Русская народная песня. Р-Р. 58 песен

Олег Данкир
Энциклопедия русской народной песни от восемнадцатого века до наших дней. 1612 песен
=========================

Раз влюбился воробей!!

Раз влюбился воробей
В пёструю чечётку.
Не жалея для неё,
Надрывал он глотку.
А чечёточка моя
Так тому и рада.
И готова у нея
Воробью награда.
Соловей тут прилетел.
Свистнул, сделал трели.
У чечёточки моей
Чувства онемели.
Воробей кричит, пищит: Жизнь для меня мученье!
Ах, отдайте вы меня
Ежу на съеденье!
Соловей тут рассудил:
Что мне в пестрокрылой?
Встрепенулся, полетел
К соловейке милой.
А чечёточка моя
Прыг-прыг по осине.
Соловья и воробья
Нет уж и в помине.
Рыбинский рукописный сборник.
+++++++++++++++

Раз полуночной порою. Казак!!

Раз полуночной порою,
Сквозь туман и мрак,
Ехал тихо над рекою
Удалой казак.
Фуражечка набекрене,
Весь мундир в пыли,
Пистолеты при кобуре,
Сабля до земли.
Шевельнул казак уздою,
Шпорой прикольнул,
И помчался конь стрелою,
К Саше завернул.
Ночь становится темнее,
Скрылася луна.
Выйди, Сашенька, скорее,
Напои коня.
Я коня твово боюся,
Страшно подойти,
Страшно выйти мне из дому
Коню дать воды.
Ты коня мово не бойся,
Он всегда со мной,
Он спасал меня от смерти
Для тебя одной.
Рыбинский рукописный сборник. Переделка стихотворения А.С. Пушкина «Казак». Близкий вариант сделал А. Мякутин, «Песни оренбургских Козаков», 1906 г.
+++++++++++++++

Раз принёс мне барин чаю!!

Раз принёс мне барин чаю,
И велел его сварить,
А я отроду не знаю,
Как проклятый чай варить.

Вот поставил я таганку,
Чай весь высыпал в горшок,
Дал приправы – перцу, луку
И петрушки корешок.

А потом всё это в печку,
Раза три прокипятил
И для пущего эффекту
Сверху маслица подлил.

«Чай готов! Извольте кушать» -
Снял я с барина пальто.
- Молодец, коль будешь слушать. –
И сказал. – Хвалю за то!

Если будешь аккуратно
Ты всегда так исполнять,
Через месяца четыре
Подарю рублевок пять.

Ой, пять рублей ведь денег много,
С ними можно погулять,
И Акулька-недотрога
Меня будет уважать.

Вдруг.. мой барин разозлился,
Меня в горницу позвал,
В волоса мои вцепился
И таскал меня, таскал.

«Ах ты, пешка. Ах, дубина,
ты чего ж мне наварил,
Ах ты, чертов образина,
Чтобы пес тебя схватил!»

Долго, долго он ругался,
Злой по горнице ходил.
Тут чурбак ему попался,
Им на кухню проводил.

Я все думал, удивлялся,
Чем ему не угодил,
И потом лишь догадался,
Что я чай… не посолил..
+++++++++++++++

Разбросала косы русые береза!!

Разбросала косы русые береза
Раскраснелись щеки с сильного мороза
Дым над крышей тонкой ниточкой струится
Значит будут звезды виться в темноте январской ночи.

По старинке ноги в валенки обую
И по снегу как по звездам в ночь уйду я
В дом , где ветер тихо хлопает калиткой
По дорожке лунной зыбкой я приду к друзьям старинным.

Меня встретят и за стол посадят с миром
Вместе вспомним все что быть могло и было
Будут песни, те что так любимы нами
Мы затянем их с друзьями и польются песни звуки.

Разбросала косы русые березка
Раскраснелись щеки с сильного мороза
Долго будет этот вечер вспоминаться,
Но пора нам собираться в путь далекий, в край родимый.
+++++++++++++++

Развесела вольна пташка!!

