Приходы Успенского благочиния

Александр Бабич
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК О ПРИХОДАХ УСПЕНСКОГО БЛАГОЧИНИЯ
КУБАНСКОЙ ЕПАРХИИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Введение.

На территории современного Успенского района Краснодарского края в период гитлеровской оккупации и после окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. действовало всего 4 православных прихода: в сел. Успенском, в сел. Коноково, в ст. Николаевской и в ст. Убеженской. Об этих приходах и пойдет речь в данном очерке.

§ 1. Молитвенный дом
во имя Успения Пресвятой Богородицы в селе Успенском.

В 1870 г. в ст. Попутной был приобретен деревянный молитвенный дом на каменном фундаменте, без иконостаса. В приобретенном здании селяне решили устроить престол в честь Успения Пресвятой Богородицы. Таким образом, в 1873 г. в селе Успенском уже действовал временный деревянный храм, а в 1892 г., на доброхотные пожертвования прихожан, на каменном фундаменте, возвели новое деревянное церковное здание в честь Успения Пресвятой Богородицы, освященное 9 декабря этого же года [1].
 
Накануне печальных событий 1917 года в селе Успенском служил священник о. Николай Терновский [2].

Пережив революционное лихолетье, приход продолжал действовать и в 1920-е годы. В 1927 г. настоятелем в село Успенское Армавирского округа Северо-Кавказского края был назначен протоиерей Александр Николаевич Безсонов, уроженец ст. Приближной Терской области.

Безсонов А.Н. родился 10 августа 1885 г., в 1906 г. окончил Ставропольскую духовную семинарию. С 1933 г. о. Александр служил благочинным и настоятелем церкви в ст. Удобной Отрадненского района на тот момент еще Северо-Кавказского края, с 1934 по 1936 гг. он служил благочинным и настоятелем в ст. Отрадной. Настоятелем же в сел. Успенском о. Александр прослужил до 1929 г. Известно также, что о. Александр до 1945 г. пребывал в обновленческом расколе, а во время оккупации служил священником в молитвенном доме ст. Усть-Лабинской [3].

В 1930-е гг. (к сожалению, точная дата не установлена) Свято-Успенский храм был закрыт, а затем разрушен, поскольку в 1942 г., в период гитлеровской оккупации, православный приход во имя Успения Пресвятой Богородицы, патриаршей ориентации, был открыт не в бывшем здании церкви, и даже не в церковной сторожке, а в частном доме. Эти же данные подтверждает в 1944 г. и председатель Успенского райисполкома тов. Демидов, сообщавший уполномоченному по делам Русской Православной Церкви по Краснодарскому краю тов. Кириллову, что, по состоянию на 25 февраля 1944 г., в селе Успенском «зданий церквей и церковных сторожек не имеется» [4].

В августе 1942 г., после начала гитлеровской оккупации, в селе Успенском организовал православную общину патриаршей ориентации и служил там до марта 1943 г. священник Симеон Николаевич Бондаренко. 

Бондаренко  С.Н. родился 17 апреля 1887 г. в г. Армавире Кубанской области, русский; в 1899 г. окончил Армавирскую церковно-приходскую школу; женат (в 1905 г. повенчан первым браком с девицей Игнатьевой Натальей Ивановной); не судим; был в обновленческом расколе, но в 1925 г. епископом Ставропольским Иннокентием принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви.

В 1931 г. митрополит Ставропольский Серафим наградил о. Симеона скуфьей; а в 1950 г. - архиепископ Краснодарский и Кубанский Гермогеном наградил его камилавкой.

Сведения о службе: до 1899 г. занимался сельскохозяйственными работами; в 1922 г. принял звание священно-диакона и был причислен сверх штата к собору г. Армавира; в 1923 г. рукоположен в сан иерея и назначен в хут. Алексеевский Петропавловского района Армавирского округа Северо-Кавказского края; в 1925 г. переведен на приход в сел. Натырбово Адыгейской АО; затем в хут. Рощинский Невинномысского района Северо-Кавказского края; с 1934 г. работал строителем в хут. Рощинском и в МТС ст. Беломечетской; в 1936 г. работал на швейной фабрике г. Армавира по устройству вентиляционных систем и ремонту построек; в 1937 г. перешёл на работу в плодоовощной техникум г. Армавира; в 1939 г. работал в квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ) г. Армавира. С марта 1943 г. служил священником в ст. Попутной; с июля 1950 г. – в ст. Нижегородской Тульского района; с октября 1950 г. по февраль 1951 г. находился за штатом; с 22 февраля 1951 г. служил священником в ст. Кубанской Апшеронского района [5].

С марта 1943 г. по 1947 г. в селе Успенском служил священник Прокофий Филиппович Мартынов. Мартынов П.Ф. родился в 1883 г. в с. Шебелиновка Змиевского уезда Харьковской губернии; русский; окончил церковно-приходскую школу; женат; не судим; во время оккупации жил в г. Георгиевске Ставропольского края.

С 1899 по 1922 гг. был певчим в церковном хоре г. Армавира; с 1922 по 1930 г. служил диаконом, а затем священником в Св.-Николаевской церкви г. Армавира; с 1930 по 1943 гг. находился за штатом и проживал в г. Георгиевске; с 1943 по 1947 гг. служил священником в сел. Успенском Краснодарского края; затем вышел за штат; с октября 1947  назначен настоятелем в Св.-Ильинскую церковь ст. Дондуковской Гиагинского района Краснодарского края [6].

После начала оккупации псаломщиком в Свято-Успенском приходе служила бывшая воспитанница монастыря Св. Нины Просветительницы Грузии (место нахождения монастыря не указано), Мария Григорьевна Зелинская. Зелинская М.Г. родилась в 1890 г. в селе Натырбово Майкопского отдела Кубанской области и до 1918 года воспитывалась в монастыре, затем жила вместе с родителями в селе Горькая Балка Ставропольской губернии, с 1924 г.  служила псаломщиком в местной церкви, а в 1930 году переехала на Кубань и жила в ст. Успенской [7].

В 1947-1949 гг. настоятелем прихода служил священник Николай Дорош. К сожалению, анкета этого священнике не сохранилась, но известно, что 28 августа 1947 г., в День Успения Пресвятой Богородицы, т.е. в Престольный праздник Свято-Успенского молитвенного дома, он совершал торжественное богослужение с крестным ходом вокруг храма, причем служба продолжалась до 10 часов утра. 2 сентября 1947 г. о. Николай был вызван в райисполком, где секретарь Володин в грубой форме обвинил батюшку в том, что он 28 августа очень долго совершал богослужение, в то время как по закону он обязан совершать утреннее богослужение с 6 до 7 часов утра.

В декабре 1949 г. настоятелем прихода назначен священник Василий Васильевич Скляров. В.В. Скляров родился 1 августа 1893 г. в с. Апанасенковском Ставропольской губернии; русский; образование низшее; в 1921 г. окончил псаломщицкие курсы в г. Ставрополе; вдов; не судим; был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1945 г.; в Краснодарский край прибыл из Ставропольского края в 1946 г.; во время оккупации служил диаконом в ст. Невинномысской Ставропольского края.

