Пуганый воробей

Александр Кашлер
Единственная вещь, которой я боюсь - это испугаться чего-нибудь.
                Артур Веллингтон,
                английский полководец и государственный деятель


Испуг испугу рознь. Как по мне, так разница простая - шевелятся ли волосы на голове, дЫбятся или вовсе нет. Этому соответствует и степень испуга. Если первое - тогда это Испуг, а нет, то это и не в счёт. Так и говорят - отделался лёгким испугом. Вообще-то, состояние испуга - реакция нормального человека способного реагировать на внешние возбуждения. Валентин Пикуль в своём романе "Фаворит" так и замечает: "Жить в России и не пугаться - такого не бывает". Справедливости ради, и осознавая географическую универсальность принадлежности этого явления к любой земной координате, с таким же успехом можно сказать, например, - Жить в Зимбабве или жить в Гвинее-Бисау, или, на худой конец, - в Антигуа и Барбуде или в США и не пугаться - такого не бывает. Другими словами, испуг сопровождает нас повсюду. И это, порой, от нас не зависит. Неожиданность ситуации - сестра испуга. Рецепт избавления от испуга один - избавиться от его сестры или, тем самым, по возможности, - избегать неожиданностей. Таким образом, предлагаю вам запереть себя в пробковой комнате, как это некогда сделал французский писатель Марсель Пруст, спасаясь от аллергенов и микробов, и отключиться от внешнего мира. Я знаю, что моему совету никто следовать не будет. И правильно сделают. Сам то я не очень отключаюсь и всё норовлю попасть туда, где обитает упомянутая семейка - те самые брат и сестра…
А в подтверждение к сказанному, могу привести некоторые невыдуманные случаи, происшедшие на моём веку. Но только некоторые из них, из разряда тех, когда "шевелились волосы на голове и даже дЫбились".

Случай первый
9-ый форт

В 1969 году, во время зимних каникул, будучи в туристической группе студентов киевских высших учебных заведений, довелось побывать в 9-ом форте под Каунасом, в Литве. Один из девяти, построенных в начале ХХ века для обороны Каунаса, форт использовался затем, как место заключения. Во время Второй мировой войны, немцами в этом форте был образован концлагерь, куда, в основном, свозились евреи из Литвы и Германии для уничтожения. Таким образом за весь период существования концлагеря во время войны там было уничтожено более пятидесяти тысяч человек. Не зря 9-ый форт назывался "Фортом смерти". С 1960 года в память о жертвах истребления там был организован музей, как напоминание о той трагедии.

Всё это нам - молодым людям, находясь там, было жутко осознавать. Какое-то зловещее чувство беды и ужаса охватывало всех. В самой атмосфере форта и его постройках, как бы, незримо повисла зловещая трагедия геноцида и смерти, напоминая о кошмаре преступного уничтожения.
Обходя постройки территории, мы подошли к барачному корпусу. Проходя через узкие двери, экскурсанты оказывались в огромном зале, сплошь уставленными нарами в несколько уровней, где провели свои последние дни заключённые концлагеря.

Я немного вырвался вперёд и одним из первых вошёл в зал. Сразу же, на входе в пустой зал, я каким-то боковым зрением почувствовал чьё-то присутствие справа от себя. Повернул голову и... о ужас! Прямо рядом со мной стоял человек, одного со мною роста, в чёрном мундире то ли охранника, то ли эсэсовца. Лицо его было настолько свирепым, что из зажатого ужасом горла от абсолютной неожиданности увиденного у меня невольно вырвался сдавленный крик. Он смотрел на меня, проникая взглядом своих остекленевших глаз в самое нутро. Невольно, моя голова вжалась в плечи, готовая принять удар хлыстом, который он держал в руках. Его застывшая неподвижная поза добавляла ужас ещё больше. Мои ноги чуть что не отнялись и я полупарализованный от страха замер сам, не способный оторвать свой взгляд от его гипнотического.

Испуг длился недолго. Через несколько секунд моё сознание всё же смогло освободиться от пут первого впечатления. В меня вошло осознание всей искусственности самой фигуры охранника. Как же мастерски была выполнена эта фигура! Охранник из папье-маше! Но как же он меня напугал в стенах концлагерного барака! В тот момент меня можно было понять...

Осознав себя и быстро восстановив душевное равновесие, мне захотелось проверить реакцию других экскурсантов от этого видения. Стал поодаль, наблюдая за входившими. Испуг других почему-то вызывает как минимум улыбку и даже смех у себя самого. Глядя на входящих, до этого в полной мере подавленных атмосферой форта и шарахающихся от зловещей фигуры, я развлекался и поддавался эффекту обратной стороны чувства страха, освободившись от стресса...
...Не могу до сих пор определиться с правомерностью проведения экскурсий в подобных местах по гуманным соображениям...

