Зойка- Золушка. Командировка

Надежда Мотовилова
           Пасмурное осеннее утро. СУббота. еще довольно рано, но Зойка уже на ногах.Хлопочет на кухне- за наделю скопилось много дел. Трет и чистит автоматически и, кажется, что всю жизнь она  только этим и занимается.

          Но Зойка еще и инженер. В будние дни по звонку будильника  она кое-как подкалывает свои пе-
гие волосешки и спешит на работу. Все такая же безразличная, скучная и безликая, и не поймешь, то ли ей действительно сорок с хвостиком как в паспорте, то ли все шестьдесят. А ведь когда-то...

          Зойка родилась у вполне состоятельных Советских людей, уже сделавшими себе карьеры, довольных своим статусом, образом жизни и друг другом. Были они сознательно бездетны.

         И вот, когда им обоим перевалило за сороковник, черт их и попутал-, они перестали остерегаться происков аиста. А аист не дремал!.

         Будущая мама вначале решила, что это климакс и сильно не напрягалась, чтоб выяснить это досконально. И только , когда  под сердцем толкнулся ребенок,  запаниковала и ужаснулась.

         Ужаснулась тому, что положение и мир ее рушатся, что
 теперь она сделается клушей. Что не будет теперь ежегодных поездок по путевкам по всему Союзу и заграничным странам , включая даже капиталистические, не будет курортов на берегу моря.

         НИ-ЧЕ-ГО! Только пеленки и визги ребенка! Будущий отец,как истинный защитник любимой женщины и джентльмен, решительно отмел страхи будущей мамаши, разложив все по полочкам:. У них есть домработница. За малую толику , прибавленную к ее мизерной зарплате , она согласится.

         И вот состоялся совет высоких сторон:
      
        -Девку назовете Зойкой, иначе водиться не буду!
       
        -А если будет мальчик?
      
        -Это уж как хотите!
      
        -Кормление будет искусственным.
       
        -Как прикажете.
      
        -Ребенок не должен раздражать нас писком и визгом!
       
         -Постараемся!

         Домработница была старой девой и в молодости мечтала о дочке Зое. Переговорами все были весьма довольны.

        Наконец родилась Зойка, незамечаемая биологическими родителями и любимая и обожаемая своей няней- бабусей- так называла ее  Зойка. Естественно ни о каких яслях и детских садах речи не шло. Родители экономили на всех и всем кроме себя.

          Жила семья на окраине областного центра в   собственном большом добротном доме с садом, огородом и пристройками( с некоторой живностью ).Бабусе  некогда было передохнуть из-за такой громады забот.

         А так как родители не заботились о воспитании дочери :не отдали ее в музыкальную школу или еще в какие либо кружки, то бабуся учила ее тому, что знала сама.

        Зойка с раннего детства умела полоть огород, отличая хорошие ростки от чертополоха, вместе с бабусей они собирали ягоды в саду. варили варенье,кормили кроликов,кур, делали уборку в доме и дворе,
готовили вкусные обеды.

        Бабуся все больше привязывалась к своей воспитаннице, а
Зойка принимала это как должное. А Любила и обожала  только своих предков, до самозабвения, до самоотречения, почитая их как Богов, сошедших на землю. Видимо. фраза, сказанная когда-то Пушкиным:" Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей!" Относится не только к женщинам, но и детям.

       Гром грянул, когда ни Зойка, ни Бабуся этого не ожидали.Лет через десять после Зойкиного рождения , родители заметили, что Зойка умеет делать все, что положено уметь делать домработнице.

       А две домработницы - это уже перебор. И бабусю рассчитали. Они проплакали обнявшись всю ночь, а утром бабуся собрала свои
нехитрые пожитки и уехала к себе в деревню в другую область, где не была уже лет
тридцать и где ее никто не ждал.

      Вот теперь Зойка поняла как ее любила бабуся , поняла что больше никто никогда так ее любить не будет. Но что странно,сама она своих родителей не разлюбила, даже наоборот , и даже представить не могла, что можно их критиковать -
они же Боги.Она свято верила во все их высказывания и декларации.

     После окончания школы родители посоветовали Зойке окончить курсы бухгалтеров
   
     -Вполне приличная рабата!
Но Зойка единственный раз ослушалась родителей:.Не они ли постоянно твердили ей,
что она не имеет права позорить их авторитет.

     И что получится :дочь всеми уважаемых родителей- неуч! Зойка тихонько отнесла документы в строительный институт, благо к деятельности родителей это заведение  ничего общего не имело.

     Поступила, преодолев конкурс - семь человек на место.проучилась, и хотя и не с красным дипломом, но вполне достойно окончили его. НО ни в компании в институте
как и в школе Зойка не входила.Учеба, дом, нескончаемая домашняя работа.

     Зойкины родители жили  интересно, весело и, кроме любимой работы каждого, у
них были общие друзья, с которыми  они проводили все выходные и праздники , выезжая на природу или поочередно ходя в гости друг к другу.

