2. Три могучих буквы

Вадим Прохоркин
3 ФЕВРАЛЯ ОТМЕЧАЕТСЯ ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ БОРЬБЫ С НЕНОРМАТИВНОЙ ЛЕКСИКОЙ

Приложение к рассказу "ЧТО НИ ШАГ, ТО МАТ" - http://www.proza.ru/2013/03/16/783 

Со статьей «Три могучие буквы» я столкнулся на сайте «Яндекс-Дзен». Поскольку, как мне представляется, статья имеет отношение к теме моего рассказа "Что ни шаг, то мат",  решил её скопировать и присовокупить к своему рассказу в качестве приложения.

2."ТРИ МОГУЧИЕ БУКВЫ. КАК ПИСАТЕЛИ ОТНОСИЛИСЬ К РУГАТЕЛЬСТВАМ И МАТУ?"


Он велик и могуч! Он разнообразен, витиеват и прямолинеен. Он оскорбляет и выражает восхищение. Он удивляет и шокирует. С ним пытаются бороться, но это походит на сражение с ветряными мельницами. История его возникновения до сих пор вызывает споры. Версий много, верной так и нет. Истинно только одно – он плод народного творчества, от которого этот самый народ отказываться не намерен.
Он – русский матерный язык! Не спешите произносить вслух ваше «Фи!». Мы не собираемся знакомить вас с самыми яркими представителями нецензурной брани и тем более приводить – примеры. Мы расскажем вам о том, как к нецензурной брани относились выдающиеся литературные деятели.

1. АЛЕКСАНДР ПУШКИН

Как вы помните, светоч русской поэзии не обходился в ней и без ругательств. Бранные слова Пушкин использовал как в обычной жизни, так и в своем творчестве. Свою позицию Александр Сергеевич объяснял очень просто: какова компания – таков и разговор. Так что высокопарные слова стоит оставлять за порогом кабака.
Пушкин даже сожалел о том, что в «Борисе Годунове» вымарали всю нецензурную лексику и крепкие выражения как на французском, так и на русском языке.

2. НИКОЛАЙ НЕКРАСОВ

Николай Алексеевич также не боялся матерщины и мог ввернуть в разговор крепкое словечко и не одно. Один из его друзей даже вспоминал, как в ходе разговора писатель мог попросить свою жену выйти за дверь, так как собирался выругаться.
Фекла Анисимовна привыкла, что рассказы о сельской жизни и об охоте без подобных высказываний не обходились, потому спокойно вставала и выходила из комнаты.

3. ИВАН БУНИН

Бунин пошел по стопам Ожегова. Правда Иван Алексеевич составил словарь слов матерных, ради которого даже выписал деревенского мальчонку, собиравшего самые яркие и замысловатые ругательные слова и песни. Работой он очень гордился и даже подарил свой труд почетным академикам.
Однажды те знания, что он почерпнул из собственного же словаря, спасли ему жизнь. Разгоряченная толпа обвиняла Бунина в поджоге и собиралась бросить его в костер. Только залихватский поток бранной ругани, коим их одарил писатель, помог остановить разбушевавшихся.
Матерным языком Бунин искренне восхищался и с удовольствием слушал нецензурные импровизации своих друзей. А порой и сам мог завернуть такой замысловатый оборот, чтоб обзавидовались бы и портовые грузчики.

4. ЛЕВ ТОЛСТОЙ

Деревенский житель Толстой, как и все его домочадцы, спокойно относился к нелитературным выражениям, постоянно используя их в речи и не придавая им особого значения. Это подтверждают воспоминания бывавших у него в гостях Горького и Чехова.
Коллеги подмечали, что Лев Николаевич использует бранные слова только потому, что в контексте без них не обойтись. Но в его устах они теряют матерную силу и былую грязь.

5. АННА АХМАТОВА

Анна Ахматова не использовала ненормативную лексику ни в обиходе, ни в литературе. Но ругательства и бранные слова ничуть не смущали выдающуюся женщину. Ее подруга вспоминала, что сидя в компании с людьми, позволяющими себе вставлять в речь неприличные слова, Ахматова не краснела.
Анна Андреевна утверждала, что для исследователей русского языка запретных слов не существует.

Ругательства и матерные слова использовали в своем творчестве многие писатели и поэты от Есенина, Лермонтова и Маяковского до Лимонова. Ответ на претензии у них был почти всегда один и тот же, что невозможно простым людям, особенно тем, кто находятся на дне, выражаться высокопарными словами и академическими оборотами. А крепкое словцо и матерное выражение как ничто другое передает весь смысл сложившейся ситуации.

Скопировано из программы Яндекс-Дзен.
Автор статьи не указан