Развесела вольна пташка,
Развеселай салавей!
Ты визде, визде, мой соловья,
Ты визде можешь летать!
ПолетАй, мой соловья,
На чужу дальню сторону!
На чужу дальню сторонку -
В славный город Ярославль!
Разыщи дружка милова,
Сядь паближе ка дружку,
Сядь паближе, сядь паниже,
Жалабнёханько васпой!
Ты скажи маму милому
От меня низкай паклон,
Ва-втарых, скажи милому
Пра несчастье пра мае.
Пра такое пра несчастье -
Младу замуж выдают!
Разлучить с дружком хотят.
Я вечор ва беседе долга сидела,
На милова поглядела.
Хорош, пригож мальчик уродился,
Был до девушек охоч!
Отдают меня, младу,
За старова старика,
За седую бороду,
За большую голову.
==============
Рязанская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Разливалась мати-полая вода!!

Разливалась мати-полая вода,
Затопляла все болоты и луга;
Оставался один зеленый лужок,
Становились девчоночки во кружок,
Они думали, в каку игру играть:
Или мячиком, или шариком катать?
Одна девушка, призадумавшись, стоит,
Потайным своим подружкам говорит:
- Ой, вы, девушки, подруженьки мои,
Не знаете вы, что за горе у меня:
Мой-то миленький прогневался на меня!
Он и ходит по широкому двору,
Он и входит во конюшенку нову,
Он берет с крючка шелковую узду,
Он обратывает свово ворона коня,
Он оседлывает в черкасское седло,
Соезжает со широкаго двора,
Говорит речи: "ПрощАй, милая моя,
Отъезжаю я в иные города,
Заростет путь-дороженька без меня!"
==============
Рязанская губ. Песни.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Разлилась, разлелеялась по лугам вода вешняя. 1-й вариант!!

Разлилась, разлелеялась
По лугам вода вешняя,
Унесла, улелеяла
С широка двора три корабля:
Первый то корабль у;плыл
С сундуками кова;ными,
А другой то корабль уплыл
Со ларцами красна дерева,
А третий корабль уплыл
Со душой красной девицей.
Не бела лебедь вскрикнула, –
Мать по дочери всплакнула:
– Воротись, моё дитятко,
Воротись, моё милое!
Позабыла ты, дитятко,
От терема золоты ключи
Со шёлковым поясом
И с кольцом со серебряным. –
Как возговорит красна девица:
– Не забыла я золотых ключей
И со шёлковым поясом,
Со кольцом со серебряным.
А забыла то я волю батюшки,
И твою негу, матушка,
И свою косу русую
Со лентою алою,
Я свою красу девичью.
===========
Московская губ. Верейский уезд. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Разлилась, разлелеялась по лугам вода вешняя. 2-й вариант!!

Разлилась, разлелеялась
По лугам вода вешняя.
Унесло, улелеяло
Чаду, ми;лу дочь от матери.
Оставалася матушка
На крутым красном берёжке:
– Воротись, мое дитятко,
Воротись, мое милое,
Позабыла трои ключи:
Первый ключик от зеленого садику,
Другой ключик от кована ларчика,
Еще оставила волю батюшкину и негу матушкину.
===========
Московская губ. Верейский уезд. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Разлилася, разлилась речка быстрая!!

Разлилася, разлилась речка быстрая,
Разлилася, разлилась речка быстрая.

Серы камушки - это глазки мои,
Серы камушки - это глазки мои.

Шелковая трава - это волос мой,
Шелковая трава - это волос мой.

А речная вода - это кровь моя,
А речная вода - это кровь моя.

Ключевая вода - это слезы мои.
Ключевая вода - это слезы мои.
+++++++++++++++

Размальчишка, мальчик мой!!

Размальчишка, мальчик мой!
От какой же ты, мальчик, от красавицы отстал,
Уж какую же, мальчик, негодяйку любить стал!
Негадяйка, она приглянулась из лица,
Негадяйка в своем слове не верна,
Во глаза дружка и честит, и лестит,
А заочно же она и ругает, и бранит.
Как во полюшке было, при долине, на лугу,
Что стоит-то, растет куст калинушки,
А другой-ат ли кусточек - малинушка.
Ни березанька с бирезой свивалася...
==============
Рязанская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Разнесло, разлелеяло..!!

