Прогресс

Олег Ксюк
               

    Прогресс, в моем понимании, – это новые достижения науки, возросшие возможности техники и увеличение производства средств потребления. Прогресс, на всем протяжении истории человечества, существовал постоянно. Невольно возникает вопрос – что же служит его движущей силой? По этому поводу высказываются самые разные мнения. Некоторые люди даже видят в нем промысел Божий, потому что, как писал известный русский религиозный и политический философ Николай Бердяев: «В мировом и историческом процессе нет необходимости прогресса».
    По-моему, главным и определяющим толчком для новых вершин науки и техники является рост народонаселения. С увеличением количества людей на Земле появляется повышенный спрос на товары широкого потребления;  на дороги; на высотные здания; на мосты; на новые виды энергии, средства передвижения и связи. Все это требует более производительной техники. А без очередных достижений науки нельзя увеличить ни мощность, уже имеющихся, средств труда, ни урожайность сельскохозяйственных растений, ни организовать производство, неизвестных раньше, материалов для одежды, домов, транспортных развязок, беспроволочной связи. А чтоб содержать, постоянно увеличивающийся, штат ученых и применять их разработки на практике нужно иметь большое количество людей. Если отобрать сто самых умных академиков с их женами и поселить на необитаемом континенте (извиняюсь за такую фантазию), то через некоторый промежуток времени мы получим общество, живущем в палеолите. Поэтому, наверно, историю человечества нужно делить не на древние, средние, новые века и не на рабство, феодализм и капитализм. А правильней было бы изучать периоды - когда численность людей на Земле была один миллион, десять миллионов, один миллиард и так далее.
    Война – тоже является одним из способов решения проблем перенаселения. Вот рассуждения Гитлера, изложенные им в его знаменитом «Майн кампфе»: «Ежегодный прирост народонаселения в Германии составляет 900 тысяч человек. Прокормить эту новую армию граждан с каждым годом становится все трудней». А значит, выход такой: «…либо завоевание новых земель в Европе, либо – колониальная и торговая политика». Фюрер немецкого народа пошел первым путем, так как считал что «Человечество стало великим в вечной борьбе – человечество погибнет при существовании вечного мира». Что воинственный Адольф ошибался, довели, выжившие в  развязанном им кровавом конфликте со всем миром, его соотечественники. Они с помощью торговли стали одной из самой сытой нацией в мире. Война (и подготовка к ней), заставляет государства усиливать работу народного хозяйства и науку. Но такая активизация производительных сил, во- первых, проходит часто однобоко, иногда даже в ущерб производству средств потребления. СССР, например, была страной с развитой военной техникой, но с пустыми полками в магазинах, что стало одной из причин его развала. А, во-вторых, такой «помощник» прогресса требует в жертву много человеческих жизней.
    Естественно, напрашивается вопрос: почему очень многие густонаселенные страны не являются технически развитыми? Ответ такой: тут мы наблюдаем реальную картину сосуществования территорий, нуждающихся в прогрессе и территорий, занимающихся его реализацией. Густонаселенные страны пользуются самолетами, тепловозами, машинами, новейшими видами связи и всем остальным, что дал нам  прогресс. Только изготовляют все это, сильнее технически оснащенные, соседи.
    Другими словами, многолюдные территории, находясь в едином всемирном экономическом пространстве, своим существованием требуют больших возможностей науки и техники. И если, вдруг, с политической карты мира исчезнут бедные государства, регресс в развитии всего человечества будет неизбежен. Но так исторически сложилось, что по разным субъективным причинам (засилье религиозных и других предрассудков, внутренние беспорядки, агрессия со стороны воинственных соседей, отсутствие активной просвещенной прослойки населения и так далее) некоторым странам (и густонаселенным в том числе) приходится покупать, нужные им, товары, выработанные на высокопроизводительных станках и с помощью новейших технологий, в «развитых» странах. А те уже диктуют, выгодные для себя, условия товарообмена, превращающие торговых партнеров, обладающих меньшим количеством заводов и фабрик, в сырьевой придаток, а их население в «подсобных рабочих», в «дешевую рабочую силу», в поставщиков «мозгов», когда такие там появляются. Таким образом, страны, владеющие новейшими способами производства, требуют высокую плату за свою продукцию, которая всем нужна.
    Деление обитателей планеты на «развитые» и «неразвитые», на богатые и бедные народы – это издержки существования их на различных, огороженных границами, пространствах. Во время существования Советского Союза все нации, его населяющие, в плане образования и материального благосостояния, были равными. Но только огромное  детище большевиков распалась - на его развалинах сразу же появились государства с более бедным и более богатым населением. 
