Приходы Новокубанского благочиния

Александр Бабич
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК О ПРИХОДАХ НОВОКУБАНСКОГО БЛАГОЧИНИЯ
КУБАНСКОЙ ЕПАРХИИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Введение.

На территории современного Новокубанского района Краснодарского края в период гитлеровской оккупации и после окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. действовало всего 4 православных прихода: в г. Новокубанске, в станицах Бесскорбной и Советской  и в хуторе Ковалевском.

Об этих приходах и пойдет речь в данном очерке.

§ 1. Молитвенный дом
во имя Святого Апостола Иоанна Богослова в г. Новокубанске.

В дореволюционный период и в 1920-е годы в селе Новокубанском (с 1966 г. – г. Новокубанск) [1] действовало 2 православных храма – Иоанно-Богословский и Казанский (во имя иконы Казанской Божье Матери), построенные еще в 1873 году.

Иоанно-Богословский храм первоначально был деревянным (освящен 29 июня 1873 г.), на каменном фундаменте, с колокольней. Однако уже в 1901 г., тщанием прихожан, был возведен новый кирпичный храм с деревянным верхом. В связи с постройкой нового каменного здания, Казанский храм был закрыт, однако уже в 1906 г. он возобновил свою деятельность [2].

Накануне событий 1917 года в селе Новокубанском служили священники Георгий Осецкий (благочинный) и Николай Покровский [3].

В 1930-е годы оба храма были закрыты (точная дата не установлена), однако в октябре 1942 г., после оккупации села гитлеровцами, группа верующих патриаршей ориентации заняла под молитвенный дом здание столовой правления райпотребсоюза. Данные о священнике, служившем на тот момент в молитвенном доме, отсутствуют.

31 октября 1944 г. епископ Фотий (Топиро) назначил настоятелем молитвенного дома ст. Новокубанской священника Иоанна Попова. 5 декабря 1944 г. Иоанно-Богословская община официально зарегистрирована уполномоченным Совета по делам РПЦ при Краснодарском крайисполкоме тов. Кирилловым.

Попов Иван Дмитриевич родился в 1890 г. в слободе Гончаровке Острогожского уезда Воронежской губернии. В 1906 г. окончил курс Павловского духовного училища; в 1915 г. при этом же училище выдержал экзамен на звание учителя.

С 1909 по 1920 гг. служил псаломщиком в слободе Гончаровке Воронежской губернии; с 1920 по 1922 гг. служил псаломщиком при церкви во имя Рождества Христова г. Каменска Донской области; с 1922 г. по 1924 г. служил священником в ст. Тишанской Нехаевского района Хоперского округа Донской (с 1936 г. Сталинградской) области; с 1924 по 1930 гг. служил священником в ст. Бурацкой того же округа; с 1930 по 1932 гг. – безработный; с 1932 по 1937 гг. служил священником в хут. Грачика Тарасовского района Сталинградской области; с 1937 по 1939 г. работал на стекольном заводе г. Армавира Краснодарского края; с 1939 по 1942 гг. работал на плодоконсервном заводе г. Армавира заведующим по горючему; с 1943 г. служил священником в ст. Григориполисской Ставропольского края; с ноября 1944 г. – священник в селе Новокубанском.

Состав семьи: жена Анна Тимофеевна Попова, 1889 г.р., сын Евгений, 1918 г.р., служил в действующей армии [5].

С июля 1948 г. в молитвенном доме служил священник Иоанн Васильев. Иван Александрович Васильев родился 26 апреля 1888 г. в с. Лысые Горы Саратовской губернии; русский; в 1908 г. окончил Аткарское реальное училище; в 1910 г. – регентскую школу в г. Саратове; женат; не судим; был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1944 г.; прибыл в Краснодарский край из сел. Пенделки Кузнецкого уезда в 1931 г.; во время оккупации служил хористом при Св.-Ильинской церкви г. Краснодара; организовал православную общину в ст. Афипской Северского района и служил там настоятелем.

Сведения о службе: с 1912 г. служил псаломщиком в Св.-Вознесенской церкви г. Кузнецка Саратовской епархии; с 1915 г. служил псаломщиком-диаконом в Св.-Покровской церкви г. Вольска Саратовской епархии; с 1921 г. служил диаконом в сел. Барсуковке Вольского уезда Саратовской губернии; с 1922 г. – служил священником в с. Пенделки Кузнецкого уезда Саратовской области; с 1930 г. – счетовод-табельщик в г. Краснодаре; с 1931 г. – помощник бухгалтера в пригородном хозяйстве г. Краснодара, плановик-экономист на Краснодарском кондитерском комбинате; с 1943 г. – настоятель Св.-Троицкой церкви в г. Краснодаре; с 1945 г. – настоятель Св.-Успенского молитвенного дома в г. Лабинске; с 1947 г. – настоятель Св.-Сергиевского молитвенного дома в ст. Усть-Лабинской; с 1948 г. - настоятель Св.-Иоанно-Богословского молитвенного дома в сел. Новокубанском; с ноября 1952 г. – настоятель Св.-Покровского молитвенного дома в ст. Новотитаровской Динского района Краснодарского края [6].


В 1952 г. на смену о. Иоанну Васильеву пришел о. Иоанн Бекетов. Иван Васильевич Бекетов родился 12 октября 1888 г. в ст. Николаевской Кавказского отдела Кубанской области; русский; обучался в 3-х классной станичной школе, но обучение не окончил; в 1916 г. окончил 3 курса Московской консерватории; вдов; не судим; был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1932 г.; во время оккупации находился в г. Кисловодске.

Сведения о службе: с 1907 г. служил хористом в Войсковом певческом хоре Кубанского казачьего войска в г. Екатеринодаре; с 1913 по 1916 гг. учился в г. Москве в консерватории по классу пения; с 1916 г. – служил солистом в оперном коллективе в г. Екатеринодаре; с 1923 г. работал сапожником в ст. Николаевской Кубано-Черноморской области; с 1926 г. работал мастером асфальто-укладочных работ в г. Кисловодске; с 1938 г. работал в артеле «Каргужтранс» в г. Кисловодске завхозом; с 1940 г. служил солистом в ансамбле Терских казаков в г. Кисловодске; в период гитлеровской оккупации находился при ансамбле, затем, до прихода Советской армии, вынужден был скрываться в Ставропольских степях; с 1943 г. работал заготовителем в государственной филармонии в г. Кисловодске; с 1944 г. завхозом в учреждении «Заготзерно»; с 1946 г. – заготовителем в сельпо; с 1947 г. – в Крестовоздвиженской церкви г. Ставрополя; с 1948 г. – в Екатерининском соборе г. Краснодара; с 1 октября 1951 г. – священник в Св.-Николаевской церкви г. Ейска; с 10 июня 1952 г. - настоятель Св.-Вознесенской церкви ст. Курганной; с 20 ноября 1952 г. в ст. Новокубанской; с 7 июня 1954 г. служил настоятелем Св.-Покровской церкви в ст. Черниговской Белореченского района Краснодарского края; 23 ноября 1955 г. ушел за штат [7].