Разнесло, разлелеяло
По лугам водой вишенье,
Водой ви;шенье, орешенье.
Унесло, улелеяло
Со двора три кораблика:
Уж и первый корабль проплы;л
Со атласным со бархатом.
Уж другой то корабль проплы;л
Со зелёныим садиком,
Уж и третий корабль проплы;л
Со душёй красной девицей,
С Аграфеной с Михайловной.
Оставалася матушка
На круты;м славном бе;режке;
А сама стоя вспла;кнула.
Во слезах слово молвила:
– Воротись, мое дитятко,
Воротись, мое милое!
Позабыла трои; ключи,
Что трои; ключи на зо;лоте,
Со шелковыим поясом.
– Не обманывАй, матушка!
Не трои; ключи по;забыла,
Не со шёлковым поясом;
Всеё негу та матушкину,
И приветы та братцовы,
Добродетель сестрицыну.
===========
Московская губ. Звенигород. Село Ильинское. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Разореная путь-дорожка от Можаева до Москвы!!

Разореная путь-дорожка от Можаева до Москвы.
- Уж кто тебя, дороженьку, разорил?
- Разорил меня, путь-дорожку, неприятель, вор-француз.
Разоривши путь-дорожку, во свою землю жить пошел.
В путь пошел, ко Парижу подошел.
Уж ты, Париж, Парижок, Париж - славный городок.
Есть получше Парижечка, есть прекрасная Москва.
Москва мостом мощена, белым камнем выстлана.
Как по этой по дорожке шел Ванюша прошел.
Шел Ванюша прошел, к Маше в дом зашел.
Уж ты, Машенька-Маша, горькая сирота!
==============
Рязанская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Разорённый путь-дарожка от Мажая до Москвы!!

Разарённый путь-дарожка
Ат Мажая до Москвы.
Разарил эту дарожку
Непрятель вор-француз.
Разоривши этот путь-дарожку,
Ва сваю землю жить нашел,
Ка Парижу падашел.
Падашедши пастаял,
Сам галовкой пакачал.
Ты, Париж мой, Парижок,
Париж - славный городок.
На ту пору случились
Здесь донские казаки.
- Не хвалися, вор-француз,
Своим славным Парижом!
У нашева царя
Есть палуччи гарадок,
Есть палуччи, пакрасивей -
Распрекрасная жизнь - Москва!
==============
Рязанская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Рай мой, рай! Середи было двора..!!

Рай мой, рай!
Середи было двора,
Рай мой, рай!
Выростала тут трава,
Рай мой, рай!
Трава шелковая;
Рай мой, рай!
По той по траве Марья шла,
Рай мой, рай!
По той траве Ивановна шла,
Рай мой, рай;
Во руках она несла
Рай мой, рай!
Воску ярова свечу:
Рай мой, рай!
Ты гори, моя свеча,
Рай мой, рай!
Против солнечного луча,
Рай мой, рай!
Не гореть тебе, свече!
Рай мой, рай!
Против солнечного луча:
Рай мой, рай!
Уж не быть то свёкру против батюшки,
Рай мой, рай!
Уж не быть то тебе, свекрови, лучше матушки
Рай мой, рай!
===========
Москва. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Рано, солнышко, играешь. Песня!!

Рано, солнышко, играешь
Утром на долине;
Ты померкни!
Иль не знаешь:
Девушка в кручине.
Я вечор моё веселье
С милым проводила;
Он уехал в утешенье
Мне одна могила!
Говорил мне на прощанье:
Буду: не крушися!
Ах, исполни обещанье,
Милый, возвратися!
Без подпоры хмель кудрявый
Не цветёт, а вянет;
Без весны в тени дубравы
Птичка петь не станет;
Без росы желтеет в поле
И цветок от зною!
Ах! Без милого мне боле
Не цвести душою!
Б. Головин. 1821 г.
Авторские подражания народной песне
+++++++++++++++

Расcтупись, честной народ!!

Расcтупись, честной народ,
Хватит на всех места.
Любо-дорого смотреть -
Сватают невесту.