Сведения о службе: с 1921 по 1929 гг. служил диаконо-псаломщиком и штатным диаконом в Кафедральном соборе г. Ставрополя; с 1929 г. служил диаконом в Св.-Покровской церкви г. Черкеска; с 1934 г. служил диаконом в Св.-Михаило-Архангельской церкви ст. Казанской Кубанского округа Азово-Черноморского края; с 1935 г. на гражданской работе в г. Орджоникидзе (в санитарной инспекции, затем в музыкальной школе, учителем пения); с 1938 г. в г. Черкеске работал плотником на лесопильном заводе; с 1941 г. служил диаконом в г. Невинномысске; с 1942 г. по указу бывшего Митрополита Ставропольского и Северо-Кавказского Василия Кожина служил протодиаконом Св.-Андреевского собора в г. Ставрополе; в 1945 г. Архиепископом Ставропольским и Бакинским Антонием принят в каноническое общение с Московской Патриархией и назначен диаконо-псаломщиком в Св.-Успенскую церковь г. Ставрополя; с августа 1946 г. на службе в Краснодарской епархии, в Св.-Николаевской церкви г. Армавира; 9 марта 1947 г. рукоположен в сан священника и назначен настоятелем Михаило-Архангельского молитвенного дома ст. Николаевской Успенского района Краснодарского края, в котором служил до декабря 1949 г., затем служил в ст. Успенской Успенского района до 1952 г.; в 1950 г. награжден набедренником. С февраля 1957 г. по март 1958 г. служил настоятелем в Св.-Покровском молитвенном доме ст. Ханской Майкопского района Адыгейской АО [9].

В сентябре 1953 г. настоятелем Св.-Успенского молитвенного дома становится священник Василий Самуилович Мелькин. О. Василий родился 1 января 1885 г. в селе Пестровка Самарской губернии; в 1899 г. окончил земское 4-х классное училище; в 1926 г. рукоположен в сан священника; не судим; был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1947 г.; в Краснодарский край прибыл из пос. Таласс Ташкентской епархии в 1939 г. В период оккупации (1942) охранял зернохранилище в колхозе села Натырбова Кошехабльского района Адыгейской АО; в это же время, на основании Указа Краснодарского епархиального управления, исполнял требы в с. Унароково.
Сведения о службе: с 1901 по 1906 гг. был послушником Свято-Троицкого монастыря  Самарской губернии; с 1906 по 1909 гг. находился на действительной военной службе в г. Киеве; с 1909 по 1914 гг. трудился в монастыре. В 1914 г. призван в действующую армию, участвовал в боях, был ранен и попал в германский плен. С 1921 по 1926 гг. служил диаконом в селе Сосновка Фрунзенской области Киргизской ССР; с 1926 по 1929 гг. служил священником в г. Кустанае Казахской ССР, затем вернулся в Киргизию; с 1939 по 1947 г. служил в селе Натырбово Кошехабльского района, с 1947 г. – настоятель в сел. Коноково; 10 сентября 1953 г. назначен настоятелем в село Успенское Армавирского благочиния и прослужил там до мая 1961 г. [10].

В мае 1961 г. настоятелем Св.-Успенского молитвенного дома становится протоиерей Николай Иванович Соловьев, но уже в сентябре этого же года его сменяет священник Евграф Антонович Петришин, прослуживший там до августа 1962 г. После его ухода настоятель в приход уже не назначался и 8 октября 1963 г. председатель Новокубанского райисполкома (с 22 апреля 1962 г. по 21 февраля 1975 г. территория Успенского района, включая село Успенское,  входила в состав Новокубанского района Краснодарского края. (Основные административно-территориальные преобразования на Кубани (1793-1985 гг.). Краснодар, 1986. С. 179) вынес стандартное решение о закрытии православного прихода, объясняя это тем, что «с августа 1962 г. церковная служба в приходе не проводится, молитвенный дом находится в запущенном состоянии, длительное время не ремонтируется и не пригоден для дальнейшего использования».

Прежде чем перейти к освещению дальнейших событий, остановимся на кратких жизнеописаниях священников, служивших в Успенском приходе накануне его закрытия.

1. Священник Соловьев Николай Иванович родился 20 ноября 1877 г. в селе Наумово Даниловского уезда Ярославской губернии; русский; в 1898 г. окончил Поливановскую учительскую семинарию (Московская губерния); 1944 г. экстерном держал экзамен на звание священника; женат; не судим; в обновленческом расколе не состоял; в Краснодарский край прибыл из Ярославской области в 1939 г.; во время оккупации служил псаломщиком в с. Воронцово-Дашковском Белореченского района.

Сведения о службе: с 1898 г. служил учителем Новоселебенского земского училища Тульской губернии; с 1899 г. – учителем Сергиево-Посадского училища Московской губернии; с 1900 г. – учителем-псаломщиком там же; с 1903 г. – учителем; с 1906 г. – инспектором Нарофоминского высшего начального училища Московской губернии; с 1918 г. – заведующим в том же училище; с 1920 г. – зав. школой 2-й ступени в сел. Таширово Московской губернии; с 1922 г. – учителем средней школы в г. Загорске Московской области; с 1929 г. – учителем школы в г. Катта-Кургане Узбекской ССР; с 1930 г. учителем кооперативного техникума в г. Кашире Московской области; с 1931 г. – учитель неполной средней школы СОНО (ОГПУ) в г. Москве (так в документе); с 1933 г. – учитель Пестовской школы Ярославской области; с 1934 г. – учителем Ярославской райколхозшколы; с 1936 г. – учитель русского языка и литературы на курсах мастеров социалистического труда Ярославского автозавода в г. Ярославле; с 1937 г. – учитель школы в г. Кизляре Дагестанской ССР; с 1937 г. – учитель 47-й средней школы в г. Ярославле; с 1939 г. – учитель Воронцово-Дашковской неполной средней школы в Белореченском районе Краснодарского края; с 3 апреля 1945 г. служил настоятелем Св.-Троицкого молитвенного дома ст. Воздвиженской Темиргоевского района; с 28 ноября 1947 г. – настоятелем Св.-Покровского молитвенного дома ст. Тбилисской; с 3 октября 1949 г. – настоятель Рождество-Богородицкого молитвенного дома ст. Севастопольской Тульского района; с 15 сентября 1952 г. - настоятель Св.-Георгиевской церкви ст. Казанской Кавказского района Краснодарского края [11].

 2. Протоиерей Евграф Антонович Петришин, родился 10 декабря 1887 г. в местечке Дзыговка Ямпольского уезда Каменец-Подольской области; украинец; образование начальное; в 1905 г. окончил духовное училище в сел. Дзыговке Ямпольского уезда Каменец-Подольской губернии; женат (жена Пелагея Денисовна Чалова, повенчан в 1943 г.); не судим; в обновленческом расколе не состоял; во время оккупации служил в РККА.

В 1951 г. архиепископ Краснодарский и Кубанский Гермоген наградил его набедренником.