Случай второй
Пиджак

Было это во время осенней студенческой практики на сахарном заводе в Яреськах на Полтавщине - месте, кстати, где великий кинорежисёр Александр Довженко снимал свой эпохальный фильм "Земля". Мы - небольшая компания студентов, собрались в один из дней провести культурный досуг с вылазкой на природе. С нами увязались ещё две девицы из Сочи, проходившие студенческую практику с нами. Обозначим их условно - блондинка и брюнетка, тем более, что это соответствовало действительности.

Собрались мы основательно: по-хозяйски прихватили с собой всё, что потребуется для нормального пикника, спиртное то есть. Вот только незадача - со съестным недобор. Студенты, одним словом. Откуда же было взяться съестному?  Одна надежда на подножный корм. Тут же по дороге на пленэр мы решили и эту задачу. Путь наш пролегал по сельским пустынным улочкам, где мы и заметили съестное - бредущую стайку индюшат. Не касаясь морали содеянного, упомяну лишь суть. Я подобрал тут же здоровенную палку и не долго думая - нечем было, но было надо, - шандарахнул одного из стайки. Оговорюсь: оправдательную речь для того света я уже приготовил. Надеюсь убедительную...

Завалил-то я завалил, а притронуться к тушке не смог. Вот такой извращённый дуализм. С этой задачей без заморочек легко справился мой друг, Вова, засунув павшего во спасение наших изголодавшихся желудков в рюкзак. Было и кому позднее приготовить ароматный индюшачий суп. А как нам  пилось и пелось у костра под эту царскую снедь?! Но, это отдельная история…

Длинный летний день сменился сначала сумерками, а затем и чернотой южной ночи. А мы пребывали в том самом состоянии, когда низы уже не хотят, а верхи ещё не могут…

Девица-брюнетка куда-то отлучилась. Ну, мало ли куда?! А нам и так хорошо. Без неё. Но вот незадача: всё нет её и нет. Долго ждали и решили отправиться на поиски, предварительно безответно и призывно покричав в черноту рядом стоящего леска, где она канула. Блондинка, трясущейся рукой - страшно идти ночью в лесок,  взяла мою руку и мы всей нашей компанией, сохраняя тишину двинулись в чащу лесного безмолвия. Ходили, ходили, разбившись поодиночке, аукаясь, чтобы не заблудиться.

И вдруг… Моя спутница, не выпуская своей руки, замерла, как вкопанная. Я посмотрел на неё и разглядел белизну её лица даже в темноте. Стоит, не способная вымолвить ни слова и трясущимся пальцем другой руки указывает куда-то в сторону. Я посмотрел туда и то, о чём я так убедительно пытался поведать ранее со мной произошло: волосы на моей голове зашевелились, мурашки побежали по парализованному от испуга телу и я ужасным образом превратился в столб замерев. В абсолютном мраке леса, в двух шагах от нас на ветке дерева болтался белый пиджак брюнетки. Первоначальное ощущение было такое, что это она висит на дереве. Не сразу я разглядел всё до мелочей. Потребовалось время для привыкания зрения и правильной оценки происходящего. Паралич сознания длился недолго.
Тут раздаётся чей-то смешочек. А затем и сама брюнетка сублимируется из темноты и радостно нам объявляет: "Как я вас разыграла?!"

Наша реакция была адекватна её розыгрышу. А я, в свою очередь, узнал много новых витиеватых слов из вдохновенного монолога, враз оправившейся от страха блондинки. Затем и другие наши ребята, привлечённые шумом и подошедшие к нам, добавили свои варианты и должным образом прокомментировали эту "шутку" сочинского разлива.

Не знаю, что творилось у брюнетки в её "умной" головке, чтобы такое учинить? Потом ещё долго эта "набитая дура" "выдыхала" свою "шутку"...

И напоследок я скажу... Когда уже практика закончилась, ближе к холодам девушки приезжали к нам и мы всей группой встречались в Киеве. А затем их обеих вообще отправили по распределению на Дальний Восток. Наша переписка продолжалась с ними ещё какое-то время...

