Словения. два. Любляна, Скофья Лока. 2018

Юрий Игнатюгин
   Напротив Галереи стоит православная сербская церква имени греков Кирилла и Мефодия. Тех именно кто принёс грецкое письмо на Русь. Как будто без греков мы тут погрязли в безбуквице. Ну да ладно! Пойду, посмотрю на нечто славянское, а то поднадоели католические кирхи, хотя они тут и называются церквами, а внутри и снаружи всё еретическое.
   Снаружи эта церква многокупольна и  выкрашена в цвет молока с кофе. Это днём, а ночью слегка подсвечена голубым. Очень красиво и необычна она среди всей люблянско-немецкой архитектуры. Ведь у словенцев нет своего представления о своих домах. Кругом точные копии взятые у австрияков. Каменные, добротные, на кривых улицах – все как кайзер повелел. Брусчатка и заборы как в Германии.
   И вот я в церкве. Всё как у нас положено – иконостас, приделы, расписной купол, в центре кафедра и на ней икона с изображением этих святых «благодетелей» русского народа. Всё здесь новодел – и стены, и иконы, и двери. Но красиво. Посетителей раз я, и два забеглый мужичок, наскоро чмокнувший Кирюху и быстрым шагом выбежавший вон. Переводятся верующие повсеместно в развитых странах и плодятся в недоразвитых….
   С паперти у входа обращаю внимание на яркоосвещённое плоское зданьице – модерновое исскуство. Выставка. Не пошел – там где я живу, регулярно посещаю всемирно известный музей Мебели и Модерна. Последний шедевр что я там увидел, это прикроватный коврик связанный из свёрнутых комочками мужских носков. Так что пусть обходятся без моего обхода пустопорожних выставок!
   Но вдали справа, через подземный переход под автобаном вижу ярко освещённый дворец. Он стоит на возвышенности и к нему ведет широкий бульвар, уставленный яркими картинами…. Что это? Иду проверять. Туда бреду в гору на скрипучих ногах правой стороной и любуюсь цветными огромными фотографиями. На них сплошь природа. Да какая! Невероятные красОты засняли фотографы. Тут горы, веси, долины, пещеры, озера, море…. Приступаю к расспросам. А кого спросить? Опять две девчушки, сидящие на холодных скамьях и распивающие, вы подумали пиво? Нет! Они же словенки, не русские, поэтому пьют лимонад. И отвечают на мои вопросы терпеливо. Оказывается, все, что тут наснимали и выставили, всё есть на самом деле и ВСЁ находится на территории Югославии и, почему-то, Боснии. Удивительна природа Балканского полуострова! Всю жизнь можно положить, чтобы всё это обойти. А вы говорите Словения мала, да и вся Югославия, хотя и бывшая, невелика. Огромные территории Словении приходятся на горы. А жизнь протекает в долинах. Долин на все два миллиона хватает!
Однако, то, что в огромной России, чтобы увидеть, нужно проехать десятки тысяч километров, а тут, в Европе, всё сгущено. Всё недалеко.
   Дохожу до здания и внутри выясняю, что это еще один модерна музей! Выхожу и незаметно сплёвываю. Хотя меня никто не видит – но знаю что где-то под деревьями сидят парочки. Надо же, +4, колотун, темнота чуть разреженная сберлампочками и одинокие парочки или даже одинокие девочки, сидящие на холодных скамьях. Полиции, мусульман, хулиганов – никого не боятся. Видимо нет мусульман – нет и полиции. Есть один народ, одна масть  – есть порядок.

   У меня русская привычка – исподтишка иногда оглядываться, особенно в последнее время, когда на тёмной улице встречаю троицу муслимов. Чёрт их знает, что у них на уме! Тюкнут в темя. Поэтому слежу за словенками и словенцами. После встречи со мной только я оглядываюсь, чтобы посмотреть, не оглянулись ли сторожко они. И никогда никто не оглядывался. Нечего бояться жителю Словении. Пока. Надеюсь и впредь!

   Пройдя вниз вдоль другого ряда фотографий, сообразил что это нужно заснять. А уже потом идти домой и там рассматривать. Заснял два десятка видов, а зверей и архитектуру не стал. Все они в зоопарке любом есть.  И пошел было домой, да прислушался к конечностям и подумал что скрип коленный мешает только мне, а прохожим нет, и пошел сделать еще обход одного квартала.  И наткнулся на дом с большими дверями и с многими горельефами изображающими людей. Долго толкал тяжёлую дверь, пока мне не помог изнутри человек в смокинге. Я вопросил, разведя руками – вас ист дас?  - Парламент. И я выскользнул в дверь пока она не захлопнулась.  Застеснялся почему-то. Наверное я еще не европеец и боюсь что меня возьмут за воротник. Вот в Македонии я тоже впёрся в парламент. Тёмной ночью! И меня не выгнали, и позволили пофотографировать. А тут поскромничал и не сделал ни фото интерьера, ни с парламентариями не сфоткался….
 