 Сведения о службе: с 1905 г. – хлебороб и псаломщик в сел. Дзыговке; с 1932 г. работал на чугунно-литейном заводе в г. Запорожье Днепропетровской области в качестве чернорабочего по ремонту железнодорожных путей; с 1934 г. работал в порту г. Мариуполя по обустройству клуба в качестве слесаря-водопроводчика; с 1936 г. работал на заводе «Октябрь» в г. Краснодаре токарем по металлу, затем слесарем в Абрау-Дюрсо (под Новороссийском), в хут. Горно-Веселый, в Баканском винохранилище Крымского района; 30 июля 1942 г. был мобилизован в РККА, служил под г. Туапсе, 24 ноября того же года ранен и уволен из армии как инвалид Отечественной войны 2-й группы; с начала 1943 г. находился в инвалидном доме близ г. Сухума, где прослушал трехмесячные курсы по пчеловодству; в июле 1943 г. выехал на Кубань и поступил псаломщиком в с. Мостовое Краснодарского края; 7 декабря 1943 г. в Св.-Екатерининском соборе рукоположен в сан священника Епископом Фотием, после чего был назначен настоятелем Св. Михаило-Архангельского молитвенного дома в ст. Зассовской Упорненского района Краснодарского края; 24 июня 1944 назначен настоятелем Св.-Покровской церкви ст. Черниговской Рязанского района; 10 июля 1946 г. назначен настоятелем молитвенного дома хут. Ковалевского Новокубанского района; 11 ноября 1946 г. перемещен в ст. Нижегородскую Тульского района; в 1948 г. – в ст. Костромскую Ярославского района; 7 марта 1950 г. – в ст. Тенгинскую Усть-Лабинского района; 16 июля 1951 г. назначен в ст. Николаевскую Успенского района; в соответствии с указом Архиепископа Краснодарского и Кубанского Алексия от 12 марта 1968 № 5 протоиерей Петришин Е.А. был освобожден от должности настоятеля Св.-Николаевского молитвенного дома ст. Советской и назначен на должность второштатного священника Михаило-Архангельского молитвенного дома г. Крымска [12].

Как уже отмечалось выше, после ухода священника Е.А. Петришина новый священник в приход не назначался и тогда, выждав положенный срок,  Краснодарский крайисполком в письме от 21 мая 1964 г. сообщил в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР о том, что он поддерживает решение Новокубанского райисполкома, а Совет, в свою очередь, на заседании 11 июля 1964 г., постановил «согласиться» с предложением Краснодарского крайисполкома о снятии с регистрации религиозного общества в селе Успенском Новокубанского района «как прекратившего свою деятельность». Затем, в соответствии с решением Прикубанского райисполкома от 6 августа 1964 года,  здание бывшего молитвенного дома в селе Успенском передали местной конторе коммунальных предприятий [13].

В действительности же снятие с регистрации молитвенного дома в селе Успенском не было вызвано тем, что приход, как указано в документе, «фактически прекратил свою деятельность», поскольку  известно, что при последнем священнике в воскресные и праздничные дни молитвенный дом посещало 50 и более человек, ежегодно совершалось около 100 крещений, а церковный доход составлял до 8000 рублей пореформенных денег в год. Очевидно причина была в другом, о ней хорошо сказал русский поэт Игорь Тальков: «А золотые купола кому-то черный глаз слепили...» [14].

Однако в начале 90-х гг. ХХ в. настали иные времена и, по представлению председателя Краснодарского крайисполкома от 29 января 1990 года, на заседании Совета по делам Русской Православной Церкви от 4 апреля 1990 г., было решено вновь зарегистрировать религиозное общество  РПЦ в селе Успенском Успенского района Краснодарского края, а 20 июля 1990 г., в соответствии с Указом архиепископа Краснодарского и Кубанского Исидора, в Свято-Успенский молитвенный дом назначен священник Георгий Петров [15].

В настоящее время в селе Успенском по ул. Ноздрачева, 84 действует вновь построенный в 1990-е годы типовой храм [16].

§ 2 Молитвенный дом
во имя Покрова Пресвятой Богородицы в селе Коноково

Деревянный, обложенный кирпичом храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы в селе Коноково Лабинского отдела построен и освящен в 1902 году. При храме имелась колокольня, расположенная отдельно, на столбах. Накануне событий 1917 г. в храме служил священник Косьма Бочкарев [17].

В 1930-е годы храм был закрыт. Несмотря на то, что точная дата его закрытия не установлена, и данные о деятельности прихода в период гитлеровской оккупации отсутствуют, известно, что в августе 1944 г. председателем Успенского райисполкома приход в с. Коноково был закрыт по неизвестной причине, после чего председатель церковного совета П.Д. Климонов сообщил в райисполком о том, что, в связи с закрытием прихода, церковный совет распался, а священник Михаил Григорьевский, бывший на тот момент настоятелем, отказался служить в молитвенном доме, поскольку не имел на то разрешения местных органов власти.

Когда уполномоченный Совета по делам РПЦ при крайисполкоме тов. Кириллов узнал о самоуправстве председателя исполкома тов. Сердюка, он написал ему письмо от 31 августа 1945 г., в котором отмечал, что закрытие молитвенного дома в с. Коноково является незаконным актом и просил немедленно оказать содействие в предоставлении православной общине помещения для молитвенных целей, а также принять безотлагательные меры к регистрации этой общины. Вскоре просьба уполномоченного была удовлетворена и 25 декабря 1945 г. председатель Успенского райисполкома тов. Сердюк выслал ему регистрационный материал на православную общину в селе Коноково [18].

Как отмечалось выше, в то время приходским священником Св.-Успенского молитвенного дома был протоиерей Михаил Тимофеевич Григорьевский. О. Михаил родился 21 октября 1875 г. в г. Уразово Воронежской губернии; русский; в 1898 г. окончил Ставропольскую духовную семинарию; был женат (жена Иванова Е.А., брак заключен в 1898 г.); не судим; находился в обновленческом расколе, в 1943 г. епископом Фотием (Топиро) принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви.

В 1922 г. Армавирский епископ Михаил наградил его саном протоиерея, а в 1951 г. архиепископ Краснодарский и Кубанский Гермоген – палицей.

Сведения о службе: в 1898 г. о. Михаил был назначен диаконом в ст. Чамлыкскую Кубанской области; с 1900 г. служил священником в хут. Новопашковском; с 1905 г. – в ст. Камышеватской; с 1917 г. - в Св.-Троицкой церкви г. Армавира; с 1924 г. – в г. Туапсе; с 1928 г. - в Св.-Николаевской церкви г. Армавира; с 1930 г. – в г. Кропоткине; в 1932 г. вышел за штат и работал счетоводом в Партизанской коммуне г. Краснодара; с 1934 г. работал на Северном Урале в Верхнемуллинском районе Молотовской (ныне Пермской) области учителем средней школы, преподавал физику, естествознание, немецкий язык; с 1943 г. служил священником в сел. Старомихайловском Ставропольского края; с 1944 г. – в хут. Ковалевском Новокубанского района Краснодарского края; с 1949 по март 1953 г. – в ст. Абадзехской Тульского района Краснодарского края [19].

В июле 1946 г. настоятелем прихода становится священник Феодор Феодорович Юрженко. Юрженко Ф.Ф. родился 17 февраля 1857 г. в ст. Есауловской области войска Донского, в 1876 г. окончил Воронежскую гимназию.

