Времени связующая нить

Андрей Бернулли
В декабре 2018 года исполнилось 95 лет со Дня рождения Бориса Ивановича Носова – легендарного командира Петрозаводского авиаотряда,   ветерана Великой Отечественной войны, орденоносца, многократного чемпиона Карело-Финской ССР по прыжкам на лыжах с трамплина, члена сборной команды СССР по этому виду спорта.  15 февраля 2019 года будет отмечаться 30-летие со дня вывода советских войск из Афганистана.
Первоклассному пилоту, спортсмену, руководителю авиапредприятия  Б.И. Носову, его сыну полковнику А.Б. Носову, бывшему летчику наблюдателю авиалесоохраны полковнику С.Н. Федорову, а также всем авиаторам - участникам  афганской войны посвящается этот очерк.



В далеких 40-годах прошлого века крепкий, боевой и энергичный петрозаводский паренек Боря Носов – краса и гордость 4 средней школы, комсомолец, спортсмен, наверняка и думать не думал, что будет уготовано ему судьбой в дальнейшей взрослой жизни. Он самозабвенно предавался своей испепеляющей спортивной страсти – полетам, но отнюдь не на планерах и самолетах, а на лыжах, добившись на первом республиканском лыжном празднике титула чемпиона Карелии по прыжкам с трамплина. Вполне возможно, что смог бы он завоевать и всесоюзные чемпионские награды, но началась война, и уже в июле 1941 года Зарецким военкоматом г.Петрозаводска Борис был призван в ряды Красной Армии. На этот период ему не исполнилось еще и 18 лет. Скорее всего, спортивное увлечение сыграло определенную роль - летающий лыжник остался верен захватывающей стихии полетов, но теперь уже не трамплинно-лыжных, а авиационных.

В течение двух лет авиамеханик Б.Носов готовил к вылетам самолеты, обеспечивающие боевые действия Волховского фронта, а в июле 1943 года и сам впервые поднял крылатую машину в небо – стал курсантом, а затем инструктором и командиром звена Петропавловской авиашколы. По окончании войны летчик Б.Носов продолжил службу сначала в военной авиации, а затем, – после демобилизации в 1948 году,- в гражданском воздушном флоте Карелии.

Молодому, но уже достаточно опытному пилоту доверяли выполнять самые сложные и ответственные задания. Зимой 1950 года руководство авиаотряда поручило ему вылететь в командировку в Пудожский район с целью перевозки в ряд населенных пунктов второго секретаря ЦК Компартии Карело-Финской ССР Ю.В. Андропова. В преддверие выборов в Верховный Совет СССР ему необходимо было встретиться с избирателями, а в большинство лесных поселков этого отдаленного карельского края быстро добраться можно было только с использованием авиации. Почти неделю Б.Носов и его высокопоставленный пассажир на маленьком и открытом всем ветрам самолетике По-2 летали по пудожскому Заонежью. Несмотря на характерные для этого времени года сложные погодные условия, отсутствие подготовленных для посадок площадок и нормального метеообеспечения, это сверхважное летное задание было выполнено летчиком на высочайшем профессиональном уровне. Встречи Ю.В.Андропова с избирателями в г. Пудож, в лесных поселках Усть-Река, Куганаволок, Авдеево прошли точно в установленное время.

Предвыборная пора завершилась, а летчик Б.Носов продолжил бороздить карельское небо на самолетах По-2, Ан-2, а затем и на вертолетах Ми-1, Ми-4. Не оставлял он в это время и прыжки с трамплина, отстаивая на протяжении многих лет звание чемпиона Карелии, участвуя во всесоюзных и международных соревнованиях.

Активный, деятельный, целеустремленный пилот постоянно повышал также и  уровень своей командно-летной подготовки. Так,  в 1955 году он поступил в Высшее авиационное училище в г. Ленинграде. После его окончания в 1959 году инженера-пилота Б.Носова назначили командиром Петрозаводского авиапредприятия, и в этой должности он прослужил вплоть до ухода с летной работы и выхода на пенсию в 1972 году.

Но с авиацией Борис Иванович не расстался и еще длительное время передавал свой богатый опыт молодым летчикам, работая в должности старшего инженера  69 летного отряда Ленинградского управления гражданской авиации. При его непосредственном участии пилоты осваивали новые для предприятия типы техники: вертолеты  Ми-8 и Ка-26.  Те летчики, кто когда-то при деятельном участии  Бориса Ивановича освоили вертолеты Ми-1 и Ми-4, переучились на новую технику и стали выполнять самые разнообразные виды работ по заявкам многочисленных заказчиков.
 
