АБС 2. Бен Сира и его мать

Яков Задонский
А родив, она стыдилась, что люди скажут: От блуда родила! 

Но открыл рот младенец и сказал своей матери:

– Чего ты стыдишься перед людьми? Я – Бен Сира, сын Сиры!

Сказала ему:

– Кто он этот Сира? 

Ответил ей:  Ирмия!

– Почему же тогда Сира?

– Потому что ему дана власть над всеми вельможами и в будущем он даст имена всякому вельможе и царю, а если посчитаешь, то выйдет в гематрии, что Сира и Ирмиягу  равны (1).

 Сказала ему:

– Сын мой, если так, то почему бы тебе не сказать «сын Ирмии – я»? 

Ответил ей:

– Я бы хотел сам так сказать, но позорно сказать, что Ирмия вошел к своей дочери.

Сказала ему:

– Сын мой, но ведь написано «что было, то и будет» (Экклезиаст 1:9), а где это видано, чтобы дочь родила от отца?

Ответил ей:

– Мама, «нет ничего нового под солнцем»!  Лот был совершенным праведником (2) и мой отец – тоже совершенный праведник, то, что Лоту было совершено насильно, то и моему отцу было сделано силой.

Отвечала ему:

– Я удивлена! Откуда ты знаешь такие вещи?

– Не удивляйся тому, что я говорю. «Нет ничего нового под солнцем». Ирмия, мой отец, сделал то же самое. Когда его мать собиралась родить, мой отец открыл рот и крикнул из живота его матери: Отец мой! Я не выйду, пока ты не скажешь мне мое имя».

Открыл рот отец его и сказал: «Выходи, и назову тебя Авраамом».

Он сказал: «Нет, это не мое имя».

Сказал ему: «Назову тебя Ицхак! Яаков!». И перечислил имена всех двенадцати колен и имена всех людей того поколения.

А он каждый раз  отвечал: «Нет, это не мое имя!».

Пока не появился там Элиягу, благословенной памяти, и сказал:

– Тебя будут звать Ирмия, потому что во дни твои Святой, благословен он, установит врага, который поднимет (ярим) руку свою над Иерусалимом.

(Мой отец) сказал ему: Это мое имя! За то, что ты назвал мое имя, меня назовут в честь тебя. От твоего имени я возьму «ягу», и меня назовут Ирмиягу.

– Подобно тому, как Ирмия вышел из чрева способный говорить, так и я появился с таким же умением. Так же, как он вышел с силой пророчества – как сказано: «прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» (Иеремия 1:5) – я тоже вышел из чрева с силой пророчества. Как он оставил живот своей матери со своим именем, и я также. И как он написал книгу в алфавитном порядке (3), я тоже составлю книгу в алфавитном порядке. Так что не удивляйся моим словам.

Сказала ему (мать):

– Сын мой! Не говори так, потому что сглаз может воздействовать на тебя.

Сказал ей:

– Сглаз не имеет власти надо мной. Кроме того, не пытайся отговорить меня от того, что сделал мой отец. Ко мне относится пословица: «Овца идет за овцой, а сын следует делам своего отца».

Сказала она ему:

– Почему ты перебиваешь меня, сын мой?

– Потому что ты знаешь, что я голоден, и ты не даешь мне ничего есть.

– Вот, возьми мою грудь. Ешь и пей! (4)

– Я не желаю твоей груди. Пойди, просей муку в сосуде, выпеки мне хлеб, дай мне жирное мясо и выдержанное вино, и ты поешь со мной.

– А за что я могу купить всё это?

– Сделай одежду и продай ее. Таким образом, ты исполнишь стих: «Она делает покровы и продает» (Притчи 31:24). И если ты будешь кормить меня, ты исполнишь стих: «много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их!» (Притчи 31:29).

Мать Бен Сиры сделала одежду и продала ее, принесла ему хлеб, жирное мясо и выдержанное вино, и таким образом содержала его в течение одного года. В конце года он сказал ей: «Отведи меня в бейт кнесет» (5) (6).

                *****



(1) См. Несколько слов от ЯЗ.


(2) Сол (Шауль) Либерман в своей книге «Тосефа ки-фшута», отмечает, что нигде в еврейских источниках Лот не упоминается с эпитетом «праведный». Однако в мидраше есть основания для такого наименования, где говорится, что тот, кто кормит нуждающихся, называется «праведным» (Танхума, Ной 5), и Лот был таким человеком (ср. Бытие 19:1- 22).


(3) В Свитке Эйха – «Плач Иеремии» - пять глав. Первая, вторая, четвертая и пятая главы содержат по 22 стиха, расположенных в алфавитом порядке (кроме 5 главы).  Третья, средняя  глава содержит 66 стихов, расположенных также в  алфавитном порядке по  три на каждую букву (22х3=66). Т.е. каждый стих, например, 1, 2, 3 начинается на букву  алеф, 4, 5, 6 – на бет, 7, 8, 9 – на гимель и т.д. ЯЗ.


(4) В первоисточнике непередаваемая игра слов: «эхоль меэхолеха, виште миштеха». Приблизительно «Ешь свою еду, и пей свое питье». Возможно, намекая на еду ему предназначенную, как младенцу. ЯЗ.

(5) Бейт Кнесет (дом собрания) – синагога. ЯЗ.

(6). В талмудические времена синагога служила начальной школой для детей.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/01/13/1973