Служебная деятельность: в 1877 г. поступил на службу в Русскую Императорскую армию, принимал участие в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. и за боевые отличия в 1877 г. был возведен в первый офицерский чин. В 1892 г. подал в отставку, после чего стал заниматься земледелием в ст. Есауловской; с 1900 г. проживал в ст. Константиновской области войска Донского. В 1914 г. снова мобилизован в Русскую Императорскую армию, воевал на турецком фронте. 14 мая 1917 г. демобилизовался из армии, проживал в г. Москве, работал на Рязанском вокзале столяром, затем вступил в Красную гвардию, в октябре 1917 г. принимал участие в боях с отрядами Временного Правительства в г. Москве, в декабре 1917 г. прибыл в ст. Константиновскую Донской области. В январе 1918 г. вступил в ряды Красной армии и служил командиром 42-й Донской бригады. 1 февраля 1920 г. избран членом окружного ревкома, с 15 мая 1920 года – член окружного исполкома 1-го Донского округа. В 1921 г. уволился со службы и до 1927 г. занимался сельским хозяйством. 1 августа поселился в Ивано-Слюсаревском сельсовете Кущевского района. С 1930 г. работал учетчиком МТФ в колхозе «Политотделец». С 1937 г. состоял на иждивении кассы взаимопомощи того же колхоза.

В период оккупации проживал в г. Ростове-на-Дону. 1 января 1943 г., в возрасте 85 лет, рукоположен в сан иерея Архиепископом Николаем Ростовским, после чего был назначен настоятелем молитвенного дома в село Алексеевское Кущевского района. 1 июня 1943 г. назначен настоятелем в село Ивано-Слюсаревское; 24 июня 1944 г. Епископом Фотием (Топиро) назначен в ст. Кисляковскую Кущевского района; 4 июля 1945 г. назначен настоятелем в ст. Новопластуновскую Павловского района, а в июле 1946 – в ст. Успенскую. В марте 1947 г. он оставил Св.-Успенский приход, дав обещание уполномоченному, что в десятидневный срок зарегистрирует приход в ст. Старо-Леушковской и будет там служить. И надо сказать, что свое слово 90-летний батюшка сдержал! Приход в ст. Старолеушковской был зарегистрирован, о чем свидетельствует выписка из протокола № 1 заседания Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР от 17 марта 1947 г., а 1 апреля этого же года священнику Юрженко Ф.Ф. было разрешено приступить к исполнению служебных обязанностей в Св.-Вознесенской общине ст. Старолеушковской Краснодарского края [20].

В марте 1947 г. настоятелем молитвенного дома становится священник Василий Мелькин (см выше), а в июне 1955 г. - священник Макарий Павленко.

Павленко Макарий Максимович родился 25 июля 1888 г. в с. Ивановка Александровского уезда Екатеринославской губернии; украинец; в 1901 г. окончил начальную земскую школу; был женат (жена Павленко Наталия Ивановна, 1889 года рождения; дочь Павленко Мария Макаровна, 1921 года рождения; сын Павленко Алексей Макарович, 1923 года рождения); не судим; в обновленческом расколе не состоял; в Краснодарский край прибыл из села Ивановка Днепропетровской области в 1939 г.; во время оккупации жил в с. Коноково Успенского района, работал плотником в колхозе им. Ленина.

Сведения о службе: до 1916 г. занимался сельским хозяйством и преподавал пение и музыку в начальном училище в с. Ивановка Александровского уезда Екатеринославской губернии; с 1916 г., по мобилизации, призван в действующую армию; с 1918 г. работал председателем Ревизионной комиссии кредитного товарищества; с 1921 г. служил псаломщиком в сел. Копани Васильковского уезда Екатеринославской губернии; с 1924 г. служил псаломщиком-регентом в сел. Ивановке Днепропетровской области; с 1926 г. служил псаломщиком-регентом в сел. Большая Михайловка Запорожской области, затем диаконом; с 1930 г. преподавал музыку и пение в школах сел. Ивановка Днепропетровской области; с 1933 г. работал раздатчиком вагонного участка станции Иловайское на Донбассе; с 1937 преподавал музыку и пение в начальной школе в поселке Стрелка Темрюкского района Краснодарского края; с 1939 г. преподавал музыку и пение в сел. Коноково Успенского района Краснодарского края; с 1942 г. работал плотником и пастухом в колхозе им. Ленина в сел. Коноково Успенского района; с 1944 г. служил псаломщиком-регентом там же; затем рукоположен в сан священника и, в октябре 1945 г., назначен настоятелем в Св.-Покровский молитвенный дом ст. Черниговской Рязанского района; в 1946 г. перемещен в молитвенный дом Архидиакона Стефана ст. Новокорсунской Тимашевского района; в 1949 г. – в Св.-Михайло-Архангельский молитвенный дом сел. Ванновского Тбилисского района; с 1951 г. – перемещен в Св.-Казанский молитвенный дом ст. Темиргоевской; с сентября 1953 г. – настоятель Св.-Михайло-Архангельского молитвенного дома в ст. Константиновской Курганинского района [21].

В октябре 1958 г. настоятелем прихода становится священник Иван Костенко. Иван Андреевич Костенко родился 5 января 1884 г. в Слободе Ольшана Лебединского уезда Харьковской губернии, украинец; в  1901 г. окончил 6 классов Купянской мужской гимназии и богословские курсы при Харьковском епархиальном управлении; в 1922 г. окончил бухгалтерские курсы, вдов; не судим, в обновленческом расколе не состоял; во время оккупации жил в с. Новоблагодарном Ставропольского края, работал в колхозе счетоводом.

Сведения о службе: с 1901 по 1905 гг. служил псаломщиком по месту рождения; с 1905 по 1918 гг. служил в Русской Императорской армии; с 1919 по 1925 г. служил в РККА; с 1925 по 1943 гг. служил в гражданских учреждения г. Ставрополя; с 1943 по 1947 гг. служил псаломщиком в ст. Николаевской Успенского района Краснодарского края; 10 октября 1947 г. рукоположен в сан священника и назначен в ст. Упорную Краснодарского края; с октября 1950 г. служил настоятелем Св.-Михайло-Архангельского молитвенного дома в ст. Константиновской Курганинского района; с октября 1958 по декабрь 1959 г. служил в селе Коноково; с декабря 1959 г. служил в ст. Чамлыкской [22].

В декабре 1959 г. на прежнее место службы вернулся священник Макарий Павленко, который служил здесь вплоть до закрытия прихода в 1961 г.

Расскажем об этом подробнее. 4 марта 1961 г. краевой уполномоченный С.Ф. Бабушкин отправил в Москву на имя председателя Совета по делам РПЦ В.А. Куроедову заключение, в котором просил разрешить ему снять с регистрации православную общину в селе Коноково Успенского района, мотивируя это тем, что община «маломощная», а мнение архиепископа Виктора по этому поводу «неопределенное». При этом, «маломощную» общину в 1960 г. по воскресеньям посещало до 40 человек, доход составлял 22, 7 тыс. руб., в этом же году было произведено 51 крещение, 1 венчание и 9 погребений, по данным самого уполномоченного. Так или иначе, а 28 марта 1961 года, в соответствии с решением Совета по делам РПЦ (протокол № 5) православная община в селе Коноково была снята с регистрации.

В 1990-е годы приход в селе Коноково Успенского района был возрожден [23]. 

§ 3. Молитвенный дом
во имя Архангела Михаила в ст. Николаевской

Новый каменный Михаило-Архангельский 5-главый храм в ст. Николаевской Лабинского отдела Кубанской области был построен и освящен в 1895 году, однако, как отмечал Н.Т. Михайлов, православный приход существовал здесь еще с 1828 года.

