ИСТОКИ   - РОДОСЛОВНАЯ  ИРАИДЫ
(ПЕРЕИЗДАНИЕ – 2019 год)
ГЛАВА 1  МЕЙСТРИКИ
ЧАСТЬ 7-9-30 ВОЛКОНСКИЕ

Князь Сергей по своему происхождению и по отцовской, и по материнской линиям был прямым потомком черниговских Рюриковичей. Его отец, князь Григорий Семёнович Волконский (1742-1824), в молодости был одним из “екатерининских орлов”, последние годы жизни – военным губернатором Оренбургской губернии.
В молодости он был лихим воякой, участвовал практически во всех сражениях периода царствования Екатерины II, за что заслужил от полководца Суворова наименование “неутомимого” и “трудолюбивого”. В старости  стал чрезвычайно эксцентричным – о его странностях ещё при жизни ходили анекдоты. На улицах Оренбурга военного губернатора постоянно видели гуляющим в халате поверх нижнего белья, а на халате все ордена: в таком виде он иногда заходил далеко, а возвращался на какой-нибудь встречной телеге.

Мать князя, урождённая княжна Александра Николаевна Репнина (1757-1834), всю жизнь занимала высокие посты при императорском дворе, с 1797 года кавалерственная дама ордена Святой Екатерины малого креста, с 1808 года статс-дама. На коронацию Николая I в 1826 году получила орден Святой Екатерины большого креста (этим орденом до неё награждали исключительно представительниц королевских и императорских династий). Обергофмейстерина (“первая дама” – то есть, она управляла всем дамским придворным штатом и канцелярией цариц) трёх, сменявших одна другую на престоле, императриц. Пока в начале 1826 года шёл допрос декабристов, и её младший сын сидел в Петропавловской крепости, она уже была в Москве, где шли приготовления к коронации Николая I. Императрица Александра Фёдоровна, сочувствуя своей обергофмейстерине, сама захотела освободить её от некоторых, особенно утомительных, обязанностей, но для Александры Николаевны нарушить придворный этикет было равносильно преступлению, и поэтому она принимала полноценное участие и в подготовке к коронации, и во всех мероприятиях, с ней связанных.

Самый старший брат Волконского, Николай (1778-1845), вместе с фамилией деда по матери, генерал-фельдмаршала Репнина (у того не было законных сыновей, и фамилия перешла к сыну одной из дочерей), унаследовал и бОльшую часть его огромного состояния. Полтора года, с 1813 по 1814 год, был генерал-губернатором Саксонии с неограниченными полномочиями в управлении (ходили слухи, что его даже короновали). С 1816 по 1834 год был генерал-губернатором Малороссии. То обстоятельство, что Николай Репнин-Волконский был женат на внучке последнего Гетмана Украины, Кирилла Григорьевича Разумовского, Варваре Алексеевне Разумовской (которая, кстати, покровительствовала поэту Тарасу Шевченко), делало его в глазах современников неофициальным Гетманом Украины.

Второй по старшинству брат декабриста, Никита Григорьевич (1781-1834), как и Сергей, и Николай, был активным участником Русско-турецкой войны и войны с Наполеоном. В 1808 году Александр I посылал его с письмом к Бонапарту в Париж. Однако, больше всего он был известен как муж Зинаиды Александровны, урождённой княжны Белосельской-Белозерской – хозяйки литературного салона, писательницы, поэтессы, певицы и композитора, видной фигуры русской культурной жизни первой половины XIX века. Считается, что именно из её московского дома уезжала в Сибирь к мужу Мария Волконская (на самом деле нет, но прощальный вечер с участием литературной и музыкальной богемы в её честь, на котором присутствовал Пушкин, действительно, имел место). Интересно, что княгиня Зинаида была родственницей одновременно двух самых известных декабристок – с княгиней Марией они приходились друг другу невестками (жёны родных братьев), а Трубецкая была её кузиной, хоть и не кровной – родная тётка Трубецкой по матери, Анна Григорьевна Козицкая, приходилась княгине Зинаиде мачехой.

Старшая сестра Волконского, Софья Григорьевна (1785-1868) – статс-дама, кавалерственная дама. Была очень похожа на своего отца, от которого унаследовала его странности – к старости у неё невероятно развились скупость и клептомания, о которых ходили даже не анекдоты, а легенды.

Мать завещала ей свой дом в Петербурге, на речке Мойке – в котором с сентября 1836 года снимал квартиру Пушкин, где он и скончался 29-го января (10-го февраля) 1837 года после дуэли – сейчас это дом-музей Пушкина.

Была замужем за дальним родственником, Петром Михайловичем Волконским (1776-1852) – генералом-фельдмаршалом (1850), министром императорского двора и уделов (1826-1852). С 1797 года он был адъютантом великого князя Александра Павловича. Его личным другом он был до конца жизни Александра I, после чего “по наследству” перешёл к его младшему брату, Николаю I.

В военную кампанию 1813 и 1814 гг. князь Волконский находился при государе в звании начальника главного штаба армии. Именно он руководил военной операцией по взятию Парижа русскими войсками.

С декабря 1824 по июль 1825 — чрезвычайный посол в Париже.

В сентябре 1825 сопровождал императрицу Елизавету Алексеевну в Таганрог, присутствовал при кончине Александра I (19 ноября 1825 года), заведовал всеми приготовлениями и распоряжениями по отправке его тела в Петербург;

затем состоял при Елизавете Алексеевне и после её смерти (4 мая 1826 года) руководил кортежем, сопровождавшим тело императрицы в Петербург.

                ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