Дарья, ты душа,
Дарья хороша.
Любо-дорого смотреть -
Сватают невесту.
Дарья, ты душа,
Дарья хороша.
Любо-дорого смотреть -
Сватают невесту.

За дубовые столы
Сваты проходили,
Да невестиной родне
Речи говорили.

Дарья, ты душа,
Дарья хороша.
Да невестиной родне
Речи говорили.
Дарья, ты душа,
Дарья хороша.
Да невестиной родне
Речи говорили.

Ваш товар, а наш купец,
Посмотрите сами.
Развесёлый молодец
С карими глазами.

Дарья, ты душа,
Дарья хороша.
Развесёлый молодец
С карими глазами.
Дарья, ты душа,
Дарья хороша.
Развесёлый молодец
С карими глазами.

Свёкр тёще подмигнул,
Развернул трёхрядку,
Рюмку водочки махнул
И пошёл вприсядку.

Дарья, ты душа,
Дарья хороша.
Рюмку водочки махнул
И пошёл вприсядку.

Вышла тёща в круг гостей,
Завела частушку
И гуляночка пошла,
Ох, на всю катушку.

Дарья, ты душа,
Дарья хороша.
И гуляночка пошла,
Ох, на всю катушку.
Дарья, ты душа,
Дарья хороша.
И гуляночка пошла,
Ох, на всю катушку.

Справим свадьбу молодым,
Тут и порешили.
Всю деревню, всю родню
В гости пригласили.

Дарья, ты душа,
Дарья хороша.
Всю деревню, всю родню
В гости пригласили.
Дарья, ты душа,
Дарья хороша.
Всю деревню, всю родню
В гости пригласили.
+++++++++++++++

Раскасатый мой селезень!!

Раскасатый мой селезень,
Ой ли, ой ляли, селезень.
Да где же ты был, пробывал,
Ой ли, ой ляли, пробывал?
- Да я был, был, пробывал,
Ой ли, ой ляли, пробывал.
Уж я был на море,
Ой ли, ой ляли, на море.
Как все утушки хороши.
Ой ли, ой ляли, хороши,
Раскасатыя пригожи,
Ой ли, ой ляли, пригожи.
Одна утушка лутше всех,
Ой ли, ой ляли, лутше всех.
Раскасатая лутше всех
Ой ли, ой ляли, лутше всех.
Разудаленькой добрый молодец,
Ой ли, ой ляли, добрый молодец.
Да где же ты был - пробывал,
Ой ли, ой ляли, пробывал?
- Уж я был, был - пробывал,
Ой ли, ой ляли, пробывал.
Уж я был у тестя,
Ой ли, ой ляли, у тестя.
Я у ласковой у тещи.
Ой ли, ой ляли, у тещи.
Как все девушки хороши.
Ой ли, ой ляли, хороши.
Одна девушка лутше всех,
Ой ли, ой ляли, лутше всех.
Одна красная лутше всех,
Ой ли, ой ляли, лутше всех.
==============
Орловская губ. От извочиков.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Раскасатый мой селезень..!!

Раскасатый мой селезень,
Ой ли, ой ляли, селезень.
Да где же ты был, пробывал?
Ой ли, ой ляли, пробывал.
– Да я был, был, пробывал.
Ой ли, ой ляли, пробывал.
Уж я был на море:
Ой ли, ой ляли, на море.
Как все утушки хороши,
Ой ли, ой ляли, хороши,
Раскасатые пригожи.
Ой ли, ой ляли, пригожи.
Одна утушка лучше всех,
Ой ли, ой ляли, лучше всех.
Раскасатая лучше всех. –
Ой ли, ой ляли, лучше всех.
Разудаленькой добрый молодец,
Ой ли, ой ляли, добрый молодец.
Да где же ты пробывал?
Ой ли, ой ляли, пробывал.
– Уж я был, был, пробывал,
Ой ли, ой ляли, пробывал.
Уж я был у тестя,
Ой ли, ой ляли, у тестя.
Я у ласковой у тещи.
Ой ли, ой ляли, у тещи.
Как все девушки хороши,
Ой ли, ой ляли, лучше всех.
Одна красная лучше всех,
Ой ли, ой ляли, лучше всех.
============
Орловская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Раскинулось море широко!!

