Про то, как у дядюшки Лилу сны украли

Татьяна Бадалова
история первая

В одной далекой и прекрасной стране, где изумрудные холмы отражаются в чистых, прозрачных озерах, живет себе добрый дядюшка Лилу. Это маленький человечек в бархатном берете и с белой бородой, в которой запутались серебряные звезды. Дядюшке так много лет, что борода у него выросла длинная–длинная. Чтобы она не волочилась по земле, дядюшка ее каждое утро подвязывает поясом.
Домик дядюшки Лилу стоит на вершине самого высокого холма. Много лет назад дядюшка сам построил свое жилище из розового кирпича и выложил камин, чтобы, вернувшись после долгого путешествия в морозную ночь, согреться у жаркого пламени. Летом неподалеку от дома дядюшки, на пестром ковре из цветов и трав, пасутся пятнистые коровы, а зимой – по хрустящему снежку катается на санках шумная ребятня. Изредка дети замечают розовый домик и заглядывают в его окна. Но скоро они вырастают, превращаются в занятых мам и пап и навсегда теряют способность видеть маленьких человечков. Дядюшка не обижается на них за это. Он знает: пока с окрестных улиц будут разлетаться звонкие голоса и радостный смех, он не останется одинок.
Каждый вечер, когда солнце и луна начинают играть в салочки, дядюшка Лилу выкатывает во двор свою волшебную тележку. Ему предстоит обойти все дома во всех городах, где живут дети. Мальчики и девочки с нетерпением ждут появления человечка с тележкой, потому что он приносит им самые лучшие и самые сладкие сны. Правда, хороший сон нужно еще заслужить. Смешные гномы и зефирные зайцы снятся лишь тем ребятам, которые целый день слушаются родителей, никого не обижают и перед сном выпивают большой стакан молока с печеньем. Дядюшка Лилу невозможно обмануть. Он очень прозорливый и всегда узнает, если малыш тайком от мамы поедал малиновый джем или обрывал цветы в городском парке. В таком случае озорнику достается дурной сон из тележки. Никому, знаешь ли, не хочется во сне отвечать урок мохнатому пауку с указкой или бегать по полю от стайки рассерженных ромашек.
Когда на улице становится совсем темно, множество остроконечных звезд в бороде дядюшки Лилу разгораются яркими огнями и освещают дорогу. Он идет по улице и заглядывает в окна: улеглись ли дети по своим кроваткам. Если в положенный для сна час малыш все еще не в ночной пижаме и на это у него нет уважительной причины, дядюшка горько вздыхает и толкает свою тележку к следующему дому. И хотя тележка Лилу кажется почти крохотной, в ней помещается ровно столько снов, сколько маленьких детских головок сопят в эту ночь на взбитых подушках.
«Порядок прежде всего», — любит говорить дядюшка. Очутившись в детской комнате, он непременно взглянет на пол и на спинки стульев. Как же сильно он огорчился однажды, обнаружив, что плюшевые зверюшки и кубики, с которыми целый день играла маленькая спящая Софи, были разбросаны по ковру, одежда небрежно свисала со стула, а из-под шкафа торчала босая нога куклы. «Нехорошо, — покачал головой дядюшка, открывая крышку волшебной тележки, — девочке нельзя быть такой неопрятной». Чтобы Софи больше не обижала свои игрушки и одежду, Лилу выбрал для неё поучительный сон. Он достал из тележки шелковый мешочек с надписью «Как игрушки на хозяйку обиделись» и высыпал щепотку золотой пыли над изголовьем кроватки. Утром Софи стало стыдно за свой поступок, и она поспешила рассадить всех друзей по местам. А одежду она перенесла в шкаф. Вот так дядюшка Лилу научил девочку дружить со своими вещами. 
Но однажды с ним произошла необыкновенная история, в которой самому дядюшке понадобилась помощь друзей.
Несмотря на то, что в дядюшкином доме целых семь разных комнат и комнаток, лишь в одной из них привешена дверь, и ведет она в главную сокровищницу Лилу — кладовую детских снов. Как-то субботним вечером дядюшка Лилу спустился в свою кладовую, чтобы наполнить волшебную тележку, и обнаружил, что на полках нет ни одного мешочка. А все они свалены на полу высокой горкой, так что было невозможно разобрать, где какой сон. Мешочек, на котором было написано «Ночь на шоколадной фабрике», и вовсе оказался разорванным. Из большой дыры в его боку быстро сочилась на пол драгоценная волшебная пыль.
Дядюшка Лилу поднял мешочек: внутри осталось не больше пригоршни.
— Кто рассыпал мою волшебную пыль? — чуть не плача прошептал дядюшка.
— Простите, я не нарочно, — послышалось из-под мешочков.
