Расскажу ка я сегодня не про один дом, а про целую улицу.
Улица Первомайская, прежде Голицынская, и была она одной из главных.
Свое первое название она получила в честь сенатора Григория Сергеевича Голицына, который по приезде в Тюмень предложил городской думе способ найти деньги на обустройство улиц.
Она связывала вокзал с Базарной площадью и вела к пароходным пристаням. И в обратную сторону от пристаней к вокзалу тянулись обозы с зерном, маслом, рыбой и другим товаром для отправки в центральную часть России и Западную Европу.
По ней купцы перевозили товар в город.
Хотя на Голиценской улице стояли дома богатых купцов и жителей города все же сама дорога была сплошное месиво из грязи и пыли. И так как по ней то и дело проходили обозы с товаром туда и обратно ее состояние было плачевным.
Лишь в 1893 году Голиценская улица получила каменную мостовую, первую в Тюмени.
Мостили ее от ж/д моста и до улицы Царской лучшим камнем из Шарташских каменоломен.
Средства шли за счет копеечного сбора с каждого пуда товара, привозимых по железнодорожной ветке от станции Тюмень до станции Тура и обратно.
А вот первые электрические фонари появились на этой улице лишь в 1902 году.
В 1920 году улицу переименовали в Первомайскую.
Теперь географически, район, где расположена Первомайская, считается центром Тюмени.
Протяженность ее — 1,6 километра.
Начинается она от ул. Советской в бизнес-центре города, проходит с северо-востока на юго-запад. Завершается на Привокзальной площади.
Интересно, что первоначально Первомайская не вела к железнодорожному вокзалу.
Улица шла через первый деревянный мос, что был над оврагом на ул. Стриковскую (ныне ул. Крупской) и дальше в тогдашний центр города.
После ветшания этого моста в 1920-х годах был создан нынешний земляной мост, выходящий на Первомайскую.
Это на улице Первомайской, в бывшие соляные склады купца Текутьева, переехал театр драмы и комедии.
В 2009 здание театра снесли, театр вновь переехал, теперь уже в новое здание на площади 400-летия Тюмени.
До постройки в 1970-х нового здания железнодорожного вокзала, улица близ него заканчивалась сквером, в центре которого располагался фонтан и скульптурная композиция с оленями. В дальнейшем сквер был закатан в асфальт и приобрел нынешний вид стоянки автобусов и такси.
А еще, на ул. Первомайской долгое время находилась старейшая в городе типография (дом 11).
По этой улице отправляли на фронт солдат, по ней встречали тех, кто вернулся с фронта.
И в память об этом событии напротив ДК Железнодорожник, что находится на ул. Первомайской, рядом с ж/д, 30 сентября 2015 года установлен памятник, скорее всего единственный в России.
Монумент целиком сложен из железнодорожных рельс времен Великой Отечественной Войны. В народе его ещё называют "Мост Победы".
Левая часть арки - рельсы привезенные из мест, где шли кровопролитные бои. Рельсы для правой части привезли из тыловой восточной части страны.
В XXI веке улица сильно преобразилась.
Дорогу очередной раз отремонтировали, заасфальтировали.
От мостовой практически не осталось памяти.
В советские годы были построены ТЦ Москва и здание Лукойл напротив, здание ФСБ, Тюменский Цирк, а также возвели Цветной бульвар и реконструировали вокзал.
Построена двухуровневая развязка Запольная - Первомайская, нижний уровень которой проходит в овраге реки Тюменки.
Многие и не представляют теперь себе эту улицу иной.