    Ученые придерживаются того мнения что, начиная где-то с двухтысячного года до новой эры и приблизительно до начала средневековья (не считая краткого периода, вызванного войнами Александра Македонского) наблюдалось существенное замедление темпов роста технического прогресса, невзирая на изобретение железа. Объяснить этот факт из истории человечества можно только тем, что это было  время постоянного переселения народов с места на место. Евреи, гунны, авары, венгры, болгары, остготы, вестготы, вандалы, славяне и другие большие народности и маленькие племена срывались со своих насиженных мест и массово устремлялись в поисках земли обетованной. А древние греки, например, озабоченные проблемами, вызванными перенаселением, колонизовали «пустующие» земли за пределами своей страны. Таким образом, люди избавлялись от необходимости повышения производительности существующих средств производства.
    Существует расхожее мнение, что для дальнейшего счастливого существования людей нужно всего три миллиарда жителей на Земле. Тогда мы якобы забудем о бедности. Можно, конечно, пофантазировать и представить себе общество, где регулируется, нужное ему, количество граждан. Но тогда человечество должно расписаться в своей беспомощности - двигать прогресс к новым вершинам. Бедность, определенной (когда большей, когда меньшей) части населения была всегда. Это результат многосложных проблем нашего существования, которые только прогрессом или регулированием рождаемости детей – не решаются.
    Вся история человечества построена так: перенаселение постоянно создает проблемы (нехватка продуктов питания, скученность населения, затруднения с жильем и так далее). Они заставляют людей решать их с помощью прогресса. Так наши предки (чтоб выжить) от охоты перешли к животноводству, от собирательства к земледелию, от кустарщины к  промышленному производству. А нам уже нужно думать о возведении городов на других планетах.
    Прогресс  - имеет прикладное, чисто практическое значение. И если появляются новые  передовые идеи, призванные изменить наше существование в лучшую сторону, но которые по каким-то причинам нельзя внедрить в жизнь сейчас в сию минуту, на них никто не обратит внимания, хоть какими бы гениальными они не были. Так, например, величайший художник и ученый-механик средневековья Леонардо да Винчи изобрел много новых и усовершенствовал, уже существующих ранее, машин. Но всеми его умными задумками человечество не воспользовалось. А много лет спустя после его смерти, некоторые практические устройства, придуманные Леонардо, были построены независимо от него. В наше время тоже немало изобретений лежат невостребованными. Это еще раз говорит о том, что всякое конкретное техническое и научное достижение нужно конкретному количеству людей. Метро, например, в деревне никто рыть не станет, хоть мысль такую какой-нибудь толковый пастух и сможет высказать на общем собрании. 
    Почему-то существует ошибочное мнение, что прогресс избавляет людей от тяжелого труда. Во все времена человек работает ровно столько, сколько позволяет ему его здоровье. Если работа трудная – ее делают вместе двое, трое, сорок, тысяча рабочих (рабов, крепостных, заключенных). От непосильных физических нагрузок человек просто умрет, и никакого толку от него не будет. Работа на каторге не тяжелей работы у конвейера. Работа извозчика не тяжелей работы шофера или пилота. Работа бурлака на берегах  Волги не тяжелей работы механика возле вечно гремящего, вонючего  мотора на самоходной барже. Работа с бумагами не тяжелей работы с компьютером. Да, в древности рабочий день продолжался практически весь световой день. Но интенсивность труда была тогда меньшей, чем сейчас. Некоторые капиталисты, еще до революции 1917 года вводили на своих предприятиях восьмичасовый рабочий день, понимая, что отдача их наемной силы в таком случае повысится. Кроме того, нужно учесть, что сейчас люди тратят много времени на дорогу к производству, на покупку продуктов питания и на уход за детьми.
    Такое же заблуждение, что широкие слои населения далекого исторического прошлого питались хуже нас. Конь в древнем Шумере, как и в наше время, должен сжевать, твердо установленных размеров, охапку сена. А человек чем хуже? Как раньше, так и сейчас, чтоб нормально переставлять ноги, он обязан потребить определенное количество калорий. И по качеству пища, например, крепостных была не хуже современных суррогатов. А наши, более технически вооруженные, потомки будут считать деликатесом то, что растет сейчас у нас в открытом грунте на дачах без применения удобрений и химических средств защиты от вредителей и болезней.
    Современные государства, с помощью ученых, определяют прожиточные минимумы своих граждан (не богатой прослойки). Это определенная в законодательном порядке потребительская корзина, которая удовлетворяет минимальные  потребности людей в питании, бытовых товарах и услугах, необходимые для их жизнедеятельности. Для украинцев начала двадцать первого века были установлены такие дневные минимальные нормы питания: хлебобулочные изделия – 300 грамм; крупы – 20 грамм; капусты – 100 грамм; моркови, свеклы и чеснока – 25 грамм; кабачков и тыквы – 30 грамм; говядины – 40 грамм; свинины – 22 грамма; селедки – 10 грамм; свежей рыбы – 20 грамм. Не думаю, что рабы древнего Рима питались хуже. А им еще и вино давали. Правительство Украины утвердило нормы, по которым ее жители зимнюю куртку, джинсы и свитер могут купить раз в три года. Мне кажется, что строители египетских пирамидах тоже имели возможность поменять штаны раз в три года. Голыми же они не ходили.