Неожиданно гора начала шевелиться, мешочки один за другим отлетали в обе стороны, пока, наконец, Лилу ни увидел чью-то взлохмаченную голову. Человечек был такого же роста, как и дядюшка, носил очки, старый потертый сюртук и шляпу-котелок.
— Простите, я совсем не хотел ничего рассыпать, — повторил странный гость, нахлобучивая измятую шляпу на голову. — Мой дом сгорел, и я искал какое-нибудь жилье, чтобы переночевать. Если позволите, я могу поставить заплатку.
— Но кто ты такой? — удивленно спросил хозяин дома. Гость был молод, потому почтенный дядюшка Лилу и обратился к нему на «ты».
 — Меня зовут Дедогрюк. Я навеваю людям дождливое настроение. Бывает, что в ясный солнечный день мальчику или девочке вдруг становится грустно, будто никто в мире не хочет с ним дружить. И тогда он начинает плакать и сердиться на всех. 
Дядюшка Лилу сдвинул брови и еще раз взглянул на разорванный мешочек:
— Ты друг всех плакс и капризуль.
— В общем, да, — понурил голову Дедогрюк. — Увы, я не умею ничего другого.
Но ведь и детям иногда следует плакать.
— Какая глупость! — рассердился дядюшка и потащил гостя к тележке. — Ребенку не о чем плакать, если у него есть мама и папа.
Дядюшка Лилу жил один, а ему ужасно хотелось с кем-нибудь пить чай и смотреть на небо. Ему приглянулся печальный, неуклюжий Дедогрюк, да так, что дядюшка предложил ему вместе развозить сны и позволил остаться жить у себя в доме. В тот же вечер они набрали полную тележку снов и отправились к детям.
В первом доме жила 5-летняя девочка Бетти. Она была очень прилежной и послушной дочкой для своих родителей, и в тот день не сделала ничего, что могло бы их расстроить. Над ее кроваткой Лилу развеял сон о путешествии в волшебную страну «Мульфания», где живут герои любимых мультфильмов.
Во втором доме сладких снов ждала крошка Кэтрин. А чтобы распорядитель снов не перепутал ее со старшей сестрой, девочка приклеила на спинку кровати табличку со словами: «Здесь спит Кэтрин». Но даже без этой надписи дядюшка Лилу никогда бы не перепутал златокудрую Кэти с огненно-рыжей Розой. К тому же неделю назад Розе исполнилось 16 лет, и она перестала считаться ребенком.  А значит, ей больше не полагалось ни одного детского сна из волшебной тележки.
И вот последний дом на пути дядюшки Лилу. Хотя и жили в нем родные брат с сестрой, но они были такие разные, что даже их мама и папа дивились, как непохожи друг на друга Поль и Эмили. Милая кудрявая Эмили приносила из школы только отличные оценки и во всем помогала маме и бабушке. Что касается Поля, то надо признать, что в свои 8 лет этот мальчик и дня не мог прожить без шалости. Потому-то ему и не доставалось от дядюшки ни одного счастливого сна.
— Дядюшка Лилу несправедлив ко мне, — решил Поль. — Я изо всех сил стараюсь быть хорошим, а лучшие сны все равно достаются зазнайке Эмили.
Мальчик не придумал ничего удачнее, как обхитрить старого дядюшку.
Когда наступила ночь и в углу комнаты заскрипела тележка дядюшки Лилу, Поль закрыл глаза и затаил дыхание.
— В этом доме живет самый непоседливый мальчик из всех мальчиков на свете, — сказал дядюшка другому человечку в котелке. Это, конечно, был Дедогрюк.
Лилу позволил ему развеять волшебную пыль над кроваткой Эмили, а сам склонился над головой Поля.
— Мне очень жаль Поля, — сказал дядюшка, который сразу догадался, что мальчик
только притворяется спящим, — но если он не исправится, я не смогу ничего ему пообещать.
Дядюшка не успел развеять над кроватью Поля ни одной крупинки, потому что Дедогрюк, который был страшно неловким, просыпал на голову Эмили весь мешочек с волшебной пылью.
— Ай-я-яй! — воскликнул дядюшка. — Что ты наделал? Теперь малышке целую неделю будут сниться говорящие розы и фиалки.
    Никто из них не видел, как мальчик подкрался к тележке и без разрешения вытащил из нее все добрые и счастливые сны. А дядюшку столь сильно расстроила оплошность Дедогрюка, что он совершенно забыл о Поле.
 — Пора домой, — вздохнув, дядюшка запер волшебную тележку и легко покатил по узенькой тропинке. Дедогрюк, которому было стыдно поднять глаза на доброго волшебника, молча кивнул головой и зашагал следом.   
Стоило им уйти, как Поль выпрыгнул из постели и громко рассмеялся. 