   Следующий объект был Театр Оперы и Балета. Красивое, резное здание с пристройкой из стекла. Вход же в театр, гардероб, и кассы находятся под зданием. В подвале, блин! Удобно и красиво. Я и туда вошёл. Гардеробщик и кассирша объяснили мне, что спектакль уже начался. Но я решил не сдаваться и стал проситься на второе действие. Потом вспомнил, что не во фраке и без цилиндра и ретировался. Да и оперу я недолюбливаю. Но внутри всю красоту зафиксировал.

   Суп лапша, колбаса, замечательное вино и чай!
Соседи, в том числе и Джесси, от распития уклонились. Отопление в эту ночь отключали и к утру все немного продрогли. Но выспался как дома!

                V

                Скофья Лока

  Утром, по отработанной схеме, встречаемся на вокзале и едем на поезде в городок  ничего не говорящий моему русскому уху – Скофья Лока.
   На вокзале стоял под парами настоящий паровоз, но не нам его подали. Мы ехали в цивильном вагоне современной электрички. Билет 3-4 евро. В Локе вышли и пошли вначале по дороге в центр, а потом разделились. Я, как любитель пейзан, и особенно пейзажей с пейзанками, пошел окраиной, а Саня ведет здоровый образ жизни, а для этого берлинцу нужны абгазы, то ест выхлоп и он продолжил путь вдоль дороги. Встретились через два часа на площади у колонны Марии. Зато я увидел близкие горы, а на самой ближней часовенку и стал расспрашивать дорогу туда. Набрел на толпу в шляпах и галстуках. Подумал – молодцы словенцы, одеты аккуратно. Но это оказались свидетели Иеговы.  Дороги они не знали, сами не местные, но мне впарили брошюру и тянули к себе в свидетели за обе руки…. Вырываясь, вывернул себе плечо. (Чертовы ксендзы! Где же мой Остап?)
   И вот я в старом городе, а церковь осталась за спиной. Мне в музей, который, я чую в замке на бугре. Точно! Музей в Локе богатый! Про войну мало – один пулемет, а вот старина удивила. Долго я ходил вокруг, и фотографировал непонятные деревянные станки и прессы, чтобы потом посоветоваться со знатоками. И уже когда махнул рукой, то увидел распиленный напополам рог коровы и под ним расчёску. Вот для чего эти станки!  Расчесочку роговую было не просто сделать. Вначале рог пилили вдоль, потом поперёк, потом парили и разгибали не на одном станке и не в один приём, потом парили и давили прессом опять, обстрагивали лишнее на спец станках и делали зубья. И было чем вшей вычёсывать. Извините, но даже дуста в те времена не было, не говоря о шампунях. Так что расчёски были жизненно необходимы….
    А в соседней комнате девушки молодые с хорошими глазами вязали коклюшками кружева…. Много бы они навязали если бы не вычесали с утра насекомых из голов?
    Крестьяне выставили свои орудия труда – прялки, плуги, грабли – всё немного другое. Не как у нас. А уж сено чтобы накосить и доставить это у словенцев совсем по-горски. Всё на горбу! Волокуши, корзины, носилки.  С гор тропами на спине, на снегоступах доставляли корм скоту.

   Было там и еще кое-что интересное, на если расскажу, то вам потом будет скучно по этому музею бродить. А стоит! В три раза дешевле чем музей на озере Блед.

    И вот истекают мои два часа, и я скачу на встречу с ВП. Как раз вовремя! Он не успел ещё рассердиться. Хотя и до этого я старался не опоздать, но ловил неодобрительный взгляд. А по фиг! Нам немцам лишь бы вовремя. А раньше ни к чему.
   И вот мы в пивной и потом на остановке знакомимся с Кариной. Она стояла и слушала наш разговор открыв рот. Так наслаждалась русской речью.  Мы еще успели сказать по паре слов без мата. Уже в автобусе мы узнали, что она москвичка из Хохляндии. Третий год замужем за словенцем-микробиологом с окладом 1600, а она нянька в садике - 600. Детей нет, лет ей за сорок и ждут детей. А пока курсы языка и автомобильные. А живёт она – замрите! В городке Святой Дух.