    Так нужны ли нам новые достижения науки и техники? Такой вопрос даже обсуждать не стоит. Прогресс – это объективная реальность, и существует помимо нашей воли. Он был, есть и будет всегда, хоть как бы в дальнейшем не сложилась судьба всего человечества.
    С некоторых пор в сознание людей вкоренилось мнение, что темпы роста прогресса всецело диктуют системы общественного государственного устройства. Дальше всех в этом заблуждении ушли марксисты. Они даже многими томами научных трудов развили теорию (диалектику), что смена общественных формаций (рабство, феодализм, капитализм) имеет строгую последовательность, которые являются этапами развитие человечества. Поэтому каждая последующая формация лучше предыдущей. А с помощью философских и политэкономических формул они определили, что на смену капитализма обязательно должен прийти социализм.
    Действительно, прогресс на всем протяжении нашей истории (когда в большей, когда в меньшей степени), имеет прогрессивную тенденцию. Только, в природе не существует понятие - «развитие». Просто человечество, с увеличением количества физических лиц, попадает в такие условия своего существования, когда нужно повышать производительность, имеющихся в наличии, средств производства.
    Новый общественный строй, которое «научно предвидели» и пытались построить марксисты, должен было осчастливить человечество, невиданным до тех пор, всплеском научных и технических достижений. А руководить экономикой там должны были трудящие слои населения. Кто такие «трудящие слои населения» (рабочий класс)? Это те же рабы, только не сидящие на цепи у богатых слоев населения, и гонят их на работу не бичи рабовладельцев, а голод. Они не имеют ни средств, ни знаний, ни практических навыков, ни времени, ни желания, в конце концов, заниматься бизнесом, научной и общественной деятельностью. Попытки учеников Маркса построить парадиз, возглавляемый пролетариатом, увенчались созданием общества, основанном на эксплуатации рабочих и крестьян профессиональной интеллигенцией. И мы теперь имеем пример того, что нельзя искусственно строить общественную жизнь. Исторически возникшие взаимоотношения – это инструмент решения конкретных проблем перенаселения, и формируются они в процессе реализации интересов всех граждан, в разных случаях по-разному. Феодализм, например, имел многообразные структуры. Были и республики, и диктаторские режимы; и мелкие княжества, и огромные империи. Были и зависимые от феодалов города, и были -  вольные. Было и большее, и было меньшее засилье религии в управлении странами. Была и барщина, и был оброк. Была большая и была меньшая прослойка свободного населения. Были высшие учебные заведения или отсутствовали такие и так далее. Можно согласиться с марксистами, что на смену капитализма придут другие социальные отношения. Но – какие? Жизнь покажет. Задача же всех политически активных людей сейчас – не изобретать новый общественный строй, а активно  бороться против всего того, что служит помехой прогрессу.
    Еще марксисты (и не только они) считают, что инструмент смены всех формаций - это классовая борьба и революции, прозванные ими «локомотивами истории». Да, к большому сожалению, вся человеческая история богата на большие и малые гражданские войны, и возникают они там, где не решаются проблемы перенаселения. Да, основная масса противостояний в обществе окрашена ненавистью бедных к богатым. Да, иногда кровавые внутренние конфликты решают (но ни везде и ни всегда) проблемные вопросы государств. Но «локомотив истории» безжалостная «машина», под колесами которой гибнет масса ни в чем ни повинных людей. К тому же такой «паровоз» плохо управляемая «техника», имеющая отвратительное свойство – быть непредсказуемой и ехать туда, куда ей вздумается. Французская революция, например, завела армию Наполеона в снежные сугробы Подмосковья. А граждане СССР изведали и голодовки, и большой террор.
    Мне кажется, люди должны видеть в революциях не локомотивы истории, а народное бедствие. И не ругать, и не хвалить их нужно (как и всякое другое бедствие), а анализировать причины возникновения, выявляя проблемы, которые они решили и то зло, которое они принесли людям. И, делать выводы, способные помочь в дальнейшем не вырваться «паровозу» народного гнева на просторы страны, и не давать ему возможность давить правых и неправых на своем, ему только известном, пути. И пора уже пафосное восклицание Горького: «Безумству храбрых поем мы славу», заменить другим: «Разумным и решительным действиям храбрых поем мы славу». После революции 1917 года много безумно храбрых погибло от рук безумно хитрых и безумно подлых, не принеся родине пользы. Может безумно храбрым нужно быть, в первую очередь, хоть немного умным?
    Прогресс действует не прямолинейно. Дорога его усеяна множеством препятствий. Это разного рода монополии, коррупция, большая разница между богатыми и бедными слоями населения, устаревшие формы правления государством, слабая работа общественных организаций, религиозные и иные предрассудки, инерция мышления и многие другие. Путы на ногах прогресса – причина появления, на исторической арене решительных личностей, устраивающих бунты. Будем надеяться, что наши потомки окажутся умнее своих предков, и перестанут расчищать дорогу прогрессу с помощью войн и революций.