Накануне событий 1917 года здесь служили священники Александр Федоренко и Александр Махровский. О священнике А. Махровском в госархиве Краснодарского края имеются некоторые данные [24]. 

Священник Александр Андреевич Махровский родился ; в 1869 году в семье титулярного советника. В 1890 г. окончил курс духовной семинарии в г. Тифлисе, после чего был определен в ст. Кужорскую на штатное место диаконо-учителя. 18 июля 1893 г. определен на штатное священническое место  к Св.-Покровской церкви села Пелагиады Ставропольской губернии, при этом состоял заведующим в местной одноклассной церковно-приходской школе, а с 1895 г. – законоучителем в министерском училище и окружным миссионером. 28 ноября 1895 г. назначен на штатное место священника в ст. Николаевскую Кубанской области, с 1896 г. состоял заведующим мужской церковно-приходской школы в этой же станице и с 1897 г. окружным противосектантским миссионером. С 1898 г. состоял законоучителем в одноклассном училище ст. Николаевской; с 1899 г. – законоучителем двухклассного училища, а с 1913 г. – законоучителем высшего начального училища ст. Николаевской.

Александр Махровский имел следующие награды: на основе повеления Императора Николая II награжден медалью за труды по всеобщей первой переписи населения; по представлению Кавказского отделения Ставропольского епархиального училищного совета награжден набедренником; за особо ревностную службу и полезную пастырскую деятельность награжден набедренником вторично; в 1911 г. награжден фиолетовой скуфьей, кроме того о. Александр имел Серебряную медаль в память царствования Императора Александра III; серебряную медаль в память 25-летия церковно-приходских школ и светло-бронзовую медаль в память 300-летия Царствования Дома Романовых.

Состав семьи: жена, дочь священника, Евгения Андреевна Махровская; дети: Борис, 18 июля 1892 г.р. (в 1914 г. учился в Киевском коммерческом училище), Михаил, 1893 г.р. (в 1914 г. учился в Тифлисской духовной семинарии), Татьяна, 26 дек. 1895 г.р., Николай, 5 дек. 1897 г.р. (в 1914 г. учился в Ставропольской духовной семинарии), Мария, 12 марта 1899 г.р. (в 1914 г. обучалась в Ставропольском женском епархиальном училище), Анна, 27 июля 1901 г.р., Петр, 1903 г.р., Вера, 1908 г.р., Георгий, 1910 г.р. [25].

Во второй половине 1920-х годов (с 1925 по 1929 гг.) в ст. Николаевской служил священник Всеволод Михайловский. Всеволод Филиппович  Михайловский родился 11 февраля 1880 г. в мест. Ляховцы Острогского уезда Волынской губернии; в 1903 г. окончил полный курс Волынской духовной семинарии; был женат (сыновья Владимир, Всеволод, дочери Анна, Нина, внук Владимир); не судим; в Кубанскую область  прибыл в 1918 г., служил псаломщиком в Св.-Екатерининском кафедральном соборе г. Екатеринодара; во время оккупации жил в г. Краснодаре, затем был командирован в ст. Мартанскую Горячеключевского района.

Сведения о службе: с 1903 г. состоял учителем в слободе Даниловке Острогского уезда Волынской губернии; с 5 сентября 1905 г. псаломщиком-учителем в м. Ляховцы того же уезда; с 23 марта 1909 г. псаломщиком-учителем в слободе Омельно Луцкого уезда Волынской губернии; 24 января 1910 г. рукоположен в сан диакона и переведен в г. Таганрог, где служил учителем и диаконом при Св.-Митрофановской церкви; с 1918 служил диаконом при Св.-Успенской церкви г. Азова; с 17  января 1920 служил в г. Екатеринодаре в Св.-Екатерининском кафедральном соборе; 26 января 1920 г. рукоположен в сан священника; с октября 1920 г. служил священником в ст. Даховской Майкопского отдела Кубанской области; с 17 марта 1923 г. - священник ст. Новосвободной Кубано-Черноморской области; с 15 сентября 1925 г. – священник ст. Николаевской Армавирского (с 1934 г. Успенского) района Северо-Кавказского края; с 14 мая 1929 г. – священник ст. Ахтырской Абинского района; с 29 ноября 1939 г. – священник ст. Пластуновской; с 16 января 1934 г. – священник ст. Динской; с 30 марта 1934 г. – священник ст. Новорождественской Тихорецкого района; с 23 февраля 1935 г. – священник ст. Воронежской Усть-Лабинского района; с 12 февраля 1940 г. ушел за штат по болезни, жил в г. Краснодаре на иждивении сына; 15 октября 1942 г. временно командирован священником в ст. Мартанскую Горячеключевского района; с 7 января 1943 г. временно исполнял обязанности священника в Св.-Троицкой церкви г. Краснодара; с 11 октября 1943 г. служил священником в Александро-Невской церкви г. Майкопа; с 1 декабря 1943 по болезни не служил; с 27 апреля 1944 г. назначен священником в ст. Хамкетинскую Мостовского района Краснодарского края; 17 ноября 1945 по 31 мая 1946 лечился в г. Краснодаре у профессора Демьянова; 20 июня 1946 г. назначен настоятелем Св.-Покровского молитвенного дома в ст. Келермесскую Гиагинского района Адыгейской АО [26].

В 1930-е годы храм в ст. Николаевской был закрыт и разрушен, так что к 1942 г. в станице не оставалось ни здания церкви, ни, даже, церковной сторожки… Тем не менее, в период гитлеровской оккупации в «крестьянском доме» Анохина (имя и отчество не указаны) был открыт православной приход, который, по приглашению верующих, возглавил священник Иоанн Коляда. Священник Иван Семенович Коляда родился в 1890 г. в сел. Фирсовка Ишимского уезда Тобольской губернии; русский; прошел неполный курс в Тобольской духовной семинарии; вдов (дети – Георгий, 1914 г.р., Анатолий, 1917 г.р., Нина, 1924 г.р., Леонид, 1927 г.р., Надежда, 1939 г.р.); не судим; во время оккупации по приглашению верующих служил в ст. Николаевской Успенского района Краснодарского края.

Служебная деятельность: в 1912 г. выдержал экзамен на звание псаломщика  и назначен в сел. Графское Тюкалинского уезда Тобольской губернии; с 1916 г. переведен псаломщиком в сел. Ильинское Петропавловского уезда Тобольской губернии и рукоположен в сан диакона; с 1918 г. переведен в с. Ясновское Кокчетавского уезда Акмолинской области; в 1920 г. рукоположен в сан священника; с 1922 г. переведен в сел. Лопушевское Петропавловского района; с 1923 г. – в сел. Островского того же района; с 1927 г. работал счетоводом в учебном комбинате в сел. Покровском Ленинского района Северо-Казахстанской области; в 1937 г. переехал в Дагестан и занимался крестьянским хозяйством в сел. Гребенском Шелковского района; в 1938 г. переехал в ст. Убеженскую Успенского района Краснодарского края, работал весовщиком в Убеженской МТС; в ноябре 1942 г. по приглашению верую-щих служил священником в ст. Николаевской Успенского района; в марте 1943 г. переехал в с. Успенское, где служил священником; с ноября 1943 г. служил в ст. Николаевской; с 23 мая 1945 – в ст. Тбилисской; 16 июля 1945 г. назначен настоятелем в ст. Камышеватскую Ейского района Краснодарского края [27].