В 1954 г. настоятелем прихода в селе Новокубанском назначается священник Василий Скляров. Родился 1 августа 1893 г. в с. Апанасенковском Ставропольской губернии; русский; образование низшее; в 1921 г. окончил псаломщицкие курсы в г. Ставрополе; вдов; не судим; был в обновленческом расколе, в 1945 г. принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви; в Краснодарский край прибыл из Ставропольского края в 1946 г.; во время оккупации служил диаконом в ст. Невинномысской Ставропольского края.

Награды: в 1950 г. награжден набедренником.

Сведения о службе: с 1921 по 1929 гг. служил диаконо-псаломщиком и штатным диаконом в Кафедральном соборе г. Ставрополя; с 1929 г. – в Св.-Покровской церкви г. Черкеска; с 1934 г. – в Св.-Михаило-Архангельской церкви ст. Казанской Кубанского округа Азово-Черноморского края; с 1935 г. на гражданской работе в г. Орджоникидзе (в санитарной инспекции, затем в музыкальной школе, учителем пения); с 1938 г. работал плотником на лесопильном заводе в г. Черкеске; с 1941 г. служил диаконом в г. Невинномысске; с 1942 г. по указу бывшего Митрополита Ставропольского и Северо-Кавказского Василия Кожина служил протодиаконом Св.-Андреевского собора в г. Ставрополе; в 1945 г. Архиепископом Ставропольским и Бакинским Антонием принят в каноническое общение с Московской Патриархией и назначен диаконо-псаломщиком в Св.-Успенскую церковь г. Ставрополя; с августа 1946 г. на службе в Краснодарской епархии, в Св.-Николаевской церкви г. Армавира; 9 марта 1947 г. рукоположен в сан священника и назначен настоятелем Михаило-Архангельского молитвенного дома ст. Николаевской Успенского района Краснодарского края, в котором служил до декабря 1949 г.

По состоянию на 1952 г. служил в ст. Успенской Успенского района; с февраля 1957 г. по март 1958 г. служил настоятелем в Св.-Покровском молитвенном доме ст. Ханской Майкопского района Адыгейской АО [8].

В 1957 г. настоятелем прихода становится протоиерей Капитон Васильевич Рождественский. К.В. Рождественский родился 6 июля 1892 г. в с. Донском Ставропольской губернии; русский; в 1913 г. окончил Ставропольскую духовную семинарию; был женат; в 1931 г. осужден по ст. 66 ч. 3 УПК на 3 года ссылки (за неуплату культурного налога); в обновленческом расколе не состоял; в Краснодарский край прибыл из Ставропольского края в 1950 г.; во время оккупации находился в Свердловской области.

Сведения о службе: с 1913 г. служил диаконо-учителем и законо-учителем в ст. Попутной Кубанской области; с 1914 г. служил священником в сел. Шабано-Тхамахинском Кубанской области; с 1916 г. – священником в хут. Братском Кавказского отдела Кубанской области; с 1920 г. - священником в сел. Ивановском Кубано-Черноморской области; с 1922 г. - священником в хут. Новокиевском Ставропольского края; с 1923 г. – в сел. Тищенском Ставропольского края; с 1929 г. – в ст. Ярославской Северо-Кавказского края; с 1931 г. – вышел за штат, был на разных работах, затем в ссылке в г. Соликамске Уральской области; с 1934 г. – бухгалтером в г. Кутаиси и Сухуми на строительстве аэродромов гражданской авиации; с 1937 г. – бухгалтером транспортно-хозяйственного отдела на Медном руднике (г. Свердловск); с 1939 г. – бухгалтером на Уралсибспецстрое (г. Свердловск); с 1943 г. - настоятель молитвенного дома с. Баклановского Ставропольского края; с 1944 г. – настоятель молитвенного дома в ст. Екатеринградской Ставропольского края; с 1945 г. – в сел. Казминском; с 1947 г. – в сел. Кармалиновском; с 1949 г. – в сел. Овощи; с 1950 г. – в сел. Староматвеевском Ставропольского края; с 12 июня 1951 г. – настоятель Св.-Варваринского молитвенного дома в ст. Старовеличковской Кагановичского района Краснодарского края. По состоянию на 1952 год служил в с. Гулькевичи; с ноября 1956 г. на месте второго священника Св.-Успенской церкви г. Лабинска [9].

С июля 1958 по май 1959 г. настоятелем прихода служил протоиерей Алексей Иванов. Алексей Иванович Иванов родился в 1898 г. в ст. Пшехской Майкопского отдела Кубанской области; русский; в 1914 г. окончил Екатеринодарское духовное училище; в 1915 г. окончил Белоглинскую учительскую школу; в 1917 г. окончил Казанские годичные педагогические курсы; вдов; в 1937 г. осужден по ст. 58. П. «А» в Ростовской области и до 1947 г. находился в лагерях Коми АССР; реабилитирован в 1956 г.

Сведения о службе: с 1919 г. служил псаломщиком в Св.-Дмитриевской церкви с. Безопасного Ставропольской губернии; с 1920 г. служил диаконом в Св.-Николаевской церкви с. Белая Глина Ставропольской губернии (ныне Краснодарского края); с 1930 г. - священник в Трех-Святительской церкви с. Средний Егорлык Ростовской области; с 1937 г. «священник в лагерях» (так в документе) Коми АССР; с 1947 г. служил священником в Трех-Святительской церкви сел. Средний Егорлык Ростовской области; с 1949 г. – в Ильинской церкви ст. Белая Калитва Ростовской области; с 1951 г. – священник Казанской церкви ст. Соликаракоры Ростовской области; 10 сентября 1951 уволен за штат; с 1951 г. служил священником Св.-Покровской церкви с. Бешпагир Ставропольского края; с 1952 г. – в с. Кугульта; с 1954 г. – в ст. Незлобной; с 1955 – в ст. Безопасной; с 1956 г. – протоиереем-благочинным в сел. Александровском Ставропольского края; с 4 марта 1957 г. по июль 1958 г. – настоятель Св.-Покровского молитвенного дома [10].

С мае 1959 г. настоятелем священник Виктор Андреевич Уткин, через год священник Иван Павлович Пономарев; в феврале 1964 г. – Трофим Константинович Лозовой, в июне 1965 г. – протоиерей Петр Григорьевич Костенко, в декабре этого же года – протоиерей Сергей Петрович Баранов, в октябре 1966 – священник Феодор Матвеевич Новицкий, Новицкий, в июле 1967 г. – протоиерей Петр Григорьевич Костенко [11].

