Над крышей дома своего

Эдуард Зайцев
 У каждого пилота в памяти остаются события, которые запоминаются своей необычностью и яркостью воспоминаний. Вот так и мне запомнился полёт в небе родного города.
 Командировка на Дальний Восток, в 90-е годы, была привычна для нашего экипажа военно-транспортной авиации. Воздушные трассы с запада на восток хорошо знакомы и облётаны не раз. По ним мы прокладывали "воздушный мост" с грузами для восточных рубежей нашей страны. 
В то время, военные гарнизоны на востоке страны жили полноценной жизнью. Для обеспечения их жизнедеятельности постоянно использовалась военно-транспортная авиация.
 Новые самолёты Ил-76, которые мы успешно освоили, существенно повысили транспортные возможности, по сравнению с Ан-12. Нам стали доступны северные воздушные трассы. Они значительно сокращали время полёта до дальневосточных рубежей.

Рано утром, после перелёта с родного аэродрома под Новгородом, мы приземлились на аэродроме Чкаловский. Там нас уже ждали. Несколько часов шла загрузка. Плотно пообедав в лётной столовой, мы запросились на взлёт. 
 
 Взлетели в ожидании длительного полёта навстречу Солнцу. Пересекая часовые пояса, мы значительно ускоряли время. Воздушный корабль уверенно набирал высоту. Система автоматического управления, по заданной штурманом программе, вела наш корабль по северной воздушной трассе. По ней летают тяжёлые воздушные корабли. Путь предстоял долгий. Военный аэродром на Востоке ждал срочный груз. 
Для полёта, мы выбрали наиболее короткое направление, не загруженное воздушным движением.
 
 Поблагодарив диспетчеров Московской воздушной зоны за управлением нашим бортом, направляемся на север.
Набрав заданный эшелон, экипаж погрузился в длительную и изнуряющую  работу наблюдения за работой бортового оборудования.
 На высоте, почти в 10 километров, планета наша скрывается в густой дымке. Там жизнь течёт по своим законам. Там люди живут со своими земными заботами, а у нас, в кабине, свой мир. Мир воздухоплавателей, который открыт был первыми авиаторами, поднявшимися в небо.
Привычный шум кабины и монотонные звуки работы двигателей успокаивают и расслабляюще действуют на уставший организм. Впереди, многочасовая работа.

 - Юра! Возьми управление! Я отдохну.

 Моя просьба означала, что своему помощнику я поручал контроль  за работой всех систем самолёта. Такая технология работы используется лётчиками в длительном полёте, когда требуется поочерёдный отдых пилотов.

 Воздушный грузовик Ил -76, повинуясь  автоматической системе управления,  самостоятельно, с помощью автопилота, держал заданный курс. В нужных пунктах он доворачивал на новое направление, следуя в пределах воздушной трассы.

  Полёт с военным грузом был обычным для военно-транспортной авиации.  Имущество Министерства Обороны предстояло доставить на далёкий аэродром под Читой. На дальних рубежах страны шло обновление вооружения. Современная техника прибывала в войска по воздуху.
От длительного полёта дух захватывает. 
 Как же велика наша страна!Огромные размеры её можно представить только после многочасовых перелётов с запада на восток. Правильно поётся в песне: "Я другой такой страны не знаю!"

 Расчёты показывали, что в воздухе мы будем не менее 8 часов.
    Штурман, Юрий Шишкин, изредка, производил коррекцию навигационного комплекса, исправлял курс, сглаживая погрешности автоматики. Его экран бортового радиолокатора, своим всевидящим оком, точно следил за положением самолёта на трассе и, при необходимости, выдавал коррективы. Самолёт, слегка накренившись, выходил на заданный курс.
 Редкие переговоры в эфире с наземными пунктами нас не беспокоили.  Гражданские воздушные лайнеры летали здесь не часто. Помощник командира корабля старший лейтенант Ю. Фролов, изредка связывался с пунктами управления и докладывал о пролёте контрольных точек маршрута.
  Всё шло обычным порядком. До предгорий Урала полёт не предвещал каких-либо сложностей, поэтому можно было использовать это время для отдыха командиру корабля.
 Закрыв глаза, я откинулся на спинку сиденья, не снимая наушников переговорных устройств, провалился в дремотное состояние. Сон, в таком положении, был уже привычным. Правда, полноценным сном такое состояние трудно назвать. Слух постоянно отслеживал все доклады в эфире. Стоило прозвучать позывному нашего корабля, как мозг, в тот же момент, реагировал и контролировал весь разговор помощника с диспетчерами наземных станций управления воздушным движением.