В конце мая 1945 г. настоятелем православной общины в ст. Николаевской становится священник Стефан Остроухов. Стефан Григорьевич, иеромонах, родился в 1879 г. в ст. Суворовской Баталпашинского отдела Кубанской области; русский; окончил двухклассное училище и Баталпашинское 6-классное училище, по окончании которого зачислен в Лабинскую военно-техническую ремесленную школу; холост; не судим, проживал вместе с сестрой Дарьей Остроуховой.

Сведения о службе: в 1897 г. призван на военную службу в конный Хоперский полк, занимался постройкой седел и хомутов в г. Кутаиси (Грузия) по месту нахождения полка; 20 октября 1901 г., демобилизован, 1 ноября 1901 г. поступил на железную дорогу на станции Минводы, старшим рабочим при депо; 1 ноября 1918 г. вступил в армию С.М. Буденного и был зачислен в подразделение командира бронепоезда Юдина, служил в обозе; 20 октября 1920 г. демобилизован; в ноябре этого же года поступил в число братии Ново-Афонского Симоно-Канонитского монастыря; в мае 1925 г. выехал в г. Сталинград, служил псаломщиком при Крестовоздвиженском храме; 19 сентября 1927 г. был рукоположен в сан иеродиакона и назначен на приход в слободу Капустин Яр Ленинского района Сталинградской области; 10.02.1929 г. выехал в г. Сухум; 21 апреля 1929 г. рукоположен в сан иеромонаха Митрополитом Варламом Сухумским и назначен в приход в село Полтаво-Колосурское Цебелдинского района Сухумского округа, где и служил до 1 декабря 1935 г., после чего выехал в Среднюю Азию, в г. Керки Чарджуйского округа, работал сторожем и весовщиком на хлопко-очистительном заводе; в январе 1936 г. был переведен в г. Чарджуй, где занимался садоводством; 13 августа выехал в г. Минводы по состоянию здоровья; в 1939 г. выехал в г. Нефтегорск и поступил сторожем в хлебопекарню; перед приходом гитлеровцев 24 июня 1942 г. выехал в г. Минводы; затем вместе с частями РККА отступил в г. Махачкалу, где занимался частными работами; после изгнания гитлеровцев вернулся в г. Минводы; в 1943 г. выехал в г. Краснодар к Епископу Фотию и 18 ноября этого же года был назначен на приход в ст. Динской Пластуновского района; 10 апреля 1944 г. был перемещен в ст. Бородинскую Приморско-Ахтарского района [28].

Однако о. Стефан недолго пробыл настоятелем прихода, уже в декабре этого же года ему на смену прибыл настоятель о. Николай Антонов.

Антонов Николай  Алексеевич родился 1 декабря 1879 г. в с. Елшанка Хвалынского уезда Саратовской губернии; русский; окончил двух-классную церковно-приходскую школу в 1894 г.; женат (жена Антонова Ольга Тимофеевна, дочь Айвазова Татьяна Николаевна, у нее сын Юрий; дочь Федосья Николаевна, у нее сын Олег); осужден по ст. 58-10; находился в ссылке в Архангельской области с 1937 до 1944 г.; был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1944 г.; в Краснодарский край прибыл из Архангельской области в 1944 г.

Сведения о службе: с 1894 по 1900 гг. жил при отце, занимался крестьянским хозяйством; с 1900 г. служил псаломщиком в храмах г. Баку; в 1918 г. был переведен в Кубанскую епархию на должность псаломщика Св.-Троицкой церкви г. Армавира; 13 ноября 1918 г. рукоположен в сан диакона-псаломщика; с 1937 по 1944 гг. согласно постановлению «тройки» НКВД находился в ссылке (в трудовых лагерях) в Архангельской области; 20 июня 1944 вернулся в г. Армавир, жил на иждивении семьи; 30 октября 1944 г. назначен диаконо-псаломщиком к молитвенному дому в сел. Новомихайловка Гулькевичского района Краснодарского края; в 1945 г. перемещен в к молитвенному жому хут. Ковалевского Новокубанского района; 7 декабря 1945 г. рукоположен епископом Краснодарским и Кубанским Флавианом в сан священника и назначен настоятелем к молитвенному дому ст. Николаевской Успенского района.

21 декабря 1945 г. был заключен договор аренды на муниципализированное здание (бывший дом Анашкина И.П.) для использование его под молитвенный дом сроком на два года, а 13 февраля 1946 г., после долгих мытарств, наконец, была официально зарегистрирована православная община Михайло-Архангельского молитвенного дома в ст. Николаевской Успенского района Краснодарского края «с предоставлением этой общине в пользование молитвенного дома, сданного местным Советом в аренду общине. Одновременно с этим была выбрана ревизионная комиссия общины во главе с председателем Брескиной Агафьей Семеновной и церковный совет (церковный староста Зелинский Федор Иванович) [29].

В марте 1947 г. настоятелем прихода становится священник Василий Скляров (см. выше) [31].

В декабре 1949 г. настоятелем прихода назначается священник Андрей Дмитриевич Русов. Русов А.Д. родился 10 октября 1882 г. в хут. Марьевке области войска Донского; русский; в 1905 г. окончил начальную школу; в 1908 г. окончил 2-классную церковно-учительскую школу; вдов (старший сын инвалид Отечественной войны 1 группы, младший сын, 1927 г. рождения, учащийся); не судим, в обновленческом расколе не состоял; в 1939 г. приехал из Куйбышевской области в Краснодарский край; во время оккупации жил в ст. Лабинской Краснодарского края, не работал.
 
Сведения о службе: с 1908 г. служил учителем школы грамоты в Голодаевском районе области войска Донского (так  в документе); с 1912 г. служил учителем Свечниковской церковной школы Голодаевского района (так в документе); с 1913 г. – учителем Новопавловской церковной школы Кашарского района Ростовской области (так в документе); с 1923 г. служил священником села Сахрановки Алексее-Лозовского района Ростовской области; с 1933 г. – счетоводом Центрального ветеринарного лазарета в г. Тамбове; с 1936 г. – бухгалтером госстраха Куйбышевского сельского района Куйбышевской области; с 1939 г. – бухгалтером госстраха Лабинского района Краснодарского края; с 25 мая 1946 г. служил настоятелем Св.-Покровского молитвенного дома ст. Владимирской Краснодарского края [32].

В июне 1950 г. приход принял священник Сильванов Иоанн Иоаннович. Сильванов И.И. родился в 1884 г. в сел. Румянцево Нижегородской губернии; русский; окончил 4 класса духовной семинарии; не судим; во время оккупации находился в г. Краснодаре, работал сторожем на бондарном заводе «Красный труд».

Сведения о службе: с 1906 г. служил псаломщиком, с 1920 г. диаконом в ст. Новотитаровской Кубанской области; с 1936 г. – рабочим на бондарных заводах г. Краснодара; с 1945 г. служил священником [33].

В июле 1951 г. в ст. Николаевскую настоятелем был перемещен священник Евграф Петришин (см выше) [34].

В сентябре 1961 года, после ухода священника, служба в Св.-Михайло-Архангельском молитвенном доме прекратилась, а уже в октябре 1962 г. Краснодарский крайисполком запросил у Председателя Совета по делам РПЦ согласие на закрытие православной общины в ст. Николаевской «как прекратившей свою деятельность». 26 октября 1962 г. Совет по делам РПЦ принял решение о снятии с регистрации общины ст. Николаевской [35].