По состоянию на 27 июня 1969 г. Иоанно-Богословской православной общине, с учетом износа, принадлежало: кирпичное здание молитвенного дома, стоимостью 8260 рублей, саманный жилой двухкомнатный дом, стоимостью 1865 руб., кирпичная пристройка к молитвенному дому стоимостью в 119 рублей, колодец, бассейн, штакетная изгородь, деревянные столы, шкафы для книг, больших икон - 15, средних икон - 21, малых – 21, медный колокол  и пр. [12].

24 октября 1972 г. по 4 марта 1974 г. настоятелем Иоанно-Богословского прихода служил протоиерей Василий Андреевич Соболев; с 4 марта по 1 сентября 1974 г. – священник Александр Петрович Атьман (родился в 1937 г., уроженец дер. Дорогляны Грозненской области, окончил духовную семинарию); с 10 марта по 20 июля 1976 г. – священник Виктор Иванович Федоренко, с 9 марта 1977 г. – священник Петр Васильевич Долганов (умер 30 апреля 1977 г.), с 20 августа 1977 г. - протоиерей Михаил Иосифович Варжавин, с 23 октября 1979 г. – священник Евгений Андреевич Шуклинов [13].

7 января 1980 г. был заключен договор между Иоанно-Богословской православной общиной и Новокубанским райисполкомом о передаче в пользование общине кирпичного здания молитвенного дома по ул. Дзержинского, д. 59 в г. Новокубанске, а также помещения сторожки, находившейся на территории молитвенного дома, площадью 18, 5 кв. м.

В 1980-е годы в Иоанно-Богословском молитвенном доме г. Новокубанска служил священник Александр Мудрик; 1 января 1990 г. настоятелем прихода становится священник Петр Мудрик [14].

Как видно из представленного материала Иоанно-Богословская православная община в г. Новокубанске, после ее возобновления в 1942 году, более не закрывалась и продолжает действовать в настоящее время по тому же адресу [15].

§ 2. Молитвенный дом
во имя иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость»
 в ст. Бесскорбной.

Деревянное здание Скорбященской церкви в ст. Бесскорбной Лабинского отдела Кубанской области было построено на каменном фундаменте тщанием прихожан в 1858 г., затем перестроено на средства Кубанского казачьего войска с добавлением средств прихожан в 1866 г., а в 1894 г. вновь перестроена по новому проекту.

В предреволюционную эпоху здесь служили священники Андрей Алешковский и Василий Тимофеевский [16].

Известно, что священник Василий Евфимович Тимофеевский в 1917-1918 гг. служил в ст. Новолабинской Кубанской области и по долгу совести, ревностно, выступал с проповедью примирения, призывая казаков и иногородних к братской любви.

По словам прихожанина станичной церкви, он говорил: «Вы казаки, протяните руку своим братьям иногородним, а вы, иногородние, не оставьте висеть в воздухе протянутую вам братскую руку. Не надо ссор! Общими силами сплотитесь и поддержите Временное Правительство и Краевую раду, избранную самими вами же всеми. Ваш враг один – немцы, которые хотят воспользоваться вашей враждой…».

В период правления большевиков на Кубани весной 1918 г. за призывы повиноваться Раде о. Василий подвергся аресту, ему грозила суровая расправа, но прихожане не дали в обиду своего батюшку и отстояли его.
 
После установления на Кубани власти Краевой Рады Василий Тимофе-евский получил место священника в ст. Старокорсунской, однако на этом месте ему довелось прослужить недолго: 27 марта 1919 г. он был застрелен неизвестными, которые под предлогом вызова к больному, под покровом темноты, застрелили его прямо у порога собственной квартиры. После ранения о. Василий прожил всего один час, но до последнего вздоха он находился в полном сознании, сподобившись соборования и причастия Святых Христовых Таин [17].

В 1922 г. в ст. Бесскорбной служил священник Виктор Тихонович Ключарев, о котором известно, что родился он 26 января 1892 г.  в  с. Березовском Медвежинского уезда Ставропольской губернии; русский; в 1910 г. окончил 4 класса Ставропольской духовной семинарии; в 1915 г. окончил экстерном 8 классов гимназии в г. Армавире; в 1918 г. окончил 3 курса медицинского факультета Киевского университета; женат (в 1911 г. повенчан первым браком с девицей Жигайловой Варварой Николаевной); не судим; был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви 5 марта 1945 г.; во время оккупации служил священником в ст. Переправной Мостовского района.

В 1951 г., по указу архиепископа Гермогена, награжден саном протоиерея.

Сведения о службе: с июня 1915 по август 1918 гг., после окончания Армавирской гимназии, учился в Киевском университете на медицинском факультете; с 1 сентября 1918 г. работал медицинским фельдшером в сел. Березовка Ставропольской губернии; с октября 1921 г. – в Медвеженском райздравотделе; с октября 1921 г. учился в медицинском институте; в мае 1922 г. выбыл из института и поступил священником в ст. Бесскорбную Кубано-Черноморской области; в 1922 г. служил священником в ст. Передовой и Каладжинской Северо-Кавказского края; с 1931 г. – медицинским фельдшером в ст. Лабинской, Владимирской, Союзе 16-ти хуторов, в ст. Переправной Краснодарского края; с ноября 1942 г. служил священником в ст. Переправной; со 2 апреля 1946 г. – священником в ст. Новопокровской; с 1949 г. – священником в г. Майкопе; с 1952 г. – священником в ст. Отрадной; с 10 ноября 1952 – снова в г. Майкопе [18].

В 1933 г. (по другим данным в 1936-1939 гг.) храм в ст. Бесскорбной был закрыт, с него сняли купола и переоборудовали под клуб, однако фактически бывшее здание храма использовалось под зернохранилище. 7 января 1943 г. здание бывшей церкви было занято православной общиной и там возобновились Богослужения. По просьбе верующих в молитвенный дом был приглашен священник Даниил Гайдашев.

Даниил Николаевич Гайдашев родился 10 декабря 1892 г. в пос. Куршавском Александровского уезда Ставропольской губернии; в 1907 г. окончил 6 классов гимназии в г. Армавире. С 1907 по 1923 г. занимался сапожным ремеслом и сельским хозяйством по месту рождения и жительства; с 1923 г. состоял псаломщиком в сел. Солуно-Дмитриевском Ставропольского края; 18 декабря 1924 г. поступил псаломщиком к Св.-Софиевской церкви ст. Суворовской Ессентукского района Орджоникидзевского края; с 1926 г. служил диаконом в ст. Бекешевской Ессентукского района; с 1928 г. – диаконом в ст. Ессентуки при Св.-Троицкой церкви; с 1933 г. служил священником в ст. Ессентукской Орджоникидзевского края; с 1938 г. работал на строительстве кофеинового завода в г. Зугдиди (Грузинская ССР); с 1939 г. работал в нефтепроводной конторе Майнефтекомбината, завскладом в ст. Апшерон-ской Краснодарского края; с августа 1942 г. не работал, проживал в г. Ессентуки.