 Очередной диалог прозвучал в обычном формате:
 - Борт …789! Я - Вологда – контроль!
 -Дайте расчётное время выхода из моей зоны!
 -Вологда – контроль! Выйдем из зоны в 14.30.- помощник доложил расчётное время пролёта контрольной точки маршрута.
 
 Знакомый вологодский говорок диспетчера, с акцентом на букву «О», сразу разбудил меня.
 Мы пролетаем над городом моего детства!

 Прильнув к боковому стеклу, пытаюсь различить знакомые улицы.
По контурам изгибов реки нахожу два автомобильных моста, соединяющие две части города. Небольшой пешеходный мост (его называли Красным) соединяет улицу с центральной частью города. На этой улице находился мой родительский дом.
 
От центра города знакомые улочки разбегаются во все стороны. Там живут мои друзья юности. Они сообщают, что город строится, но всё больше теряет свой "деревянный" патриархальный вид. Новое время диктует свои правила.
 
 Украшением города остаётся Вологодский Кремль. Его купола сверкают и выделяются на фоне городского пейзажа. Рядом с этим местом, жила девушка Маша. Спустя годы, она стала моей женой.
  Вдоль реки, взглядом ищу большое здание на берегу. Это, в прошлом, Дом культуры. Здесь состоялась торжественная регистрация брака.
На улице Чернышевской, рядом с виднеющейся пожарной вышкой, крыша большого здания - это моя 11-я школа.

 Взгляд, через стекло кабины и ледяной холод высоты, перемещается на северную окраину города. Ровная линия железной дороги проходит через вокзал. Рядом, обозначилось с юности знакомое здание техникума.
 На окраине города, тёмным лесным массивом раскинулось городское кладбище. Там покоится прах моего отца.

 Постепенно, за бортом, воздушная дымка густеет, контуры города размываются и исчезают из видимости.
 Наш лайнер со скоростью 800 км/час уносит нас дальше на восток.
 
 Нажав на кнопку радиостанции, я произнёс:
- Вологда-контроль! Я борт …789. Примите приветствие  от командира – Вашего земляка.
-Борт …789! Вологда – контроль! Желаем  Земляку приятного полёта!
- Спасибо, Вологда!

 Обменявшись  парой нестандартных приветственных фраз с вологодским диспетчером,  мы продолжаем свой полёт.
 

 Сон уже пропал.

 - Володя! Сделай кофейку!
 
 Бортовой техник по авиадесантному оборудованию старший лейтенант Владимир Родин,  в этом  полёте,  выполняет роль стюарда. Его усилиями  экипаж в воздухе всегда может подкрепиться продуктами из бортового пайка. На «кухне» всегда есть горячий чай и кофе. Этими же услугами могут воспользоваться и наши пассажиры, которые следуют по военному предписанию.
- Командир! Кофе сладкий или с шоколадом?
- Давай с шоколадом.
 Для длительных полётов, каждому члену экипажу, выдаётся лётный бортовой паёк. В его состав, входит маленькая плитка шоколада. Шоколад скапливается на кухне и всегда есть в запасе.
  От горячего, обжигающего губы кофе, черный шоколад тает во рту, обнажая картины прошлого.

 Память уносит меня к воспоминаниям.
 
              Год назад, я побывал в Вологде.               

 От Красного моста медленно иду по улице Добролюбова. Асфальт старых тротуаров, бугристый и потрескавшийся от времени, наверно, помнит ещё мои детские шаги.

 Многое в городе изменилось. Почти, исчезли деревянные дома с милыми резными палисадниками. Автомобили иностранных марок заполнили улицы города. Их количество, заметно, превышает возможности городских дорог. На оживлённых перекрёстках большое скопление транспорта.
 На домах плакаты с разной рекламой  режут глаза. Их количество и размеры создают картину заснувшего во времени провинциального города. Кое-где, новые небольшие магазинчики сверкают стеклянными витринами, выделяясь на фоне устаревших фасадов зданий. На отдельных улицах много реставрированных и обновлённых домов. Красивыми особняками выглядят такие дома после ремонта. Их архитектура свежа и красива. Большая часть таких домов стоят безжизненными новоделами.