Случай третий
Человек-маска

Работал с нами на нашем котельном участке в Киеве Вова, по фамилии Мороз. Парень, как парень. Звёзд с неба не хватал, а так - как многие. В одном только был он уникален - во внешности. Крепкая худощавая фигура, мосластый, высокий. Широкие костистые плечи. Крупные руки с такими же ширококостными узловатыми фалангами пальцев. А вот лицо… Не могу сказать, что оно было ужасным в спокойном естественном состоянии - нет. Но нестандартным оно уж было точно. Крупные черты лица на крупном черепе были обтянуты желтоватой смуглой кожей. В отличие от гладких лиц, лицо его было чересчур рельефным. Казалось, по его лицу можно было ясно изучать анатомию строения человеческого черепа со всеми его двадцатью тремя костями, так они были развиты. Большая плоская лобная кость определяла высоту лба под тёмными курчавыми вьющимися короткими волосами. Впалые височные кости контрастировали с выдающимися вперёд и в стороны скуловыми костями. Массивная кость нижней челюсти обрамляла нижнюю часть черепа и создавала впечатление массивного подбородка. Глубоко посаженные глаза смотрели на мир откуда-то из глубины выдающихся скул и надбровных дуг своим твёрдым, желтоватым и немигающим взглядом. Вот такая конструкция представляла замечательного индивидуума по имени Вова Мороз. 
Причина, по которой я так подробно описал его внешность будет ясна из дальнейшего изложения.

Итак, повторюсь, в спокойном состоянии его лицо было более ни менее обычным, но стоило Вове изобразить на нём какую-нибудь эмоцию: злость, раздражение, возмущение и даже кротость, как все его подвижные составляющие под мышечным воздействием соответственно перестраивались, приобретая зловещий и страшный вид. Ничего подобного я ни до, ни после этого не встречал. Он знал об этой своей особенности и даже пользовался этим при необходимости в свою пользу. Помню, он сам рассказывал мне, как однажды в пригородной электричке привязался к нему контролёр - просил Вову показать проездной документ. Естественно, у него этого не наблюдалось. Кто с Вовиным экстерьером мог даже об этом подумать - тратить деньги на билет?! Даже смешно. Сначала Вова притворился глухонемым, но контролёр попался въедливый и вывел его в тамбур, чтобы высадить из вагона на первой остановке следования поезда. Вова послушно в тамбур вышел, а когда двери электрички открылись, неожиданно преобразился и предстал перед контролёром в одном из своих драматических образов шоу-масок. Контролёр, видавший виды, видимо, был настолько этим "очарован", что забыв себя, сам вылетел пулей из вагона на перрон. Двери закрылись, а приобретший своё обычное выражение лица Вова, продолжил свой путь на поезде.

Пока об этом всё. Теперь о том, что мы делали с Вовой и другими нашими сотрудниками в Барнауле, на Алтае.
Центральный котлотурбинный институт имени И.И. Ползунова (ЦКТИ имени И.И. Ползунова) в Ленинграде, широко известный своим авторитетом энергетикам всей страны, разработал в то время новую усовершенствованную и более эффективную конструкцию парового котлоагрегата ДЕ-10-14. Совместно со специалистами из ЦКТИ и с целью обеспечения поддержки в испытаниях принимала участие и наша группа из Киева. Под руководством кандидата технических наук Шатровского в течение двух месяцев с кратковременным перерывом на систематизацию полученных промежуточных данных, наш коллектив проводил головные стендовые испытания этого, единственного в своём роде изделия. Лично я, в основном, был занят определением качественного анализа продуктов сгорания топливного мазута, который использовался в качестве первичного энергоносителя. От результатов нашей проверки зависело: будет ли это изделие принято для дальнейшего серийного производства или не будет. Местом для испытательной площадки был выбран город Барнаул, а точнее - керамзито-бетонный комбинат,  расположенный там же и недалеко от завода изготовителя - Бийского котельного завода в Алтайском крае. В перерыве и по необходимости наша группа посещала два ведущих котельных завода Алтайского края - Бийский котельный завод и завод-гигант - Барнаульский. Запомнился там многотонный пресс для гнутья обечаек "по горячему" подземных газовых хранилищ-газгольдеров с толщиной стенки в сто пятьдесят миллиметров и машина для ударного уплотнения сварных соединений с целью их упрочнения. 

Надо сказать, что с нашей лёгкой руки "Испытуемый" - ДЕ-10-14 позднее был запущен в серийное производство, а лет через десять мне довелось снова встретиться на Тульском арматурном заводе с его младшим братом, где я вводил того в строй таких же как он "собратьев по разуму". Правды ради, он норовил довольно сильно вибрировать и грохотать в определённых режимах работы, но и тогда, разобравшись в причине, теоретически сначала её обосновав, я успешно практически решил ту проблему, связанную с его конструктивными особенностями.