     Но Зойку за стол рядом с гостями никогда не садили, сначала по малолетству, потом Зойкиной прерогативой стала готовка праздничной еды и подача оной  на стол. 

      Но вот кто из этих гостей и заметил Зойкиным родителям, что и их доме расцветает красавица. Это в неполные то пятнадцать! А что будет дальше! Родители снова запаниковали.
      Так как долго строили свои карьеры, приобретали авторитет, и вдруг все может разрушится из-за взбалмошности , какой-то дурной девчонки, которая и родилась то вопреки их желанию!

      И на Зойку обрушился почти ежевечерний девятый вал обвинений в нерадивости ,в неумении себя вести ,в раскрепощенности  поведения...Зойка не совсем понимала обвинений к ней предъявляемых: ведь она всегда ходила с опущенной головой, не подавала голоса, если ее о чем либо не спрашивали , никогда ни о чем не просила.

      (Так как любимой поговоркой ее мамы, начиная с  рождения Зойки по сию пору было :" МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ МОГУТ ХОТЕТЬ ТОЛЬКО НА ГОРШОЧЕК."

      Итак, с дипломом  молодого специалиста и внешностью почти что фотомодели Зойка поступила в одну из строительных контор любимого города.

      Руководитель- женатый, сорокалетний, то есть, в ее понимании старый, моментально начал оказы-
вать знаки внимания. Женская половина коллектива в бешенстве и гневе.

      Одна из коллег, наиболее приближенная к телу руководителя, зажала Зойку в укромном  уголке и предупредила, что если что, то "хара-хири" обеспечено. Зойка, ни  сном ни духом не виноватая, пролепетала :" Что Вы, как можно!"

      Параллельно с этим мелким происшествием в городе имеет место глобальное: строится громадный спальный  район, и поэтому остро встает вопрос  о краске для фасадов домов. А ни фондов , ни лимитов - то есть разрешение из  Москвы на ее получение нет.

      На фоне строительного подъема  чайной розой цветет нежная дружба городов - побратимов нашего с забугорным. Представители забугорного, в числе прочих образцов своей высокоразвитой продукции, дарят нашему городу, а в его лице мэру, сногсшибательной красоты и качества дамские красные сапоги. В те " ископаемые" времена абсолютного дефицита трудно было достать( я извиняюсь, купить) даже просто приличные сапоги, что уж говорить о такой уникальной паре.

      Далее  события развивались так: поскольку Зойкина стройконтора ведала  видом фасадов, то, видимо,  из её недр  и должен был лететь гонец, чтобы добыть
вышеупомянутую краску, что было равносильно добыванию луны с неба.

      А так как фасады, в некотором роде, представляют и лицо города, то напутствие  гонцу давал " отец" города - мэр. И вот этим гонцом " старый" директор  выбрал Зойку. На  Зойкино лепетание, что она не умеет выбивать, он ответил:
     -Не умеешь, не выбивай. Сиди и улыбайся как сейчас.
Зойка сидела перед ним на стуле, вжимаясь в оный, готовая провалиться сквозь и
затравленно (  видимо получалось мило), улыбалась.

     В те времена Зоя была жутко стеснительной,  "зажатой", в ее запуганном мозгу постоянно звучали грозные слова родителей:
   
    -Не смей портить наш авторитет своим поведением! Мы не хотим краснеть за тебя! Для девушки честь должна быть ценимей  жизни!

    Зойка ежесекундно соотносила свои действия с родительскими  установками, и это забирало всю ее психическую энергию и, конечно, ни о каком кокетстве и раскрепощенности не могло быть и речи

    Но, оказывается , выбор директора еще не был окончательным. И Зойку повезли к уп-
равляющему  вышестоящим стройтрестом на утверждение. Это высокопоставленное лицо,
зная любвеобильность "старого" директора, видимо, решило, что  Зойка - новая коллекционная вещь знатока, и начало рассматривать ее с интересом и оценивающе, как могло бы рассматривать лошадь на ВДНХ.

      Зойка, как ей было рекомендовано, мило улыбалась. Прошедши этот своеобразный контроль в тресте, Зойка была препровождена к отцу города.

      Наверное мэр , как и все, знал полускандальную  историю о том, что руководитель стройтреста, оставив прежнюю старую супругу, женился на молоденькой ( ЧП и нонсенс в то время),и, видимо, приняв Зойку за оную, очень предупредительно и обходительно с ней  общался ( хотя, как Вы знаете, это была не она ),инструктируя ее по поводу предстоящей командировки.

      Слова его пролетали мимо Зойкиных ушей, так как она была занята более важным делом. Соображала, прилично ли она себя ведет. В конце недолгой аудиенции мэр вручил Зойке письмо-
заявку к заместителю министра строительства СССР и уже упомянутые ранее красные сапоги, как небольшой презент и дополнение к заявке.