Раскинулось море широко,
И волны бушуют вдали.
«товарищ, мы едем далеко,
Подальше от нашей земли».

«товарищ, я вахты не в силах стоять, -
Сказал кочегар кочегару, -
Огни в моих топках совсем не горят,
В котлах не сдержать мне уж пару.

Поди заяви ты, что я заболел
И вахту, не кончив, бросаю.
Весь потом истек, от жары изнемог,
Работать нет сил - умираю».

На палубу вышел - сознанья уж нет,
В глазах его все помутилось,
Увидел на миг ослепительный свет,
Упал. Сердце больше не билось.

Проститься с товарищем утром пришли
Матросы, друзья кочегара,
Последний подарок ему поднесли -
Колосник обгорелый и ржавый.

Напрасно старушка ждет сына домой,
Ей скажут, она зарыдает.
А волны бегут от винта за кормой,
И след их вдали пропадает.
+++++++++++++++

Рассевается, расступается грусть под думами!!

Рассевается, расступается
Грусть под думами, под могучими,
В душу тёмную пробивается,
Словно солнышко между тучами.
Ой ли, молодец?
Не расступится,
Не рассеется ночь осенняя, 
Скоро сведаешь, чем искупится
Непоказанный миг веселия! -
Прикачнулася, привалилася
К сердцу сызнова, грусть обычная,
И головушка вновь склонилася,
Бесталанная, горемычная.
А. К. Толстой (1817-1875). 1858 г. Музыка М. Мусоргского (1877).
Авторские подражания народной песне
+++++++++++++++

Расстались гордо мы. В разлуке!!

Расстались гордо мы; ни словом, ни слезою
Я грусти признака тебе н-е подала.
Мы разошлись навек.
Но если бы с тобою
Я встретиться могла!
Без слёз, без жалоб я склонилась пред судьбою.
Не знаю, сделав мне так много в жизни зла,
Любил ли ты меня.
Но если бы с тобою
Я встретиться могла!
В. С. Курочкин (1831 1875). Романс. Автор переводов из Беранже. Музыка А. Даргомыжского.
Песни, романсы забытых поэтов
+++++++++++++++

Растопись банька мыленька..!!

Растопись банька мыленька,
Раскались, жарка ка;менка,
Ты рассыпься, крупён жемчуг,
По атласу или по бархату.
===========
Московская губ. Верейский уезд. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Растопись, банюшка..!!

Растопись, банюшка,
Разгорися, каминка;
Ты рассыпься, крупён жемчуг,
По атласу он, по бархату,
По серебряну блюдечку.
Ты расплачься, свет Домнушка,
Перед своим родным батюшкой:
– Государь ты мой, батюшка!
Ты на что пиво варишь,
Ты на что зелено вино куришь?
Государыня матушка!
Ты на что холсты режешь,
Ты на что дары кроишь?
– Ты дитё ли, мое дитятко!
Ты не знаешь, не ведаешь:
Я хочу тебя замуж отдать
За большого за барина,
За Якова Васильевича.
============
Тульская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Растопись, жарка банюшка!!

Растопись, жарка банюшка,
Разгорись, жарка каменка,
Ты рассыпься, крупен жемчуг,
Да п(о) атласу, по бархату,
По серебряну блюдечку!
Ты расплачься, Лукерьюшка,
Ты расплачься, Матвеевна,
Пред своей родной матушкой:
"Государыня матушка,
Ты на что золоты ключи берешь?
Ты зачем во ларцы идешь,
Ты на что холсты кроишь?"
- Ой, дите мое, дитятко,
Ой, дите мое милое,
Я хочу тебя замуж отдать,
Я хочу поезжан дарить.
Что ни лучшаго барина
Да Ефима Матвеевича.
==============
Сабурово. Орловская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Растопись, моя банюшка..!!