… Поселили нас рядом с комбинатом, в здании наркологического диспансера городской психиатрической больницы. Незабываемое время и место с оставленными в памяти впечатлениями! Но здесь не об этом… И опять же - никак не обойтись без светлого и удивительного в своём роде лика моего дорогого сотрудника по фамилии Мороз…
Как-то, поздно вечером, готовясь ко сну и желая перед этим вдохнуть живительную порцию свежего морозного воздуха, я приоткрыл входную дверь здания и наслаждаясь тишиной, стоял в дверном проёме на крыльце, вентилируя по системе йогов свои лёгкие. Мне открывался вид висящей на ночном небе луны, медленно движущегося где-то на горизонте паровозика, тянущего, как мне казалось, крохотные игрушечные вагончики. Тускло горела лампочка над входной дверью. Во всём чувствовалось спокойствие, умиротворение и благодать. Стоял бы и дольше да уже начинал пронимать морозец. Пора было идти спать.

Медленно поворачиваюсь в состоянии этакого спокойного согласия и ощущения гармонии моего слияния с окружающим пространством и… Сколько буду жить - буду помнить тот натюрморт, только без множества обязательных на нём фруктов! Их заменял всего один "фрукт". Догадались уже? Да, да - тот самый. В общем, Вовочка решил меня напугать. У него эта функция, видимо, была заложена в его незатейливом сознании при рождении: пугать без нужды к этому. Поэтому и подкрался неслышно сзади и ожидая моего поворота, принял одну из своих апробированных поз со специфичным морозовским выражением на лице.

От резкой перемены сценической мизансцены меня вначале качнуло назад. Полупарализованое внезапностью увиденного спёртое горло издало какой-то тихий предсмертный крик. Инстинктивно, я дёрнулся, защищая себя руками. Контрасты неровности пересечённой местности ландшафта его лица со всеми впадинами и выпуклостями на нём к тому же усиливались свето-тенями, под действием тускло отбрасывающей свет лампочки  над входом. При этом, согнутые у лица руки с гипертрофированно узловатыми крючкообразными и застывшими перед броском пальцами рук придавали ещё большую зловещность ужасному образу их обладателя. После моего "качка" дошла очередь и до шевеления моих волос. Причём, хочу заметить, что это не образное выражение, а действительно мною прочувствованное. Выручила моя спортивная подготовка. Натренированное сердце не подкачало, но за отсутствие возможного приобретённого в тот момент скрытого на сердце рубца ручаться не могу.

Догадайтесь с трёх раз, что смогло уловить тонкое восприятие Володечки в свой адрес во время моей импровизации с привлечением речевых хитросплетений из народного фольклора и, в том числе, кружевной вязи до этого позаимствованной из репертуара сочинской блондинки, звучащей с ещё большей убедительностью в моей неискушённой интерпретации? Я думаю, что ваша теоретическая подготовка в этом случае вас не подведёт и с первого раза... А с него, как с гуся вода. Он только улыбался своей фирменной гримасой и паясничал. Но это уже меня не будоражило. Ну, не дебил? И кого он пугает сейчас?

Случай четвёртый
Колёсико

Только лишь при одном воспоминании об этой истории по прошествии многих лет у меня каждый раз самопроизвольно происходит процесс шевеления того, что покрывает мою неразумную, подчас, голову. Повторяю, только лишь при одном воспоминании. В отличие от предыдущих случаев в этот раз помимо полученного испуга я мог лишиться и самой жизни. Причём в такой форме, что и хоронить было бы нечего, за неимением кого бы то ни было в качестве усопшего.
Жил я тогда в Москве. В составе строительно-монтажного управления регулярно и ежемесячно подписывал у заказчиков процентовки; синхронно с этим получал прогрессивки; разъезжал, как говорил мой маленький сынок, не могущий ещё нормально произносить слова, по "кобелёвкам". Это он так выговаривал слово "командировка". Как он мог знать?...

Жил - грех жаловаться. Работал, дружил, разъезжал, отдыхал на югАх, не голодал… Но как это объяснить маме? Душа у неё всегда за меня болела. Как там сыночек? Сыт ли? Не мёрзнет ли? Обут, одет? Что на сердце?... Мамы - есть мамы. Вырастили нас и продолжают это делать до последнего их вздоха.