В составе семьи о. Даниила значились: жена Елена Матвеевна, сыновья Владимир, 1929 г.р., Николай, 1940 г.р., дочери: Татьяна, 1929 г.р. и Евгения, 1933 г.р. [19].

В июне 1946 г. настоятелем Скорбященского молитвенного дома становится священник Андрей Амвросиевич Паращевин. А.А. Паращевин родился 22 февраля 1888 г. в с. Богатырь Александровского уезда Екатеринославской губернии; русский; в 1907 г. окончил церковную учительскую школу; в 1910 г. -  двух-годичные регентские курсы; был женат; не судим; в обновленческом расколе не состоял; в Краснодарский край прибыл в 1931 г. из с. Самарского Ростовской области; во время оккупации служил священником в ст. Псебайской.

Сведения о службе: до 1937 года – священник, затем, до 1945 года, на гражданской работе; с 1945  г. - священник. По состоянию на 1952 г. служил в ст. Гривенская Красноармейского района [20].

В мае 1950 г. настоятелем молитвенного дома становится священник Иоанн Васильевич Леньшин. И.В. Леньшин родился в 1907 г. в сел. Медведском Благодаринского уезда Ставропольской губернии; в 1931 г. окончил Государственный институт практических знаний по специальности «гражданское строительство»; в 1938 г. окончил специальные музыкальные курсы при Московском Центральном Доме Искусств имени Н.К. Крупской; в этом же году прошел аттестацию на звание учителя средней школы по физике, математике и черчению с правом преподавания в 5-7 классах; был женат; не судим; во время оккупации проживал в ст. Лабинской Краснодарского края; в Краснодарский край прибыл в 1931 году.

Сведения о службе: с 1924 г. работал бухгалтером Медведского потребительского общества Петровского района Ставропольского края; с 1930 г. – бухгалтером в колхозе «Победа», затем на МТС Петровского района Ставропольского округа; с 1931 г. – учителем в ст. Лабинской Краснодарского края; в период оккупации не работал, занимался подсобным хозяйством; с 1943 г. (после оккупации) – пчеловодом в колхозе «Политбюро» Владимирского сельсовета Лабинского района; 19 декабря 1944 г. рукоположен в сан священника и назначен настоятелем молитвенного дома в с. Кулешовка Белоглинского района, во время службы получил благодарность за сбор пожертвований; с 16 июня 1945 г. – настоятель церкви в ст. Пластуновской; с 12 мая 1947 г. – настоятель Рождество-Богородицкой церкви в ст. Воронежской Усть-Лабинского района [21].

В начале 1951 г. местные органы власти поднимают вопрос о необходимости переселения Скорбященской православной общины в другое здание (решение Советского райисполкома от 2 февраля 1951 г. № 96, протокол № 5). 12 мая этого же года уполномоченный Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР по Краснодарскому краю, Лев Никифорович Полунин составляет заключение, в котором сообщает о том, что на центральной площади ст. Бесскорбной находится молитвенный дом, вокруг которого расположены: сельский Совет, семилетняя школа, три здания детского дома, аптека, магазин сельпо, клуб, кинотеатр и библиотека, и что все это, по сути, несовместимо с нахождением здесь молитвенного дома.

Здание же, занимаемое молитвенным домом, - продолжает уполномоченный, - действительно ранее принадлежало Русской Православной Церкви, но, по решению общественного схода было закрыто и капитально переоборудовано. До Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. здесь размещалась станичная библиотека, радиоузел и зрительный зал. Вокруг здания сохранилась ограда с железными решетками на кирпичном основании. Внутри же ограды сохранилось просторное здание бывшей церковной сторожки.

Поэтому, исходя из вышеизложенного, тов. Л.Н. Полунин поддержал решение райисполкома и обратился в Совет по делам РПЦ, чтобы тот дал согласие на перемещение общины в другое здание.

В ответ на решение исполкома и заключение уполномоченного, 11 мая 1951 г. церковный совет Скорбященской общины обратился к Патриарху Алексию I и Уполномоченному Совета по делам РПЦ тов. Г.Г. Карпову, обращая внимание на то, что ситуация выглядит совершенно иначе. В жалобе отмечалось, что с момента постройки церкви и до 1936 г. церковь использовалась для исполнения религиозных обрядов Русской Православной Церкви. С 1936 г. по 1939 г. здание использовалось местными властями ст. Бесскорбной, как складское помещение. В 1941 г. (возможно это ошибка, речь идет о 1942 г.) его вновь предоставили православной общине. Община произвела капитальный ремонт, и здание было вновь перестроено под церковь. После освобождения ст. Бесскорбной от гитлеровцев местными органами власти церковное здание передано верующим в бессрочное пользование. В марте месяце Бесскорбненский стансовет предложил верующим очистить помещение молитвенного дома и переселиться в здание, находящееся на самом окраине станицы, и принадлежащее колхозу им. Сталина, это здание было меньшего размера и имело довольно низкие потолки.

Кроме того, в своей жалобе, церковный совет обращал внимание на то, что после того, как началась кампания по изъятию церковного здания, священник оставил свой приход, а другого священника епископ прислать отказался до тех пор, пока не будет решен вопрос с церковным помещением. Учитывая, что в ст. Бесскорбной на тот момент проживало около 30 тыс. жителей, в том числе, большое количество верующих, представители православной общины просили оставить это помещение верующим и не отдавать его под культурные учреждения [22].

Тогда, 17 мая 1951 г., в приход был все же направлен священник Алексей Воронов, а 22 августа 1951 г. Совет по делам РПЦ при Совете Министров СССР постановил «согласиться с решением Краснодарского крайисполкома о возвращении Бесскорбненскому сельсовету клубного здания (бывшего церковного здания), занятого в период немецкой оккупации под молитвенный дом церковной общиной ст. Бесскорбной Советского района, с предоставлением общине верующих другого помещения» [23].

Теперь несколько слов о священнике А. Воронове. Алексей Иванович Воронов родился 17 марта 1889 г. в с. Средняя Луковка Грязненского уезда Воронежской губернии; русский; в 1911 г. окончил Тамбовскую духовную семинарию; был женат; осужден гражданским судом по ст. 112 и отбывал наказание в трудовых лагерях с 1930 по 1935 гг.; в обновленческом расколе не состоял; в Краснодарский край прибыл из с. Сселки Липецкого р-на Воронежской области в 1944г.; во время оккупации жил в с. Сселки Липецкого р-на Воронежской области.

В соответствии с указами епископа Ставропольского Иннокентия в 1925 году был награжден камилавкой и архиепископа Краснодарского и Кубанского Гермогена в 1951 г. – наперсным крестом.