Растопись, моя банюшка.
Разгорись, моя каменка.
Ты рассыпься, крупён жемчуг,
По атласу, по бархату,
По алза;менту на; золоте:
Ты расплачься, душа девица,
Перед матушкой стоючи:
– Ты на что, на что пиво варишь,
Для чего зелено вино куришь,
Или братца женить хочешь?
– Ты дитя моё, дитятко,
Ты дитя моё милое,
Я тебя, дитя, присватала
Не за князя, не за барина,
За того сына гостиного,
За Кузьму за Иваныча.
===========
Московская губ. Верейский уезд. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Растопися жарко, банюшка..

Поется на девичнике

Растопися жарко, банюшка,
Разгорися, да и каменка,
Рассыпься, бел жемчуг,
По столу, по скатерти,
По серебряному блюдечку!
Расплачется да и Верушка
Перед своим родным батюшкой:
– Государь ты мой, батюшка!
Ты на что вино куришь,
Ты на что пиво варишь?
– Ты дитя мое, дитятко!
Да твоих гостей поить,
Да твоих полюбовныих.
============
Калужская и Тверская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Растопися, мыленка..!!

Поется в девичнике, накануне свадьбы, когда моют невесту в бане

Растопися, мыленка!
Разгорися, кааменка!
Ты расплачься, Олёнушка,
Ты распла;чься, Ива;новна,
Перед родным своим дедушкой :
– Ты, дедушка родимый мой,
Ты на что пиво вари;шь?
Ты на что зелено вино куришь?
– Я твоих гостей поить
Я твоих полюбовныих! –
Растопися, мыленка,
Разгорися, каменка,
Ты рассыпься, крупён жемчуг,
Ты по плису, по бархату,
По столу по дубовому.
Ты расплачься, Олёнушка,
Ты расплачься, Ивановна,
Перед родной своей матушкой:
– Ты, родимая моя матушка,
Ты на что пироги творишь?
– Ты, дитя ль, моё дитятко!
Для гостей – твоих подруженек,
Для подруженек голубушек!
===========
Московская губ. Звенигород. Деревня Воронки. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Растоскуйся ты, моя сударушка!!

Растоскуйся ты, моя сударушка,
По мне разгорюйся,
Што я сам па сибе сгаревалса,
После батюшки мал остался,
Родной матушки не запомнил.
- Ты, детина ли мая, ты детинушка,
Сирата ты мая, сиратинушка,
Да и кто же тебя вспоил-вскормил?
- Вспоил-вскормил православный мир,
Возлелеяла Волга-матушка-река.
Долина, долинушка, долина широкая,
На той на долинушки ничего не выросло,
Вырос куст малиновый,
Што во том кусту салавей паеть,
Што ни песенки паеть, громка свищить,
Он и громко свищить, слезно плачить.
Молодец вы слязах письмо пишить,
Своей разлюбезненькой скоро атсылаить.
- Ты вздохни, вздохни ты, сударушка,
Ты, моя сударушка, единый разочик,
От крови-то сердце отойдеть!
Што сидить-та, сидить добрай молодец ва ниволюшке,
Вы ниволюшке, в каменной тюрьме.
==============
Сабурово. Орловская губ. Сказочные.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Расцвела под окошком!!

Расцвела под окошком белоснежная вишня,
Из-за тучки далекой показалась луна.
Все подружки по парам в тишине разбрелися,
Только я в этот вечер засиделась одна.
Все подружки по парам в тишине разбрелися,
Только я в этот вечер засиделась одна.

Вспомни, мой ненаглядный, как тебя я встречала,
Мне казалось, что счастье - это ты, дорогой.
Все, как лучшему другу я тебе доверяла,
Почему же сегодня ты прошел стороной?
Все, как лучшему другу я тебе доверяла,
Почему же сегодня ты прошел стороной?

Никому не поверю, что другую ты любишь,
Приходи на свиданье и меня не тревожь.
Неужель в моем сердце огонечек потушишь,
Неужели тропинку ты ко мне не найдешь?

Расцвела под окошком белоснежная вишня,
Из-за тучки далекой показалась луна.
Все подружки по парам в тишине разбрелися,
Только я в этот вечер засиделась одна.
Все подружки по парам в тишине разбрелися,
Только я в этот вечер засиделась одна.
+++++++++++++++

Расцветали вишенья алыми цвета!!

