Ч. 10 Одна из судеб командиров подводных лодок

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2019/01/06/2117

Основные действия германских подводных лодок велись в Атлантике и на Севере, но действовали они и в Индийском океане. Подводная лодка U-177 предназначалась для действий в океане.

В свой первый океанский патруль она отправилась под командой капитан-лейтенанта Роберта Гизе. Подлодка вышла из Киля 17 сентября 1942 года, обошла с севера Британские острова. 23 сентября U-177 атаковал двухмоторный самолёт.

Однако Гизе своевременно скомандовал экстренное погружение, и подводная лодка скрылась невредимой. U-177 прошла Атлантический океан, обогнула мыс Доброй надежды и вышла в Индийский океан. Неплохая морская подготовка была у подводников.

Первой жертвой подводников был греческий пароход «Aegeus». Выживших членов экипажа парохода  не оказалось, погибли все. Затем подлодка атаковала, но не потопила, а повредила британский нефтеналивной танкер «Cerion». Англичанам удалось добраться до ближайшего порта.

А вот другому британскому танкеру не повезло, Гизе его потопил. Из экипажа 48 человек в живых осталось 12. 20 ноября подводная лодка потопила судно типа «Либерти», «Pierce Butler», команда которого отстреливалась, но не повредила подводную лодку противника.

Капитан-лейтенант Гизе играл роль благородного рыцаря и поинтересовался у третьего помощника капитана, находившегося в битком набитом людьми вельботе, успели ли они подать сигнал об атаке подводной лодки.

Тот ответил, что нет. Тогда немцы предложили сами послать сигнал, что и сделали.
Благодаря полученному сигналу, через 20 часов британский эсминец « Fortune» подобрал команду потопленного судна.

О потоплении войскового транспорта «Nova Scotia» я рассказал в предыдущей главе. Тогда погибли сотни людей.

30 ноября подводная лодка потопила большой войсковой транспорт «Llandaff Castle» водоизмещением 10799 тонн. На этом бывшем пассажирском лайнере находились 150 пассажиров, в том числе шесть советских дипломатов со своими семьями и 70 британских офицеров, тоже с семьями.

Было бы, конечно, интересно узнать о судьбах этих советских людей, но кто нам о них расскажет?

Несмотря на то, что судно разломилось пополам,  и было добито двумя торпедами, англичане без всякой паники перешли на шлюпки. Единственными  погибшими при взрыве торпед были три члена экипажа.

Подлодка всплыла и подошла к шлюпкам. Гизе спросил название судна. Ему ответили выдуманное название. Тогда капитан-лейтенант поинтересовался, есть ли раненые. В ответ услышал, что раненых нет, есть только мокрые.

Гизе ухмыльнулся,  и подлодка отправилась дальше, а 155 членов экипажа, четырёх артиллеристов и 150 пассажиров спас британский эсминец «Catterick».

7 декабря немецкая подлодка потопила греческий транспорт «Saronikos». Судно разломилось пополам и затонуло в течение двух минут. Из 38 членов экипажа выжили только двое.

Их допросили, потом Гизе приказал дать им бинты, провизию и отправить на шлюпке.
12 декабря Гизе торпедировал британское торговое судно «Empire Gull». Оно осталось на плаву. Тогда он приказал экипажу покинуть судно и после этого потопил его артиллерийским огнём.

При взрыве торпед погибли два члена экипажа, а капитана и 43 человека команды подобрали британские эсминцы «Inconstant» и «Freesia». Гораздо больше жертв оказалось, когда 14 декабря подлодка своей последней торпедой потопила датское судно «Sawahloento».

Команда из 72 человек спасалась на четырёх спасательных шлюпках. Когда отваливали от борта, взорвались котлы и три шлюпки перевернулись. Большинство моряков погибли. Оставшихся 19 человек немцы опросили и отправили их к берегу Южной Африки, куда те добрались через два дня.

А подводная лодка U-177 прибыла в Бордо 22 января 1943, пробыв в плавании 128 дней. Гизе потопил 24 коммерческих судна и один вспомогательный крейсер общим тоннажем 136 266 тонн.

Одно судно он повредил. Всего он пробыл в 6 патрульных походах Северной Атлантики и в двух – в южных водах, командовал двумя подводными лодками. Был награждён десятком орденов, в том числе, Рыцарским Крестом с Дубовыми Листьями.

Роберт Гизе был везучим человеком.  Он остался жив даже после того, как в конце войны воевал на суше командиром военно-морского противотанкового полка.

После войны занимался разминированием, служил в бундесмарине, был военно-морским атташе в США и ушёл на пенсию в звании контр-адмирала в 1970 году. Умер в возрасте 78 лет.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/01/10/964