Сведения о службе: после окончания семинарии с сентября 1911 г. служил учителем начальной школы в сел. Ивановском Ставропольской губернии; с сентября 1912 г. служил диаконом в сел. Орловском Прасковейского уезда; с июля 1913 г. по 1925 г. служил священником в сел. Бурукшуне Ипатьевского района Ставропольского края; с июля 1925 г. – священник в сел. Михайловском того же района; с 1930 г. по 1935 г. отбывал наказание в исправительно-трудовых лагерях по 112 ст.; с 1935 г. – рабочий на строительстве карбидного завода в г. Липецке Воронежской области; с 1937 г. - рабочий на свекло-сахарном пункте Новопокровского сахарного завода той же области; с 1939 г. – рабочий в доме отдыха имени Калинина Мичуринского района Тамбовской области; с 1941 г. жил на иждивении детей в с. Сселки Липецкого района Воронежской области; с 1943 г. – в ст. Усть-Лабинской Краснодарского края; с 1946 г. – служил священником в хут. Братко-Опочиновском Отрадненского района Краснодарского края.

Семейное положение: жена Вертоградская Наталья Стефановна (обвенчаны в 1912 г.).

В связи с тем, что Бесскорбненский сельсовет не выполнил решение Совета по делам РПЦ и предоставил общине колхозное здание, община вынуждена была купить для молитвенного дома небольшое здание и пристроить к нему алтарь размером 4х5 кв. метров, а также расширить место для молящихся, и даже пристроить сторожку [24].

С 1969 г. настоятелем Скорбященского молитвенного дома служил священник Софроний Журавлев; с апреля 1974 г. – священник Борис Васильевич Малинка, род в 1939 г., уроженец села Сорочинцы Полтавской области, окончил духовную семинарию.

9 октября 1980 г. Скорбященская православная община заключила договор с Новокубанским райисполкомом о передаче в пользование общине деревянного молитвенного здания площадью 56 кв. м, обнесенного деревянной оградой и расположенного по ул. Советской, 18 в ст. Бесскорбной и деревянной сторожки по ул. Советской, 18-а [25].

20 мая 1983 г. настоятелем Скорбященского молитвенного дома становится протоиерей Сергий Леонтиевич Хачатурьянц, а с 1 октября 1986 г. – протоиерей Владимир Иванович Есипенко [26].

В настоящее время в ст. Бесскорбной Новокубанского района действует храм во имя иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость».

§ 3. Молитвенный дом
во имя Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских Чудотворца,
 в ст. Советской (до 1933 г. ст. Урупская).

До революции в ст. Урупской (с 1933 г. ст. Советская) действовало два деревянных храма, возведенных на каменном фундаменте: во имя иконы Казанской Божьей Матери (построен в 1855 г. и освящен 15 марта 1856 г.), и во имя Святителя Николая Чудотворца (построен в 1889 г. и освящен 5 октября того же года).

В 1908-1909 гг. тщанием прихожан и казачьего станичного общества, на бетонном фундаменте, сооружено новое деревянное здание Св.-Николаевского храма с такою же колокольней.

В предреволюционный период в Казанском храме ст. Урупской служили священники Павел Садовский и Тихон Ивко (Ф. 470. Оп. 2. Д. 3522), а в Николаевском – Григорий Гремяченский [27].

В 1930-е годы оба храма были закрыты, однако 20 октября 1942 г. (в период гитлеровской оккупации) Св.-Николаевский приход патриаршей ориентации был возрожден в здании бывшей церковной сторожки, так как здание храма было разрушено. В это время в молитвенном доме служил священник Василий Алексеевич Струнов [28].

С 1947 по 1959 гг. настоятелем прихода был священник Николай Алексеевич Антонов. Н.А. Антонов родился 1 декабря 1879 г. в с. Елшанка Хвалынского уезда Саратовской губернии; русский; окончил двухклассную церковно-приходскую школу в 1894 г.; был женат (жена Антонова Ольга Тимофеевна, дочь Айвазова Татьяна Николаевна, у нее сын Юрий; дочь Федосья Николаевна, у нее сын Олег); в 1937 г. осужден по ст. 58-10; находился в ссылке в Архангельской области с 1937 до 1944 г.; был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1944 г.; в Краснодарский край прибыл из Архангельской области в 1944 г.

Сведения о службе: с 1894 по 1900 гг. жил при отце, занимался крестьянским хозяйством; с 1900 г. служил псаломщиком в храмах г. Баку; в 1918 г. был переведен в Кубанскую епархию на должность псаломщика Св.-Троицкой церкви г. Армавира; 13 ноября 1918 г. рукоположен в сан диакона-псаломщика; с 1937 по 1944 гг. согласно постановлению «тройки» НКВД находился в ссылке (в трудовых лагерях) в Архангельской области; 20 июня 1944 вернулся в г. Армавир, жил на иждивении семьи; 30 октября 1944 г. назначен диаконо-псаломщиком к молитвенному дому в сел. Новомихайловка Гулькевичского района Краснодарского края; в 1945 г. перемещен в к молитвенному жому хут. Ковалевского Новокубанского района; 7 декабря 1945 г. рукоположен епископом Краснодарским и Кубанским Флавианом в сан священника и назначен настоятелем к молитвенному дому ст. Николаевской Успенского района [29].

21 марта 1952 г. исполнительный комитет Советского районного Совета депутатов трудящихся  принял решение № 165  (протокол № 10) об открытии средней школы в ст. Советской на базе семилетней школы № 4. В решении предлагалось просить уполномоченного по делам РПЦ при Краснодарском крайисполкоме тов. Полунина возбудить ходатайство об освобождении школьного здания, занятого в период немецкой оккупации под молитвенный дом, с предложением предоставить Св.-Николаевской общине взамен другое помещение [30].

Несмотря на то, что бывшая церковная сторожка была предоставлена станичным Советом православной общине для совершения Богослужений на основании договора от 1 декабря 1944 г. в бесплатное и бессрочное пользование, о чем напоминал тов. Полунину настоятель прихода священник Николай Антонов, уполномоченный все же согласился с просьбой Советского райисполкома и предложил исполкому предоставить общине новое здание для молитвенных целей, а также выделить верующим срок для ремонта и внутреннего переоборудования этого помещения. Здесь следует обратить внимание на то, что в изучаемый период наблюдается активное стремление властных структур к перенесению молитвенных домов на окраины населенных пунктов, дабы они, церковным пением и колокольным звоном, не мешали работе советских учреждений.
   
В результате этого, 6 октября 1952 г. православная община ст. Советской заключила нотариальный договор № 14240 о покупке нового помещения для молитвенного дома, о чем было доложено уполномоченному. При этом, священник Николай Антонов обращал внимание на то, что к купленному зданию необходимо пристроить алтарь. 1 декабря 1952 г. Св.-Николаевская православная община перешла в новое здание, расположенное по ул. Ленина, 105 и к тому времени уже переоборудованное под молитвенный дом.