В настоящее время в ст. Николаевской, в небольшом здании, действует Свято-Никольский храм, открытый в 1990-е годы, но это уже другая история [36].

§ 4. Молитвенный дом
во имя Архангела Михаила в ст. Убеженской

Михаило-Архангельский храм в ст. Убеженской Кубанской области был построен в 1839 г. тщанием прихожан по храмозданной грамоте, выданной 17 октября 1835 г. Освящен 8 ноября 1841 г. На тот момент здание было деревянным с такою же деревянною оградой. Но уже в 1901 г. тщанием прихожан в станице выстроили новое кирпичное, на каменном фундаменте здание храма, освященное 6 ноября 1903 г.

В 1916 году здесь служил священник Григорий Быковский [37].

В июне 1937 г., в разгар антирелигиозной борьбы, был организован сход граждан Убеженского станичного Совета, который постановил закрыть Михаило-Архангельский приход, а принадлежащее ему здание передать под размещение культурных учреждений станицы. В июле 1937 г. райисполком, обсудив результаты «схода», подтвердил это решение, после чего, в период с февраля по май 1938 г., был произведен «капитальный ремонт» бывшего церковного здания, в соответствии с которым полностью уничтожили пять куполов с крестами и храмовую роспись. По окончании «ремонта» в здании были размещены сельский клуб, библиотека, читальный зал и кинотеатр.

В августе 1942 г., после прихода гитлеровцев, здание молитвенного дома было занято православной общиной и Богослужения здесь возобновились, однако не прошло и 20 лет, как в соответствии с решением Совета по делам РПЦ от 20 июля 1960 года, его вновь отобрали у верующих (Богослужения фактически прекратились в феврале 1961 г.) и передали под спортивный зал средней школы, сама же Михаило-Архангельская община была снята с регистрации по ходатайству Краснодарского крайисполкома от 24 октября 1961, на основании постановления Совета по делам РПЦ от 10 ноября 1961 года.

Но вернемся на 20 лет назад. В августе 1942 г. в ст. Убеженской организовалась группа православных христиан, которая, под руководством священника Трубарова (имя и отчество неизвестны), заняла бывший Михаило-Архангельский храм, в то время – сельский клуб, и возобновила в нем Богослужения. Через некоторое время после окончания оккупации, 2 декабря 1944 г., на имя заместителя председателя Успенского райисполкома Костикова (имя и отчество не указаны) был заключен договор, по которому здание бывшей церкви официально передавалось общине верующих для совершения Богослужений [38].

В 1946 г. настоятелем молитвенного дома в станице становится священник Рафаил Тихов. Рафаил Иванович Тихов родился в 1887 г. (место рождения не указано); сын священника; русский; окончил Краснослободское духовное училище в Пензенской губернии; в 1906 г. окончил Пензенскую духовную семинарию; во время оккупации проживал в ст. Успенской Ильинского района Краснодарского края.

Сведения о службе: с 1906 г. служил псаломщиком в сел. Новодевичий Рукав Краснослободского уезда Пензенской губернии; с 1911 г. служил диаконом в сел. Булаево того же уезда; с 1915 г. служил священником в селе Никольская Саловка того же уезда; с 1929 г. работал рабочим в Пермском леспрмохозе в г. Перми; с 1931 г. работал счетоводом в Али-Байрамлийском сельпо Азербайджанской ССР; с 1932 г. – рабочим на консервном комбинате в ст. Крымской; с 1941 г. – колхозником в колхозах «Красный Перекоп» и «Памяти Ленина» в ст. Успенской Ильинского района Краснодарского края; с 1944 г. служил священником в ст. Мартанской Горяче-Ключевского района [39].

С 27 мая по 5 октября 1946 г. в станице служил священник Феодор Станков. Он родился 1 марта 1885 г. в ст. Платовской области войска Донского; русский; с 1895 по 1897 гг. обучался в приходском училище ст. Платовской; с 1897 по 1901 гг. окончил полный курс духовного училища в г. Новочеркасске; с 1901 по 1905 гг. обучался в Донской духовной семинарии в г. Новочеркасске, в 1905 г. выбыл с 4 курса семинарии; женат; не судим; в обновленческом расколе не состоял; в Краснодарский край прибыл из г. Новочеркасска в 1944 г.; во время оккупации жил в г. Новочеркасске на иждивении родной сестры-врача, не работал.

Сведения о службе: с 1906 по 1928 гг. служил псаломщиком при Св.-Покровской церкви слободы Покровско-Киреевой Сталинской области; с 1928 по 1931 гг. служил диаконом в той же церкви; с 1931 г. работал счетоводом в подсобном хозяйстве Старобешевского райисполкома Сталинской области; с 1937 г. работал бухгалтером в туберкулезном санатории в г. Новочеркасске; с 1 августа по 1 октября 1941 г. служил делопроизводителем в эвакогоспитале № 2096 в г. Новочеркасске; с 1941 по 1943 гг. жил на иждивении сестры в г. Новочеркасске; с 1 января 1943 по 1944 г. работал старшим охранником станкостроительного завода в г. Новочеркасске; 3 мая 1944 г. рукоположен в сан священника; после чего, служил священником в Св.-Михаило-Архангельском молитвенном доме в ст. Новомихайловской Краснодарского края; в 1945 г. служил священником в Рождество-Богородицком молитвенном доме ст. Новопетровской Павловского района Краснодарского края [40].

Феодора Станкова сменил иеромонах Виталий Литвиненко. Родился он 24 декабря 1897 г. в слободе Заолешенка Суджанского уезда Курской губернии; украинец; образование незаконченное среднетехническое (учился в г. Николаеве Херсонской губернии с 1911 по 1914 гг.); холост; в 1932 г. осужден тройкой ОГПУ по ст. 58 п. 10 на 7 лет и сослан в лагеря; в обновленческом расколе не состоял; во время оккупации служил священником в церкви Рождества Богородицы в г. Ейске.

Сведения о службе: с 1914 по 1922 гг. – послушник и монах Петропавловского монастыря в Глуховском уезде Черниговской области ; в 1922 г., был рукоположен в иеродиаконы; после закрытия монастыря с 1923 г. жил в г. Недригайлове Полтавской области, занимался физическим трудом по вольному найму; с 1929 г., после рукоположения в иеоромонахи, служил священником в селе Свердликове Суджанского района Курской области; с 1932 г. по 1939 г. – находился в заключении в трудовых лагерях Сибири; с 1940 г. – рабочий в «совхоз-консервтресте» в г. Ейске; с 1942 г. священник в г. Ейске; с 1943 г. – священник в ст. Старощербиновской и Староминской; с 1944 г. – в ст. Стародеревянковской; с 1947 г. – в ст. Убеженской; Новолеушковской и Александроневской [41].

Известно также, что в 1952 г. в станице служили священники Феодосий Степыка и Григорий Харибин.

Степыка Феодосий Прокопьевич, священник, родился 25 января 1876 г. в с. Клинок Мглинского уезда Черниговской губернии; украинец; в 1895 г. окончил два класса учительской семинарии в г. Нежине; вдов; не судим; был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1945 г.; в Краснодарский край прибыл из Донбасса в 1942 г.; во время оккупации служил пса-ломщиком в ст. Троицкой Краснодарского края.

