Трудная, но яркая жизнь

Нина Пигарева
(Фото автора)

В семь лет Вася узнал, что его заботливая, любящая мама Мария ему по крови чужая. А родная умерла, когда Василёчку был всего лишь месяц. Кроме него у отца на руках остались ещё двое малолеток: сын и дочка.

Мария слыла женщиной доброй и порядочной. Но в личной жизни ей никак не везло. Трижды она пыталась устроить женское счастье, и все трое её мужей по разным причинам ушли в мир иной. Бедная вдова даже ребёночком не успевала обзавестись. С отцом же Васи у них родился совместный сынишка, Мария всей душой приняла пасынков и падчерицу, особенно младшего Васю. Но и на сей раз благополучие семьи рухнуло в один миг.
 
В памяти семилетнего Васи на всю жизнь запечатлелся тот страшный день смутного 1924 года. В их дом ворвались люди в погонах, надели на отца наручники и увезли в неизвестном направлении. Больше его никто никогда не видел. Лишь слух о его расстреле, как гром, прокатился по селу. Жила семья в селе Семидесятном Хохольского района. Отец был лесником, и все недоумевали, чем он так провинился?

Мария приёмных детей не бросила и не обижала никогда. Вместе с ними мыкала нужду и терпела голод, вместе шла просить милостыню. И как бы трудно ни было, она старалась, чтобы дети обучались грамоте. Вася получил семилетнее образование, считающееся по тем временам достаточно высоким.

А когда Василию исполнилось семнадцать лет, мачеха сильно заболела, нужна была помощница в доме. Старшие дети на тот момент обзавелись своими семьями. И Мария решила женить Васю. Подыскала ему невесту из здешних девушек - скромную, темноволосую сиротку Александру. Любви к Шуре Василий не испытывал, но противиться воли матери не стал, о чём потом никогда не сожалел.

С первых дней нашли они с Александрой общий язык, за четыре года нажили двух сыновей и дочку. Потом перебрались в соседнее более крупное селение Медвежье. Василий устроился в местную лавку продавцом. И всё у них с Шурой было хорошо.

Но в жизнь всего советского народа ворвалась война. В сентябре сорок первого Василий Бегин встал на защиту Родины и своих близких. Только не смог он в трудную минуту оградить от варварства фашистов самых дорогих ему людей. Но об этом чуть позже.

Окончив курсы ВНОС (воздушное наблюдение и оповещение связи) Бегин направляется на Второй Белорусский фронт, где его назначили начальником поста воздушной обороны.

А тем временем Медвежье оккупировали фашисты, и первое, что они сделали - в лютый мороз согнали женщин с малыми детьми для расправы, как с ненужными лишними ртами. Бездетных и молодёжь оставили для работ на себя. Полубосая, полураздетая Александра, собрав в охапку ребятишек, кричавших от холода и страха, застыла в ожидании неизбежной гибели. Стоявшая рядом с Шурой её кума сняла с себя старую шубейку и укутала одного из детей - крестника Мишу. Эта одежда, в какой - то мере, спасла мальчику жизнь.

На другом краю живой цепи уже раздались первые глухие автоматные очереди. И тут в небе над Медвежьем показались советские самолёты. Спасаясь, палачи устремились в укрытия, врассыпную кинулись их жертвы. Прибежала домой и Шура с ребятнёй. Но скоро, вследствие переохлаждения, умерли её сын и дочка. Остался один Миша. А немцы вновь устроили расстрел. В список «осужденных» попали опять и Шура с Мишей. Прижав сынишку к груди, она уже не помнила ничего. А её черёд всё ближе и ближе. И вот дуло автомата уже направлено на Александру и Мишу.

Подняв голову, Шура насквозь «прошила» чёрными глазищами исполнителя приговора и твёрдо сказала: «Не дай Бог, пане, такой участи твоей жинке». И вдруг он опустил оружие. Шура с Мишей уцелели во второй раз.

Медвежье немцы сожгли дотла, а оставшихся в живых её жителей, как скот, согнали в созданный в Семидесятном концлагерь…

Всё превозмогла и стерпела Александра. Дождалась освобождения. Но вычеркнуть из памяти весь перенесённый ужас она не сможет вовек.
 
Однако вернёмся к боевому пути Василия. Злая судьба, потешаясь над Александрой, к Василию оказалась благосклонной. Миновали его ранения в жуткой круговерти войны, поправился он и от полученной контузии.

В сорок третьем Василий Бегин освоил ещё одно тонкое дело радистов, крайне важное и незаменимое в борьбе с врагом. Василий среди сослуживцев первым в полку удостоился ордена Красной Звезды за обеспечение бесперебойной связи и проявленные при этом храбрость, мужество, отвагу. Затем были медали «За взятие Кенигсберга» и «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 г.г.».

Окончилась война, но опыт и знания радистов были необходимы Советской Армии. И служба для Василия Бегина продолжалась ещё год. А потом была встреча с семьёй, долгожданная и радостная, горькая и печальная, с надеждой и верой в светлое будущее.

В награду за всё пережитое Бог послал супругам Бегиным друг за дружкой трёх дочек, а Мише - сестрёнок. Глава семейства по призыву партии возглавлял и поднимал то один, то другой отстающие колхозы. А в 1963 году по семейным обстоятельствам Бегины навсегда поселились в Олень - Колодезе.

К слову, мачеха Василия Трофимовича до конца дней своих жила в его семье, считая его роднее родного. Скончалась Мария в возрасте 102 лет.

Василию Трофимовичу и самому уже девяносто, но, несмотря на большие годы, свежи в его памяти воспоминания и о детстве, и о юности, и о зрелости, о чём он не может говорить без слёз.

Замечательный, сердечный человек Василий Трофимович, глубоко ценят и уважают его все односельчане, с добром отзываются и обо всём его потомстве. От встречи с бывалым фронтовиком, с его женой, дочерьми у меня остались самые наилучшие впечатления. Пошли им, Господь, счастья, здоровья, мира и покоя.
----------------
Август  2006 год, с. Олень - Колодезь.