Как отмечалось ранее, священник Николай Антонов возглавлял православный приход в ст. Советской вплоть до 1959 года. В связи с чем, хотелось бы отметить одно любопытное событие, связанное с его службой во главе прихода. В мае-июне 1959 г. о. Николай, с помощью инициативной группы, организовал по населенным пунктам района и даже за его пределами сбор денег и сельскохозяйственных продуктов (фактически было собрано 50 пудов муки, 70 кг растительного масла, большое количество яиц и сахара, а также значительная денежная сумма), после чего, в последних числах мая этого же года, в церковной ограде был дан большой обед, в котором приняли участие до 600 человек. При этом председатель советского райисполкома  тов. Елисеев М.П. занял «созерцательную позицию», что вызвало крайнее возмущение руководства Краснодарского крайисполкома, направившего тов. Елисееву гневное письмо, в котором просило его учесть, что нарушение «церковниками» советских законов недопустимо, а в случае необходимости ему следует консультироваться по церковным вопросам с уполномоченным Совета по делам РПЦ по Краснодарскому краю [31].

Здесь следует пояснить, что на Кубани в дореволюционный период существовала славная традиция, в соответствии с которой, священники во дни великих церковных или престольных праздников устраивали торжественные обеды внутри церковной ограды и собирали при этом значительные количества православного населения, что сплачивало кубанцев и духовно их укрепляло. Возрождение этой традиции началось в послевоенный период, однако советская власть упорно боролась с ней, чтобы не допустить распространение влияния Русской Православной Церкви среди советских граждан, а священники, осмеливавшиеся устраивать обеды, строго  предупреждались о недопустимости таких действий или даже снимались со своих приходов. Можно предположить, что и о. Николай Антонов был снят с прихода в наказание за устроенный им обед (к сожалению, данных об этом в документах не содержится). После о. Николая настоятелем прихода назначается священник Валентин Николаевич Листов (дата его назначения не установлена), прослуживший здесь до октября 1960 года. В 1966 г. в ст. Советской служил священник Петр Алексеевич Богдан, которого в октябре 1967 г. сменил священник Евграф Антонович Петришин (см. статью об Успенском благочинии), в сентябре 1972 г. - священник Софроний Степанович Журавлев, а в октябре 1974 – Григорий Мефодьевич Харибин (см. статью об Успенском благочинии), служивший здесь до 1 февраля 1980 г.

10 сентября 1980 г. настоятелем Св.-Николаевского молитвенного дома назначается протоиерей Андрей Никитович Пашук и служит там до мая 1981 года, после чего освобождается от должности по болезни, а на его место приходит протоиерей Тимофей Васильевич Ушев, которого в декабре этого же года сменяет священник Петр Поликарпович Бородюк [32].

В настоящее время в ст. Советской Новокубанского района действует Свято-Никольский храм, расположенный по ул. Ленина, 171.

§ 4. Молитвенный дом
во имя Покрова Пресвятой Богородицы в хут. Ковалевском.

В справочных изданиях и Кубанских календарях за 1898-1920 годы данных о храме во имя Покрова Пресвятой Богородицы в хут. Ковалевском Кубанской области не содержится.

Однако в фонде Государственного архива Краснодарского края «Уполномоченный по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Краснодарскому краю» имеются сведения о деятельности Св.-Покровской православной общины в указанном населенном пункте в период с 1944 по 1960 годы.

Впервые действующий храм упоминается здесь в 1922 году, в связи с назначением к нему священника Василия Никульчева, прослужившего в приходе хут. Ковалевского с 1922 по 1927 годы.

Василий Тимофеевич Никульчев родился в 1876 г. в сел. Иваньково Епифанского уезда Тульской губернии; русский; в 1897 г. выбыл из 1-го класса Ставропольской духовной семинарии; холост; во время оккупации служил священником в Св.-Успенской церкви г. Кропоткина.

Сведения о службе: с 1897 по 1901 г. служил учителем в церковно-приходской школе села Преображенского Ставропольской губернии; в 1901 г. рукоположен в сан диакона к Св.-Успенской церкви хут. Романовского Кубанской области; с в 1914 г. рукоположен в сан священника к Св.-Николаевской церкви сел. Михайловского; с 1922 г. переведен к Св.-Покровской церкви сел. Ковалевского; с 1927 г. переведен к Рождество-Богородицкой церкви сел. Пшехского Северо-Кавказского края; с 1930 г. вышел за штат и переехал в г. Кропоткин, жил на иждивении сына, умершего от ран в 1942 г. В 1942 г. назначен священником к Св.-Успенской церкви г. Кропоткина; с 1943 г. служил священником в г. Мариуполе при Св.-Николаевской церкви; с 5 сентября 1943 г. служил священником в г. Одессе при Св. Михайло-Архангельской церкви; 7 апреля 1944 г. был угнан гитлеровцами в Румынию (г. Браилов), заключен в лагерь; в мае 1944 г. вместе с другими заключенными переведен в Германию, где работал чернорабочим в селе […], в каменном карьере, до прихода советских войск; 5 июля 1945 г. отправлен в г. Кропоткин, куда прибыл 17 июля 1945 г.; 12 декабря 1945 г. назначен Епископом Флавианом (Ивановым) священником в Св.-Николаевский молитвенный дом ст. Кавказской [33].

В 1930-е годы храм был закрыт и, очевидно, разрушен. Данных о возобновлении прихода в период гитлеровской оккупации в документах не содержится, известно только, что в 1944 году в приход был назначен священник Михаил Григорьевский. 

Михаил Тимофеевич Григорьевский родился 21 октября 1875 г. в г. Уразово Воронежской губернии; русский; в 1898 г. окончил Став-ропольскую духовную семинарию; женат (жена Иванова Е.А., брак заключен в 1898 г.); не судим; был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1943 г. Епископом Фотием (Топиро).

В 1922 г. в соответствии с указом епископа Армавирского Михаила награжден саном протоиерея; в 1951 г. указом архиепископа Краснодарского и Кубанского Геромгена – палицей.


Сведения о службе: в 1898 г. назначен диаконом в ст. Чамлыкскую Кубанской области; с 1900 г. служил священником в хут. Новопашковском; с 1905 г. – в ст. Камышеватской; с 1917 г. служил священником в Св.-Троицкой церкви в г. Армавире; с 1924 г. – в г. Туапсе; с 1928 г. - священником в Св.-Николаевской церкви г. Армавира; с 1930 г. – в г. Кропоткине; в 1932 г. вышел за штат, работал счетоводом в Партизанской коммуне г. Краснодара; с 1934 г. работал на Северном Урале в Верхнемуллинском районе Молотовской (ныне Пермской) области учителем средней школы, преподавал физику, естествознание, немецкий язык; с 1943 г. служил священником в сел. Старомихайловском Ставропольского края; с 1944 г. – в хут. Ковалевском Новокубанского района Краснодарского края; с 1949 по март 1953 г. – в ст. Абадзехской Тульского района Краснодарского края [34]. 