 Центр города, почти, не изменился. Малоэтажные строения сохраняются в своём прежнем обличии. Правда, это похоже на какое то запустенье.
 На окраинах, выросли жилые массивы безликих каменных многоэтажек. Территория вокруг них мало обустроена.
 
 Прохожие торопятся по своим делам, не замечая моих заинтересованных глаз.
Молодёжь одета легко: в джинсах, коротких курточках, без головных уборов. Пожилые люди одеты теплее: в плащах и кепках.
 С волнением прохожу рядом с Домом ветеранов на ул. Добролюбова. Сейчас будет виден мой дом.
Разочарование наступает сразу, как только увидел огромную каменную многоэтажку на месте нашего дома. Медленно обошёл вокруг. Ничего не осталось от того, что служило для меня родительским домом.

 Квартиру в том деревянном доме на первом этаже, родители получили, когда отца перевели по военной службе, в одну из воинских частей. Двор, обнесённый деревянным забором, ряд сараев для жильцов дома, - вот и весь интерьер, который был виден мне из окна.  В углу двора, отец "прилепил" деревянный гараж, где мы строили с ним лодки, а потом стоял наш первый автомобиль.
 В доме были отдельные квартиры из двух комнат. В то время, это служило  показателем благополучного устройства семьи военного. Чаще, съёмные квартиры или служебные комнаты в военных городках, были нашим пристанищем.

 В одной из комнат, у меня был свой стол. Там я делал уроки, а в окно наблюдал за птицами, которые в морозную зиму прилетали во двор в поисках пропитания.
С начала, я придумывал разные ловушки для этих птиц, а потом упражнялся в стрельбе из рогатки. На эти мои шалости мама настойчиво объясняла, что птицам трудно прокормиться зимой. Им надо помогать. Вместе с ней, мы разбрасывали кусочки хлеба для пернатых гостей.
 В столе у меня были коробки с радиодеталями, из которых я собирал маленькие радиоприёмники и другие самоделки. Ещё была маленькая записная книжка. В неё, я записывал цитаты из прочитанных книг. Из книги Ефремова «По лезвию бритвы» я записал определение:
- «Красота это гармония целесообразности».
 
Записал и некоторые выражения из шуточных  «законов Мэрфи»:

- Уроненный предмет падает туда, где может причинить наибольший вред.
- После разборки и сборки какого-либо устройства несколько деталей оказываются лишними.
- Количество имеющихся в наличии запчастей обратно пропорционально потребности в них.
 Последнее – прямо в точку. Из опыта эксплуатации автомобилей, я всегда возил с собой необходимые запчасти, но стоило случиться поломке, так никогда нужной детали не находилось.

 В другой комнате у нас была печка. Зимой там уютно потрескивали горящие поленья. На противоположной стене висел шерстяной ковёр с красочной вышивкой огромного льва. У печки, в холодную зиму, я увлечённо читал книги и слушал, как гудит жаркое пламя.

 С грустью, уходил я от места моего счастливого детства.
 На площадке, около магазина, старушка кормит голубей. Со всех зданий слетаются к ней эти птицы. Знакомая картина из детства.
 Достал свой телефон, сделал фото на память.
 
 Быстротечно время. Нет нашего дома, нет и моих родителей. Только память теребит воспоминаниями и воскрешает картины детства.


 В этом же городе я встретил свою будущую жену. С ней я познакомился на пляже у реки, где с друзьями часто купались после занятий баскетболом. Спортивный комплекс «Спартак» располагался неподалёку. Там мы проводили много времени. Пляж был любимым местом отдыха в летнее время.

 Среди девушек Маша выделялась своим озорным и весёлым  характером. У неё была тонкая талия и длинные, красивые ноги. Русые волосы она закручивала в пучок на затылке, иногда распускала их по плечам, так мне больше нравилось. Лицо овальное с большими карими глазами. При улыбке у неё появлялась ямочка на правой щеке, делая лицо  привлекательным и милым. Губы свежие и чуть припухлые, всегда были подвижны и нежны. Как и все девушки, она умело употребляла косметику, подкрашивала губы и глаза, отчего глаза были ещё больше и выразительнее.

