И открылись глаза их и узнали Добро и Зло

Томас Твин
        .        .        .        Мы поклонялись слову, как святыне,
        .        .        .        И что нам от него осталось ныне?
        .        .        .        Только имя…
        .        .        .        Абстракция, Абстракция, Абстракция!



Их тьмы, и тьмы, и тьмы – этих важнейших абстракций: Душа, Свобода, Вера, Справедливость, Жизнь, Бог, Надежда, Истина, Духовность…И все нужны, и все в почете…Но есть меж них и самые-самые, без коих мы - ни шагу.

Вот, скажем, Добро.
Оно – всеобщий идеал, и ориентир, и ценность. Оно абсолютно, объективно, вечно…
Так полагают многие, но скептики не верят.
Нет, говорят они, ВСЕОБЩИХ представлений ни о чем вообще и о добре - в частности: что русскому хорошо, то немцу – смерть*.  И ведь правы чертяки!

Однако же с Добром не всё так просто. В отличие от понятий, означающих нечто конкретное (здоровье, родина, мать, имущество, жена, дети), категория «Добро» суперАбстрактна и необъятна: все её смыслы и значения тоже абстрактны, а их раскрывают другие…Тут и имущество («дом – полная чаша»), и склад характера (добродушие, доброта, добросовестность), и поведение (благотворительность, праведность, удобрять, упорядочивать), и отношение (доброжелательность, благосклонность, приветливость), и т.д. и т.п. – короче, всё, что вызывает в нас положительные эмоции**.
 
Ну а на вкус и цвет товарищей нет, кому-то по нраву плеть, кому-то - ласка.

        .        .        Одним усладой будет буря,
        .        .        Другим приятнее тепло,
        .        .        Но, нежась или бедокуря,
        .        .        Они творят себе Добро.

По-разному, по-своему творят (порой во вред себе), но в итоге у всех получается ОДНО И ТО ЖЕ - ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ЭМОЦИЯ (удовольствие, наслаждение, удовлетворение). К тому и стремятся.

Стало быть, ТАКОЕ понимание Добра (СУБЪЕКТИВНОЕ ощущение блага) можно считать ВСЕОБЩИМ ориентиром, ценностью, признаваемой повсюду.

Из сказанного вовсе не следует, что этот важный ориентир ниспослан неким Абсолютом.
Скорее, так проявляет себя инстинкт самосохранения: даже низшие, примитивные организмы отличают благоприятное от вредного - к первому тянутся, от второго пятятся. Так, говорят, устроено всё живое, а значит, и наша категория «Добро» - всего лишь усложнение животного инстинкта и является продуктом длительной эволюции.


------------------------------------------------------
     * В даосизме и буддизме нет абсолютных добра и зла. Все понятия и ценности относительны. Стремление
        к добру вызывает зло (так утоление голода обусловлено страданиями животных)
        В конфуцианстве добро тоже относительно (человек сам определяет, что для него является благом).
  ** Добром называет человек и все свои ценности. Для многих это те же здоровье, родина, мать, имущество,
       жена, дети; для других благом могут быть совершенно иные вещи.
------------------------------------------------------