В 1945 г. настоятелем ненадолго становится священник Николай Антонов (см. выше), а в июле 1946 г. - священник Е.А. Петришин (см. выше).

Затем, в этом же году, настоятелем прихода становится священник Андрей Никитович Пашук. А.Н. Пашук родился 27 сентября 1900 г.  в ст. Попутной Лабинского отдела Кубанской области; русский; в 1909 г. окончил церковно-приходскую школу в ст. Попутной Кубанской области; женат; не судим; был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1946 г.; во время оккупации служил псаломщиком в ст. Успенской Ильинского района.

Сведения о службе: с 1919 г. занимался сельским хозяйством (хлебороб); с 1926 г. служил псаломщиком в ст. Воздвиженской Кубанской области; с 1928 г. – в ст. Казанской; с 1930 г. – в хут. Зубов; с 1933 г. работал плотником в г. Сочи; с 1940 г. служил псаломщиком в хут. Лосеве Краснодарского края; с 1946 г. служил священником в хут. Ковалевском ; с 1947 г. – в с. Петровском; с 1949 г. – в ст. Андрюковской; с 1950 г. – в ст. Новолабинской; с 1953 г. – в ст. Костромской; с 1953 г. – в ст. Стародеревянковской; с 9 июня 1955 г. служил настоятелем Александро-Невского молитвенного дома ст. Новомалороссийской Выселковского района Краснодарского края.

В 1948 г. настоятелем и председателем церковного Совета в хут. Ковалевском служил священник Максим Степанович Коробкин, церковным старостой в январе этого же года зарегистрирован Чуприн Дмитрий Лаврентьевич. Священник Максим Коробкин служил настоятелем прихода вплоть до своей смерти 23 января 1951 г., после его смерти настоятелем прихода был назначен священник Феодор Новицкий.

Феодор Матвеевич Новицкий родился 5 февраля 1898 г. в ст. Переясловской Кавказского отдела Кубанской области; русский; образование низшее; женат; не судим; в обновленческом расколе не состоял; в Краснодарский край прибыл из Полтавской области в 1945 г.; во время оккупации служил священником  в Полтавской области.

Служебная деятельность: до 1937 года – псаломщик, затем на гражданской работе; с 1937 по 1941 гг. – на гражданской работе; с 1941 по 1945 гг. – служба в РККА; с 1945 – священник. По состоянию на 1952 г. служил в ст. Роговской Роговского район [35].

В 1951 г. новым настоятелем становится священник Авраам Тимошкин. Авраам Васильевич Тимошкин родился 19 октября 1878 г. в  деревне Ивановка Темниковского уезда Азовской губернии (Мордовия); мордвин; образование домашнее; женат; не судим; был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1945 г.; в Краснодарский край прибыл из Тобольской епархии в 1939 г.; во время оккупации жил в г. Апшеронске, не работал.

Сведения о службе: с 1908 г. служил псаломщиком в Спасской церкви сел. Бронниковского Тобольской губернии; с 1914 г. служил диако-ном той же церкви; с 1921 г. служил священником Св.-Троицкой церкви с. Нового Тобольского района; с 1939 г. на гражданской работе – работал сторожем в колхозе «Красный нацмен» ст. Апшеронской Краснодарского края; с 1944 г. служил священником в Казанской церкви ст. Чернореченской Краснодарского края; с 1947 г. служил священником в Петропавловской церкви хут. Гречаная Балка Кагановичского района; с 1951 г. – священником в Покровском молитвенном доме хут. Ковалевского Новокубанского района; с 8 декабря 1952 г. по 21 февраля 1958 г. – настоятель Покровского молитвенного дома в ст. Келермесской Гигинского района Краснодарского края [36].

С декабря 1952 г. настоятелем прихода значится священник Николай Соловьев. Николай Иванович Соловьев родился 20 ноября 1877 г. в с. Наумово Даниловского уезда Ярославской губернии; русский; в 1898 г. окончил Поливановскую учительскую семинарию (Московская губерния); 1944 г. экстерном держал [экзамен] на звание священника; женат; не судим; в обновленческом расколе не состоял; в Краснодарский край прибыл из Ярославской области в 1939 г.; во время оккупации служил псаломщиком в сел. Воронцово-Дашковском Белореченского района.

Сведения о службе: с 1898 г. служил учителем Новоселебенского земского училища Тульской губернии; с 1899 г. – учителем Сергиево-Посадского училища Московской губернии; с 1900 г. – учителем-псаломщиком там же; с 1903 г. – учителем; с 1906 г. – инспектором Нарофоминского высшего начального училища Московской губернии; с 1918 г. – заведующим в том же училище; с 1920 г. – школой 2-й ступени в сел. Таширово Московской губернии; с 1922 г. – учителем средней школы в г. Загорске Московской области; с 1929 г. – учителем школы в г. Катта-Кургане Узбекской ССР; с 1930 г. учителем кооперативного техникума в г. Кашире Московской области; с 1931 г. – учитель неполной средней школы СОНО (ОГПУ) в г. Москве (так в документе); с 1933 г. – учитель Пестовской школы Ярославской области; с 1934 г. – учителем Ярославской райколхозшколы; с 1936 г. – учитель русского языка и литературы на курсах мастеров соц-труда Ярославского автозавода в г. Ярославле; с 1937 г. – учитель школы в г. Кизляре Дагестанской ССР; с 1937 г. – учитель 47-й средней школы в г. Ярославле; с 1939 г. – учитель Воронцово-Дашковской неполной средней школы в Белореченском районе Краснодарского края; с 3 апреля 1945 г. служил настоятелем Св.-Троицкого молитвенного дома ст. Воздвиженской Темиргоевского района; с 28 ноября 1947 г. – настоятелем Св.-Покровского молитвенного дома ст. Тбилисской; с 3 октября 1949 г. – настоятель Рождество-Богородицкого молитвенного дома ст. Севастопольской Тульского района; с 15 сентября 1952 г. - настоятель Св.-Георгиевской церкви ст. Казанской Кавказского района Краснодарского края [37].

С июня 1956 г. по август 1957 г. настоятелем назначен священник Петр Алексеевич Ивановский [38]; с ноября 1957 г. по октябрь 1958 г. – священник Иван Андреевич Костенко. И.А. Костенко, родился  5 января 1884 г. в Слободе Ольшана Лебединского уезда Харьковской губернии, украинец; в  1901 г. окончил 6 классов Купянской мужской гимназии и богословские курсы при Харьковском епархиальном управлении; в 1922 г. окончил бухгалтерские курсы, вдов; не судим, в обновленческом расколе не состоял; во время оккупации жил в с. Новоблагодарном Ставропольского края, работал в колхозе счетоводом.