— Ха-ха-ха! Как ловко я обманул этого вредного дядюшку! Оказывается, совсем необязательно быть послушным.
Но маленькие мальчики, какими бы хитрецами они ни были, не знают, как правильно обращаться с волшебными предметами. На мешочках было множество разных названий: дядюшка Лилу никогда не приносил детям одинаковые сны. От жадности Поль не смог выбрать какой-то один сон и рассыпал над своей подушкой немного пыли из каждого мешочка. После этого он почувствовал, что нестерпимо хочет спать, и тут же свернулся калачиком под одеялом.
Утром Поль поднялся в плохом настроении. Всю ночь ему снились какие-то странные существа: хвостатые феи, говорящие футбольные мячи. А у его лучшего друга Жана была мармеладная голова и волосы из сахарной ваты. Увы, в школе, куда ходил Поль, не учили смешивать волшебные порошки.
В лучах приветливого улыбающегося солнца вчерашняя проказа уже не казалась Полю отличной выдумкой. Выходило, что он стащил у дядюшки сны так же, как мышь ворует с кухонного стола кусок сыра. Медлить было нельзя. Мальчик не мог ждать, когда дядюшка Лилу снова прикатит свою тележку к его дому, ведь к ним с Эмили дядюшка заглядывал в самую последнюю очередь.
— Если до вечера я не разыщу дядюшку и не верну ему волшебную пыль, все ребята останутся без добрых снов. И все из-за меня.
Не подумав о том, как разволнуется его мама, Поль сложил мешочки в свой рюкзак и, не пообедав, ушел из дома. Так уж устроены мальчишки: всегда забывают про обед,  отправляясь совершать подвиги, и никогда не предполагают, чем может закончиться их приключение. Полю, разумеется, было невдомек, в какой части города живет дядюшка Лилу, и живет ли он вообще в этом городе. Он знал одно: ему во что бы то ни стало нужно вернуть сны. И для этого он был готов пройти сотни миль без еды и отдыха. К счастью, мальчик не успел уйти слишком далеко. Вскоре он устал и присел на скамейку в городском парке. Неожиданно небо нахмурилось, и из самой большой и черной тучки закапал дождь. Капли барабанили по дорожкам и по скамейке. Одежда Поля промокла, а вместе с ней и все мешочки, которые Поль нес в своем рюкзаке к дядюшке Лилу.
— Все пропало. Что же теперь я скажу дядюшке? — заплакал мальчик.
Поверь, если бы уже не шел дождь, слезами Поля можно было бы затопить целый парк. Так горько он плакал.
Как раз в это время по парковой дорожке проходил Дедогрюк. Он заметил плачущего мальчика и сразу узнал его. «Это же самый непоседливый малыш на свете, — подумал Дедогрюк. — Интересно, почему он сидит под дождем совсем один и плачет?».
Поль признался маленькому человечку в своем дурном поступке: он украл все добрые сны из тележки дядюшки Лилу и не смог уберечь их от дождя. Сначала Дедогрюк собирался пожурить непоседу, но потом вспомнил, что и сам нередко попадал впросак. Хотя и был намного старше Поля.
— Не плачь, пойдем к дядюшке Лилу, — сказал Дедогрюк мальчику. — Он что-нибудь придумает. 
Домик дядюшки Лилу оказался намного ниже всех других домов в городе, поэтому, чтобы войти во внутрь, Полю пришлось согнуться вдвое. Мебель у Лилу такая же маленькая, как и он сам, и если бы дядюшке вздумалось пригласить к себе кого-нибудь из взрослых людей, то ему, пожалуй, было бы некуда усадить гостя. Даже такой худенький мальчик, каким был Поль, с трудом протиснулся в кресло. Пока мальчик рассказывал, как умудрился собрать в одном сне самых разных героев и что из этого вышло, дядюшка чуть не лопнул от смеха. Он хохотал так громко, что звезды из его бороды падали на пол и со звоном разбивались на миллион разноцветных осколков.
На удивление Поля, Лилу ничуть не осерчал на него за испорченные сны. Наоборот, он велел мальчику снять мокрую одежду и угостил его горячим ароматным чаем с конфетами. Однако чашечки, из которых пил Лилу, по размеру напоминали наперстки, а ложки были похожи на елочные иголки, так что хозяин подливал Полю из своего чайничка не меньше восьми раз.
Несмотря на густые брови, низкий голос и суровый взгляд, дядюшка Лилу был очень добрым и больше всего на свете любил детей. Промокшую одежду и мешочки со снами он разложил возле горящего камина. Очень скоро жар высушил все до единой вещи, и крупинки золотой пыли снова легко пересыпались между пальцами.
Что же было дальше? Дядюшка Лилу и Дедогрюк уселись играть в шахматы, а Поль благополучно вернулся домой. Той ночью ему снились только счастливые сны.