Вот, и в тот раз, позвонила мне мама и попросила встретить на железнодорожном вокзале её соседку по дому, едущую в Москву по своим делам и согласившуюся передать мне мясную посылочку. В назначенное время я ожидал приход поезда "Киев-Москва" под шуховским дебаркадером Киевского вокзала. По номеру вагона я вычислил примерное место остановки вагона на платформе. Для этого, выйдя из под полукруглой крыши конструкции дебаркадера, и пройдя метров пятьдесят по открытой платформе, стал ждать прибытия состава. Поезд пришёл по расписанию и я, найдя нужный вагон встретил мамину соседку. В чёрной шубке, дело было зимой, с небольшой ручной тележкой на колёсиках. При выходе из вагона она как-то неосторожно и резко развернула тележку и маленькое колёсико, одно из двух, отлетело, покатилось по перрону и пропало в пустоте под вагоном. Заглянув в узкое пространство между вагоном и стенкой бетонной пешеходной платформы, я увидел злополучное колёсико, лежащее глубоко внизу на земле там, где проходят рельсы. На первый взгляд достать его было невозможно. Повздыхали, поохали, но делать нечего.
Тележка оказалась тяжёлой. Килограмм десять в ней было сырого мяса. Я понял, что нелегко её будет катить, а нести на руках - замучаешься. Предложил женщине постоять, пока сам попытаюсь всё же как-то выудить это, такое полезное изобретение древности.

Протиснуться между поездом и бетонной стенкой платформы не представлялось возможным. Легче было бы продеть корабельный трос через игольное ушко. Единственное место, где можно было бы попытаться это сделать - относительно широкое пространство между платформой и ступеньками вагона. Решительности мне было не занимать - и не в таком были замечены! Пассажиры уже все вышли, проводник вагона ушёл и путь к мечте был открыт. Как был: в пальто, шапке кое-как пролез между ступеньками и платформой, нащупал ногами снег, лежащий на земле и в полусогнутом состоянии медленно засеменил ногами к лежащему метров в пяти от меня предмету, сконцентрировавшему в себе и в моём воображении центр вселенной. Кое-как доплёлся до колёсика, нагнулся и поднял. Стоило было мне только разогнуться, как услышал звук, от которого вздрагиваю с тех пор и поныне. Пш-ш-ш-ш-ш-ш... "Прелестный" звук выпуска стравленного сжатого воздуха при продувке тормозных цилиндров… Обычно, сразу после этого, а я это знал точно по своему многолетнему опыту путешествий на поездах, происходит трогание состава. В данном случае - на отстой в депо.

Я замер, панически и со скоростью жажды выживания, оценивая свои шансы на пути к вызволению из ловушки, в которой я оказался по своему недомыслию. Мои шансы равнялись нулю! По обеим сторонам вагона практически вплотную к нему располагались глухие  бетонные стены платформы, высотой выше человеческого роста. Просунуть в проёмы между вагоном и стенками платформ можно было разве что ладонь. Архитекторы и строители платформ, выступающих за пределы дебаркадера, соорудили для удобства выхода и входа в вагоны высокие пешеходные платформы, по высоте совпадающие с уровнем пола вагонов. Я находился как бы в бетонном глубоком длинном колодце-лотке, в том пространстве под вагоном и на том уровне, где были расположены колёсные пары.

Второй путь к избавлению - лечь под поездом между рельсами и ждать, пока поезд, прошумев над тобой, откроет желанный небосвод, мне не представлялся возможным. В кино это у них получается здорово. В реальной жизни, мягко говоря, по-другому. Посмотрели бы вы сколько всякого скрытого и не явно различимого со стороны оборудования, предназначенного для нормального функционирования вагона содержится под вагоном! При движении поезда зацепить тебя лежащего между рельсами может всё что угодно, а там...

Всё это моментально пронеслось в моём воспалённом мозгу. А может ещё успею дошкандыбать до той спасительной щели между платформой и ступеньками входной вагонной двери, где спускался? Хоть как, хоть с оторванными ногами, но выберусь наверх? По крайней мере это лучше, чем быть перемолотым в кровавую муку этой мясорубкой. Времени на сомнения не было. Сердце колотилось, ватные ноги не слушались. Вагон пока стоял…
Когда в испачканном пальто, сбившейся набок шапке, но с колёсиком в зажатой руке я почувствовал ногами твердь платформы, то понял, как прекрасна жизнь…

На платформе по-прежнему, стоял мой посылочный почтальон, - как ни в чём не бывало, рассеянная и ничего так и не осознавшая, ни о чём не подозревавшая мамина соседка. Я лишь молча приладил колёсико к оси тележки и весело чирикая, как тот, многократно пуганый воробей со своей спутницей - сорокой-стрекотухой, принесшей мне посылку на хвосте, покатил тележку с мясом, благословляя судьбу, избравшую меня на этот раз своим фаворитом.