 Постоянным местом встреч молодых людей, нашего времени, были танцы в парках отдыха или Домах культуры.
 С Машей, на таких вечерах, мы танцевали, осваивая модные «твист» и «рок-н-ролл». Особенно приятны были медленные танцы. Я обнимал гибкий стан своей спутницы, любовался её улыбкой, чувствовал близость дорогой для меня девушки.
После танцев отчаянно целовались в подъезде  дома, пока её мама не напоминала, что пора домой.

 Память оживляет разные картинки прошлого.

 Вот, до начала вечернего молодёжного  бала я стою  на лестнице Вологодского городского Дома культуры перед большим зеркалом и внимательно всматриваюсь в своё отражение. Подтянутый, стройный молодой человек. Глаза у меня серые с зеленоватым отливом, нос  прямой, подбородок крепкий, волевой. Но я  знаю, что воля у меня проявляется только в критических состояниях. В обычных условиях, характер у меня покладистый и мягкий.
Много раз я пытался заставить себя делать физзарядку по утрам, усиленно размахивал руками, приседал, отжимался. Но на следующий день торопился на учёбу в техникум, быстро повторял домашнее задание и бежал на автобус. Физическую подготовку я с лихвой получал в спортивной секции по баскетболу. Пожалуй, этот спорт закалил моё тело, приучил сердце к большим нагрузкам и развил целеустремлённость.

 В общей сплоченности мы росли и мужали вместе с друзьями по команде. Со многими из них я поддерживаю связь, до сих пор.

 В зеркале я рассматривал себя по той причине, что вдруг, впервые, почувствовал сомнение. Смогу ли я составить достойную партию для красивой девушки Маши, на которую заглядывались многие молодые люди?  Мне интересно с ней, всегда находится тема для общего разговора, каждая встреча приносит радость.  А как она чувствует себя со мной?
 Меня раздражает собственное отражение в зеркале. Состроив гримасу, я поднимаюсь по лестнице в актовый зал.  Медленная музыка клубного магнитофона звучит в полупустом помещении.  Две пары танцуют, несколько девушек сидят на стульях у стен, парни толпятся небольшими группами у входа. В одной из групп замечаю своих друзей.  Ко мне, неожиданно, подходит Люда, одна из подружек Маши.

 - Маша скоро придёт. Пойдем, потанцуем! – предлагает она.

 Мы медленно кружим под звуки музыки, которая, по законам магнитофонной записи, быстро заканчивается.
 Люда – весёлая и общительная девушка непрерывно что то рассказывает мне. За разговорами я не замечаю, как появляется Маша. На ней лёгкое платье, красивые  туфельки на высоком каблучке и причёска, которая  делает мою Машу необыкновенно красивой. На неё обращены  взгляды всех моих друзей. Люда тоже с восхищением  поглядывает на свою подругу. Снова звучит музыка.  В моих руках красавица Маша. Мне с ней легко и радостно.

 В тот момент, Маша была совсем рядом. Щёки её порозовели, сквозь тонкую материю платья я чувствовал движения её тела, губы и глаза были совсем рядом.
 
 Дальнейшая служба в армии, учёба в авиационном училище лётчиков, надолго разлучили нас.

 Предложение - стать женой, я сделал Маше только через несколько лет, когда приближался срок окончания училища.
 Наш брак был зарегистрирован в том Доме культуры, который я только что видел  в этом полёте.
 Семейная жизнь началась в г. Балашове и продолжилась в военном авиационном городке под В. Новгородом. К тому времени, наша семья пополнилась сыном.   

  Вот так, совсем неожиданно, как залетевший свежий весенний  ветер, нахлынули смутные воспоминания детства. Начинаешь вспоминать, что то очень важное, но неуловимое и далёкое. В памяти всплывают картины юности и уплывают вместе с контурами родного города детства.

  Вот, уже много лет, я за штурвалом большого воздушного корабля. Много аэродромов и городов видел в своей жизни. Дальние страны и континенты доступны самолёту Ил-76. На крыльях этого лайнера пришлось побывать в жарких странах и северных районах. Везде люди живут в своих человеческих заботах и радостях. А вот родной дом детства остаётся навсегда, как самое счастливое место в жизни.

 - Взял управление! Юра, отдохни.
 - Володя, сделай ещё чашечку кофе!
 ...Вологда -контроль! Я ...789. Разрешите занять 9100 м. Нам ещё далеко топать.
 
...789. Занимайте 9100. Приятного полёта!