Для сыновей Б.Носова Евгения и Александра вполне закономерен был путь в авиацию, но судьба распорядилась так, что профессиональным авиатором стал только Евгений, который после окончания института длительное время работал в Петрозаводском авиаотряде на различных должностях  и вышел на пенсию с должности заместителя командира отряда по наземным службам.

Александр же сначала выбрал вполне мирную и созидательную профессию строителя, закончив строительный факультет Петрозаводского госуниверситета. Но унаследованные от отца гены воина, защитника Отечества, человека с романтическим восприятием действительности, вероятно, сыграли свою роль, и после окончания Минских Высших курсов КГБ СССР А.Носов становится сотрудником КГБ при Совете министров КАССР.

В период учебы на курсах в  городе Минске совершенно случайно встретил он там своего земляка Станислава Федорова. На первом же учебном занятии молодые люди оказались за одним столом, познакомились. А когда стали выяснять, откуда, кто прибыл, – были приятнейшим образом удивлены, узнав, что оба приехали из Карелии: конспирация в органах КГБ была поставлена на высочайшем уровне! Оба слушателя ВК, обладая прекрасным чувством юмора, не преминули подшутить друг над другом. Александр с деланным подозрением заметил: «Ты из Карелии? Что-то я тебя раньше там не видел». На что Станислав с наигранной серьезностью ответил: «А ты меня и не мог увидеть – ведь я в основном находился в небе, а не на земле». И, действительно, до службы в органах госбезопасности С.Федоров налетал  более тысячи часов в качестве летчика-наблюдателя Северо-Западной базы авиационной охраны лесов от пожаров. Но теперь друзьям предстояло тушить уже совсем другие пожары.

В 1979 году в раздираемый политическими противоречиями Афганистан вводится «ограниченный контингент советских войск». На самом деле, не так уж и ограничен он был, этот контингент.  По крайней мере, у сотрудников Комитета госбезопасности СССР в нем была своя вполне определенная ниша, заполняемая представителями всех регионов Советского Союза. Не вдаваясь в тонкости оперативно-служебной деятельности, отметим лишь одно – сотрудники КГБ, проявляя в ходе боевых действий в Афганистане свои лучшие профессиональные и личные качества, беззаветное мужество и героизм, всегда были на острие всех самых сложных и ответственных операций.

 Многие сотрудники КГБ КАССР прошли через Афганистан, заслужив прекрасные отзывы руководства и высокие правительственные награды. Так и наши друзья, с успехом освоив абсолютно незнакомый для северян персидский язык, оказались в одной из воюющих провинций. Стоит отметить, что с честью отслужив положенные два года, А.Носов мог бы в установленный срок вернуться на родину, но он добровольно остается в охваченной войной стране еще на год, узнав, что туда прибывает его друг и земляк С.Федоров,  и,  решив помочь ему быстрее освоиться в сложных боевых условиях.

И здесь, во всех смыслах в жаркой боевой обстановке, одними из основных помощников закадычным друзьям в их нелегкой оперативной работе стали героические экипажи  вертолетов Ми-8 – самых массовых и неприхотливых для использования в тяжелых горных условиях летательных аппаратов. Тех самых «восьмерок», гражданские варианты которых при непосредственном участии «Отличника Аэрофлота» Б.И. Носова  успешно освоили в свое время и карельские авиаторы.

Летать друзьям приходилось очень много. Однажды, при выполнении оперативного задания, изрешеченная пулями душманов «восьмерка» с находившимися в ней А.Носовым и С.Федоровым стала падать. Офицеры мысленно попрощались с жизнью, но летчики, предприняв неимоверные усилия, сумели посадить почти неуправляемый вертолет, как потом выяснилось, на минное поле. При аварийной посадке он чуть ли не полностью разрушился, из пробитых баков хлестал керосин, но пожара не произошло, – грамотные действия пилотов этого не допустили. А оперработникам пришлось после аварийной посадки срочно вспоминать навыки минно-взрывного дела и расчищать безопасную тропу для выхода к своим позициям.

После возвращения из Афганистана боевые офицеры - орденоносцы полковник А.Б.Носов и полковник С.Н.Федоров еще долгое время оставались в строю,  передавая свой богатый оперативный и боевой опыт молодым сотрудникам КГБ КАССР, а потом и УФСБ России по Республике Карелия.

Вот такие иногда вырисовываются хитросплетения  судеб, явлений, событий, связанных между собой невидимыми нитями нашей общей исторической  памяти, а в данном случае – еще и нанизанных на героический  авиационно-вертолетный  стержень.