       Сейчас Зойке трудно описать эти сапоги. Но даже от одного воспоминания о
них, уже по прошествии стольких лет, у Зойки перехватывает дыхание.

       Она сделала тогда  огромную ошибку, направившись после визита к мэру на свое рабочее место,
посчитав неэтичным  прогулять оставшийся до конца рабочего времени час.


      Конторские дамы  чуть не разорвали коробку и сапоги, наперебой втискивая в них свои ноги, а она металась  между примеряющими с мольбой:
       -Осторожнее! Не порвите! -Сама так и не решившись прикоснуться к чуду.

       Прямо с поезда, пройдя через кордон охраны, Зойка наконец-то попала в искомый кабинет к шарообразному человеку. Передала письмо,  протянула коробку.
Колобок замахал на нее руками. Молча написал свой домашний  адрес. И, отдавая его
Зойке, громко сказал:
      
      -После того, как согласуете вопрос с этим товарищем, вернетесь обратно.

      В шикарном доме и шикарной прихожей, после получения подношения, напирая животом
и выдавливая Зойку последним  на лестничную площадку, жена "колобка" вежливо и
участливо спрашивала " гостью":
      
       -А может попьете чайку?
       -Спасибо, я попила в поезде. -Скромно отвечала Зойка уже громыхающим узнутри  задвижкам и стала горестно  соображать: Как же она вернется к "колобку"
без расписки в получении? Но московская мадам оказалась порядочной и уже телефонировала мужу о сем факте

       Теперь "колобок" встретил Зойку как родственницу. ОН сиял от счастья, так как  ему наконец-то удалось угодить прихотливому вкусу обожаемой супруги. Они поговорили о погоде вообще и в Зойкином городе в частности.

      После чего хозяин кабинета вручил Зойке лаконичную записку к директору завода- изготовителя краски:
" Просьбу этой женщины прошу удовлетворить."

      Интересно, за кого принял Зойку со столь странной запиской директор завода? Относительно молодой и интересный, он изощрялся в остроумии, сыпал цитатами из классиков, рассказывал о своих путешествиях.

      То есть он явно старался понравиться Зойке. Зойка, оцепенев, с застывшей  на лице милой улыбкой,
полуслушала  оратора. В мозгу ее проходило судилище. Грозный голос  строгой Зойкиной мамы вопрошал:
      
      -Что-то ты сделала не так, раз мужчина заметил в тебе объект вожделения?!
      -Мне стыдно за тебя, дочь!
Её же, затравленный, запуганный привычно- виновато защищался:
      
      -Нет, вовсе нет, я веду себя предельно скромно!
В конце концов. поняв, что в отличие от внешности, у Зойки не все в порядке с головой , директор осевшим, сухим голосом  сказал:
      
     -Что у Вас?

      Оказалось, что у Зойки нет с собой официального письма из министерства.
И, наскоро нацарапав на захваченном с собой, на всякий случай, на чистом бланке
своей низовой организации, и с испугу  увеличив потребность в полтора раза, Зойка
подала заявку.

     К концу рабочего дня, замотанная и еще не завтракавшая, Зойка уже дозванива--лась до родной конторы, вызывая машины. Поработав по паре дней на стройках Москвы, пять большегрузов уходили восвояси, под завязку заполненные бочками с
фасадной краской, вообще- то предназначенной для строительства Олимпийского комплекса " Москва-80"..

     В Зойкиной жизни  было много командировок и всяческих прочих коллизий, и множество раз подставляемая, она все же с честью пронесла через всю свою жизнь свою честь, но родителям ее таки пришлось краснеть за  Зойку.

      Когда  они, прожив в любви и согласии долгую жизнь, состарились и стали
неинтересны обществу, а окружающие их близкие друзья наперебой стали гордиться карьерами и крепкими семьями своих, " наломавших а молодости дров" ,детей. 

      Зойкины родители поняли, что им в этом плане гордиться нечем. Даже наоборот. Но они как-то быстро успокоились решив, что в семье не без урода.

      Сегодня, как и всегда, Зойка приготовит стол  к вечернему чаю для своих бодрых и почти нетронутых прожитыми годами предков. И к моменту прихода их друзей, тихо уйдет  к себе в комнату - никому не нужная, постаревшая.

     Сядет у окна, посмотрит на озябшего неухоженного Шарика, сидящего во дворе на цепи и всю жизнь на ней просидевшего и облаивающего всех проходящих мимо без разбора плохих и хороших в надежде выслужиться перед хозяевами.

      И Зойке мучительно захочется сесть рядом с псиной, и , под аккомпанемент собачьего воя, тоже завыть, вырывая боль из нутра своего:

      -Где ОН? Где ОН, так и не пришедший  в Зойкину жизнь или прошедший мимо, но так и не узнанный ею ? Где ОН!?



 

,