Сведения о службе: с 1895 г.  служил учителем  в с. Буда Воробенской волости Мглинского уезда Черниговской губернии; с 1899 г. занимался домашним сельским хозяйством; с 1902 г. служил псаломщиком в сел. Клинок; с 1919 г. по август 1942 г. служил на гражданской работе конторщиком на Петровском руднике Петровского района Сталинской области; в период гитлеровской оккупации находился в г. Батуме (хут. Новый), не работал; с октября 1943 г. по 1 марта 1944 г. служил псаломщиком и диаконом в Троицкой станице Славянского района Краснодарского края; с 8 марта 1944 г. по 15 мая 1945 г. служил священником в ст. Безводной Тульского района Краснодарского края; со 2 июня 1945 г. назначен священником в ст. Сергиевскую Кореновского района Краснодарского края; с октября 1946 г. служил настоятелем в ст. Костромской [42].

Харибин Григорий Мефодиевич, протоиерей, родился 16 ноября 1889 г. в ст. Урупской Лабинского отдела Кубанской области; русский; в 1909 г. окончил 2-классную учительскую школу; женат; не судим; был в обновленческом расколе, принят в каноническое общение с Московским Патриархатом Русской Православной церкви в 1945 г.; во время оккупации жил в ст. Удобной, не работал.

Сведения о службе: с 1909 г. работал учителем в ст. Абадзехской Кубанской области; с 1912 г. – учителем в ст. Мостовской; с 1914 г. учился в г. Москве на богословских курсах; с 1915 г. учился при Тбилисской духовной семинарии (г. Тбилиси); с 1916 г. работал учителем в ст. Ярославской Кубанской области;  в 1918 г. рукоположен в сан иерея епископом Иоанном Кубанским и Екатеринодарским; с 1918 г. служил священником в ст. Самурской Кубанской области; с 1921 г. – священником в ст. Темижбекской Северо-Кавказского края; с 1933 г. – священником в ст. Краснодонецкой Ростовской области; с 1938 г. работал счетоводом в ст. Апшеронской Краснодарского края; с 1942 г. по болезни находился безработным; с 1943 г. – священником в ст. Надежной; с 1945 г. – священником в г. Темрюке; с 1946 г. – священником в ст. Ново-Рождественской Краснодарского края; с 1947 г. – священником в ст. Ново-Михайловской; с 1948 г по болезни безработный; с 28 декабря 1949 служил священником в Ладомировском районе Воронежской области; 21 мая 1950 г. вернулся на Кубань, был безработным; с 4 октября 1950 г. служил священником в ст. Привольной Краснодарского края; с 29 января 1951 г. служил священником в ст. Степной Приморско-Ахтарского района; с июля 1951 – настоятель Св.-Покровской церкви в ст. Чамлыкской [43].

В 1990-е годы православный приход в ст. Убеженской вновь был восстановлен, но уже в другом здании…

***
Из вышеприведенного материала мы видим, что все храмы на территории Успенского района, закрытые в 1930-е годы и возобновленные в период гитлеровской оккупации, вновь были закрыты в период деятельности Н.С. Хрущева и восстановлены только в начале 90-х годов ХХ века…


Литература и источники:

1. Храмы и монастыри Ставропольской епархии (1843–1920 гг.): справочник / сост. В. В. Белоконь; Комитет Ставропольского края по делам архивов. – Ставрополь: Бюро новостей, 2012. С. 285-286.
2. Кубанский календарь на 1916 год. Екатеринодар, 1916. С. 189.
3. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 232. Л. 14-14-об.
4. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 395. Л. 3-4.
5. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 272. Л. 36-37-об., 46.
6. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 290. Л. 44-45.
7. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 395. Л. 15.
8. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 395. Л. 29.
9. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 266. Л. 32-32-об., 45; Д. 344. Л. 77, 78; Д. 395. Л. 52.
10. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 394. Л. 48; Д. 395. ЛЛ. 58-59-об.
11. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 304. Л. 62, 63-63-об.
12. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 20-28; Оп. 2. Д. 266. Л. 62-63. Д. 266. Оп. 2. Д. 62-63. Д. 273. Л. 13-13-об., Д. 327. Л. 44.
13. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 395. Л.58-59-об., 68, 71, 74-83.
14. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 395. Л. 94.
15. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 395. Л. 103.
16. Православная церковь на Кубани в конце XVIII – начале XX в. Сборник документов. Краснодар, 2001. С. 713.
17. Справочник по Ставропольской епархии. Сост. Н.Т. Михайлов. Екатеринодар, 1911. С. 466; Кубанский календарь на 1916 год. Екатеринодар, 1916. С. 189.
18. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 394. Л. 1-12.
19. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 20-28; Д. 343. Л. 82-84; Д. 394. Л. 1.
20. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 394. Л. 19-20, 38, 39, 68; Д. 483. Л. 15,40.
21. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 278. Л. 21-22-об.; Д. 329. Л. 36-37-об.
22. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 338. Л. 24; Д. 445. Л. 122; Д. 329. Л. 29-30-об Оп. 2. Д. 394. Л. 84.
23. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 394. Л. 90, 97-100; Православная церковь на Кубани в конце XVIII – начале XX в. Сборник документов. Краснодар, 2001. С. 699.
24. Справочник по Ставропольской епархии. Сост. Н.Т. Михайлов. Екатеринодар, 1911. С. 299; Кубанский календарь на 1916 год. Екатеринодар, 1916. С. 299; Кубанский календарь на 1916 год. Екатеринодар, 1916. С. 185.
25. ГАКК. Ф. 470. Оп. 2. Д. 4811. Л. 7, 7-об., 8.
26. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 291. Л. 28-30.
27. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 266. Л. 3, 11; Д. 299. Л. 17-17-об.
28. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 266. Л. 12, 13-15.
29. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 20-28; Оп. 2. Д. 266. Л. 18-21.
30. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 266. Л. 23, 27, 28, 29.
31. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 266. Л. 32-32-об., 45; Д. 344. Л. 77, 78; Д. 395. Л. 52.
32. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 253. Л. 21-22-об.
33. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 266. Л. 48-49.
34. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 20-28; Оп. 2. Д. 266. Л. 62-63. Д. 266. Оп. 2. Д. 62-63.
35. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 266. ЛЛ. 74-83.
36. Православная церковь на Кубани в конце XVIII – начале XX в. Сборник документов. Краснодар, 2001. С. 704.
37. Храмы и монастыри Ставропольской епархии (1843–1920 гг.): справочник / сост. В. В. Белоконь; Комитет Ставропольского края по делам архивов. – Ставрополь: Бюро новостей, 2012. С. 283; Кубанский календарь на 1916 год. Екатеринодар, 1916. С. 185.
38. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 396. Л. 31, 38, 41-45.
39. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 264. Л. 55-56; Д. 337. Л. 47; Д. 59. Л. 123.
40. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53; Оп. 2. Д. 325. Л. 89-90-об.41. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53. Оп. 2. Д. 242. Л. 78, 79, 79-об.; Д. 343. Л. 60-60-об.
42. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53. Оп. 2. Д. 242. Л. 12-12-об., Д. 337. Л. 28-30.
43. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 81. Л. 29-53. Оп. 2. Д. 264. Л. 80, 85-85-об. Д. 310. Л. 44-44-об. Д. 445. Л. 47-48.