Служебная деятельность: с 1901 по 1905 гг. служил псаломщиком по месту рождения; с 1905 по 1918 гг. служил в Русской Императорской армии; с 1919 по 1925 г. служил в РККА; с 1925 по 1943 гг. служил в гражданских учреждения г. Ставрополя; с 1943 по 1947 гг. служил псаломщиком в ст. Николаевской Успенского района Краснодарского края; 10 октября 1947 г. рукоположен в сан священника и назначен в ст. Упорную Краснодарского края; с октября 1950 г. г. служил настоятелем Св.-Михайло-Архангельского молитвенного дома в ст. Константиновской Курганинского района; с декабря 1959 г. служил в ст. Чамлыкской [39].

В марте 1959 г. настоятелем Покровской общины становится священник Евгений Николаевич Воинов. Е.И. Воинов родился 20 января 1893 г. в ст. Тимашевской Кавказского отдела Кубанской области, русский; в 1916 г. окончил Ставропольскую духовную семинарию; в 1938 г. окончил курсы счетоводов; женат (жена Жигайлова Анна Николаевна, в браке с 1938 г.); не судим; был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1945 г.; во время оккупации жил и работал в Чаквинском чайсовхозе и на чайной фабрике №1 в г. Чаква Кобулетского района Аджарской АССР.

В 1951 награжден набедренником по указу архиепископа Краснодарскго и Кубанского Гермогена.

Сведения о службе: до 1937 года – псаломщик; с 1937 по 1941 гг. – гражданская работа; с 1941 по 1945 гг. служба в РККА, диакон, священник; с 1945 по 1952 гг. – священник. По состоянию на 1952 год служил в ст. Вознесенской Лабинского района [40].

В соответствии с постановлением Совета по делам Русской Православной Церкви от 30 мая 1960 года православная община в хут. Ковалевском была снята с регистрации. К моменту ликвидации общины молитвенное здание церковного прихода хут. Ковалевского располагалось в саманной хате, крытой камышом, полезной площадью без алтаря 50 кв. м. В 1959 г. молитвенный дом посещало в воскресные дни от 30 до 50 чел., церковный доход составлял в 1957 г. 56 тыс. руб., в 1958 г. – 29 тыс. руб., в 1959 г. – 30 тыс. руб. Последнее Богослужение в хут. Ковалевском проводилось в октябре 1959 г.  [41].

В настоящее время в селе Ковалевском Новокубанского района действуют храм и приход во имя иконы Казанской Божьей Матери [42].

***
Таким образом, мы видим, что во время Великой Отечественной войны и в послевоенный период на территории современного Новокубанского района действовало 4 молитвенных дома, один из них (в хут. Ковалевском), был закрыт в 1960 году, однако в настоящее время все они являются действующими, включая храм в селе Ковалевском, который в 1990-е годы, получил наименование во имя иконы Казанской Божьей Матери.
 
Литература и источники:

1. Основные административно-территориальные преобразования на Кубани (1793-1985). Краснодар, 1986. С. 259.
2. Храмы и монастыри Ставропольской епархии (1843–1920 гг.): справочник / сост. В. В. Белоконь; Комитет Ставропольского края по делам архивов. – Ставрополь: Бюро новостей, 2012. С. 268-269.
3. Кубанский календарь на 1916 год. Екатеринодар, 1916. С. 189.
4. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 349. Л. 12-15.
5. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 349. Л. 24-25-об.
6. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53. Оп. 2. Д. 334. Л. 9.
7. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53. Оп. 2. Д. 274. Л. 61-62; Д. 278. Л. 53-54-об., 61.
8. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 266. Л. 32-32-об., 45; Д. 344. Л. 77, 78; Д. 395. Л. 52.
9. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 20-28; Оп. 2. Д. 307. Л. 68-69-об.; Д. 334. Л. 24.
10. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 268. Л. 57-58-об.; Д. 349. Л. 43.
11. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 349. Л. 44, 45, 46, 55, 56, 57, 58.
12. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 349. Л. 61-63.
13. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 349. Л. 64-72, 81, 84, 91, 94, 95, 108.
14. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 349. Л. 119-121, 149, 162, 171.
15. Православная церковь на Кубани в конце XVIII – начале XX в. Сборник документов. Краснодар, 2001. С. 705.
16. Храмы и монастыри Ставропольской епархии (1843–1920 гг.): справочник / сост. В. В. Белоконь; Комитет Ставропольского края по делам архивов. – Ставрополь: Бюро новостей, 2012. С. 258; Кубанский календарь на 1916 год. Екатеринодар, 1916. С. 186.
17. «Вольная Кубань». 4 мая 1919 г. № 96.
18. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 258. Л. 100-101-об.; Д. 345. Л. 52-53-об.
19. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 350. Л. 8-10; 12-12-об., 31.
20. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 350. Л. 20.
21. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 350. Л. 27; Д. 398. Л. 38-40.
22. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 350. Л. 33-34.
23. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 350. Л. 44.
24. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 20-28; Оп. 2. Д. 350. Л. 36-36-об., 54, 49-53, 63, 72.
25. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 350. Л. 56,67, 105, 106.
26. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 350. Л. 113, 153.
27. Храмы и монастыри Ставропольской епархии (1843–1920 гг.): справочник / сост. В. В. Белоконь; Комитет Ставропольского края по делам архивов. – Ставрополь: Бюро новостей, 2012. С. 284-285; Кубанский календарь на 1916 год. Екатеринодар, 1916. С. 186.
28. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 351. Л. 1.
29. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 20-28; Оп. 2. Д. 266. Л. 20-21; Д. 351. Л. 30-32.
30. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 351. Л. 18-19.
31. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 351. Л. 23, 25-27; 31-3,.
32. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 351. Л. 33-39, 55, 62, 69, 79-80, 85.
33. Храмы и монастыри Ставропольской епархии (1843–1920 гг.): справочник / сост. В. В. Белоконь; Комитет Ставропольского края по делам архивов. – Ставрополь: Бюро новостей, 2012; Справочник по Ставропольской епархии. Сост. Н.Т. Михайлов. Екатеринодар, 1911; Кубанские календари на 1898-1916 гг.
33. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 301. Л. 35-35-об.
34. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 20-28; Д. 343. Л. 82-84; Д. 394. Л. 1.
35. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 287. Л. 46-47; Д. 352. Л. 9, 15.
36. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53. Оп. 2. Д. 291. Л. 78-79-об., 86.
37. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 304. Л. 62, 63-63-об.
38. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 352. Л. 31-32.
39. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 338. Л. 24; Д. 445. Л. 122; Д. 329. Л. 29-30-об. Д. 352. Л. 37-39.
40. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 20-28; Оп. 2. Д. 335. Л. 2; Д. 352. Л. 45.
41. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 352. Л. 52-53.
42. Православная церковь на Кубани в конце XVIII – начале XX в. Сборник документов. Краснодар, 2001. С. 699.