Чеквалапы и Чусоснабармы

Александр Булдаков
 Всем известно, что изначально до двадцатого века Российская империя в мировом геопространстве позиционировалась, как страна лапотников. Лапоть был основным нашим фольклорным отличием от запада и востока. И вместо геральдических чужеземных орлов со скипетром и булавой в когтях, более честно, если бы на российском гербе вместо двуглавого кунсткамерного орла  на фоне каравая хлеба располагалась пара лаптей на гвоздике. Не известен «кулибин», который первый сплёл лапти, но Россия (основное население) до двадцатого века массово пользовалась этой обувью.

 В годы Гражданской войны даже была создана очередная ЧеКа: чрезвычайная комиссия по производству и распределению валенок и лаптей (Чеквалап). Таким образом, Советское государство в экстремальной ситуации брало под свой контроль мелкие кустарные промыслы, производившие для красноармейцев не только сапоги, ботинки, но и валенки для зимы и лапти для лета. Через Главное управление по делам кустарной промышленности и промысловой кооперации ВСНХ (Главкустпром) выдавались наряды кустарным артелям на заготовку валенок и лаптей. Кустари, мастера по плетению лаптей и изготовлению валяной обуви, сдавали свою продукцию кооперативным и государственным заготовителям, которые затем передавали кустарную продукцию Главкустпрому, Чеквалапу и Чусоснабарму (чрезвычайный уполномоченный Совета Рабочей и Крестьянской Обороны по снабжению Красной Армии и Флота - должность, учреждённая декретом ВЦИК 9 июля 1919 года. Чусоснабарму подчинялись все органы снабжения Народного Комиссариата по военным делам).

  Изготовление лаптей находилось в ведении различных кооперативных товариществ. Массовым производством лаптей занимались кустари-лапотники, а также представители других промыслов, к примеру, кустари-деревообделочники, которые наряду с производством щепных и бондарных изделий выполняли работы по изготовлению плетеной обуви. К плетению лаптей были подключены почти все крестьяне. В зимнюю пору в отсутствии агросельхозработ очень сноровистый крестьянин-стахановец при наличии запасов лыка мог производить 10-15 пар лаптей в день. Осенью 1920 г. были утверждены лапти военного образца. При этом были оговорены некоторые условия выполнения договора с Чусоснабармом на производство лаптей:
1. Освобождение кустарей-лапотников от трудовой и гужевой повинности;
2. Освобождение кустарей-лапотников от воинской повинности;
3. Предельная плата за работу кустарям за плетение лаптей из лыка 250 руб;
4. Премирование кустарей 10 фунтами соли и 2 фунтами керосина.

  В некоторых артелях, предполагалось дополнительно выдать каждому кустарю два фунта керосина, 10 фунтов соли, один аршин ткани. Задание возлагалось на всех кустарей-лапотников в возрасте до 50 лет. Наиболее искусные кустари-лапотники, мобилизованные на другие работы, были освобождены для плетения лаптей для нужд Красной армии. Освобожденные от трудовой повинности кустари по нарядам военкомата должны были плести по 60 пар лаптей в месяц.
В целом в 1920 г. по заказам Главкустпрома было изготовлено 5 млн пар лаптей, 1,5 млн пар валенок, около 1 млн вязаных изделий и 342 тыс. стелек. В 1921 г. государственным заготовителям было сдано около 16 млн пар лаптей, 2,5 млн пар валенок. По другим данным, к концу 1920 г. кустарями Советской России по заданию государства было изготовлено 8,8 млн пар лаптей, 1,5 млн пар валенок и 155 тыс. пар чуней, лаптей из пеньковой веревки.

 В чём актуальность исторического лаптеплетения по руководством Чеквалапа? На заре советской власти проблем было никак не менее, чем сейчас. Одним из любимых способов совнаркома по решению проблем насущных - создание чрезвычайных комиссий. Самая знаменитая из них - Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Всего таких комиссий было создано более пятидесяти, но все они канули в историческое небытие – осталась только ВЧК, но она и ныне: живее всех живых. ФСБшники по сию пору кличут себя "чекистами". Сегодня, думаю нашим верховодятелам, явно в своём большинстве богом в темя не поцелованным, вряд ли придёт в голову решить по-взрослому хотя бы одну из народно-хозяйственных проблем не касающуюся личного обогащения. Со времён ГКЧП ни одной чрезвычайной комиссии. Видимо – всё пучком. Ну, зачем нам ЧеКапоПенсы, ЧеКаБезРабы, ЧеКаКапРемы, когда вполне достаточно универсального МЧС.

Народный язык напоминает:

Обуть в лапти – подписать на ипотеку, повысить НДС, повысить пенсионный возраст, повысить цены и т.д.
Лыка не вяжет – довести народ до состояния, что не мочь плести лапти и молчит, как Герасим на Му-му.
Ободрать, как липку – лишить лыка до такой степени, что лапти не из чего сплести.
Склеить лапти – конечный результат экономических реформ для большинства населения.