Расцветали вишенья алыми цветами,
Опадали алые ранними зорями.
А все эти вишенья на русую косу,
А все эти алые на белое лицо.
То-то было Лукерье потише ходити,
То-то было Петровне не бодро ступати,
Носить было ключики, ими не звонити.
Родимого батюшку ими не будити,
Сударыню-матушку ими не гневити.
Не звать было Виктора к себе часто в гости,
Не звать было Иваныча на новые сени,
На новые сени, к себе посидети.
Жила я у батюшки, я тихо ходила,
В сударыни матушки не бодро ступала,
Носила я ключики, ими не звонила,
Родимого батюшки ими не будила,
Сударыни матушки ими не гневила.
Не звала я Виктора к себе часто в гости,
Не звала Иваныча на новые сени,
На новые сени, к себе посидети.
==============
Сабурово. Орловская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Расшаталася яблонька!!

Расшаталася яблонька,
Перед грушицей стоючи, перед
грушицей стоючи.
Как расплакалась Аннушка,
Перед батюшкой стоючи,
Перед батюшкой стоючи.
- Ты родимой мой батюшка,
Нельзя ль думушку отдумати,
Нельзя ль думушку отдумати,
Чтоб меня замуж не выдати?
- Ты дитя ли моё, дитятко,
Ты дитя ли моё милое,
Нельзя думушку отдумати,
Нельзя думушку отдумати,
Чтоб тебя замуж не выдати.
По рукам у нас ударено,
На словах у нас положено,
На словах у нас положено.
==============
Тверская губ. Свадебные.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Ревела буря, дождь шумел, во мраке молнии блистали!!

Ревела буря, дождь шумел;
Во мраке молнии блистали,
И беспрерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали.
И беспрерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали.
Ко славе страстию дыша,
В стране суровой и угрюмой,
На диком бреге Иртыша
Сидел Ермак, объятый думой.
На диком бреге Иртыша
Сидел Ермак, объятый думой.
Товарищи его трудов,
Побед и громозвучной славы
Среди раскинутых шатров
Беспечно спали близ дубравы.
Среди раскинутых шатров
Беспечно спали близ дубравы.
О, спите, спите,— мнил герой, —
Друзья под бурею ревущей,
С рассветом глас раздастся мой,
На славу и на смерть зовущий.
С рассветом глас раздастся мой,
На славу и на смерть зовущий.
Страшась вступить с героем в бой,
Кучум к шатрам, как тать презренный,
Прокрался тайною тропой,
Татар толпами окруженный.
Мечи сверкнули в их руках —
И окровавилась долина,
И пала грозная в боях,
Не обнажив мечей, дружина
Ермак воспрянул ото сна,
И гибель зря, стремится в волны,
Душа отвагою полна,
Но далеко от брега челны!
Иртыш волнуется сильней,
Ермак все силы напрягает
И мощною рукой свсей
Валы седые рассекает
Плывет уж близко челнока,
Но сила року уступила,
И, закипев страшней, река
Героя с шумом поглотила.
Лишивши сил богатыря
Бороться с ярою волною,
Тяжелый панцырь — дар царя,
Стал гибели его виною.
Ревела буря вдруг луной
Иртыш кипящий осребрился,
И труп, извергнутый волной,
В броне медяной озарился.
Носились тучи, дождь шумел,
И молнии еще сверкали,
И гром вдали еще гремел,
И ветры в дебрях бушевали.
Песенная переработка думы К. Рылеева «Смерть Ермака». 1822 г.
Сборник Розанова
+++++++++++++++

Ревела буря, дождь шумел, во мраке молния блистала!!

Ревела буря, дождь шумел;
Во мраке молния блистала,
И беспрерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали.
И беспрерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали.
Ко славе страстию дыша,
В стране суровой и угрюмой,
На диком бреге Иртыша
Сидел Ермак, объятый думой.
На диком бреге Иртыша
Сидел Ермак, объятый думой.
Товарищи его трудов,
Побед и громозвучной славы
Среди раскинутых шатров
Беспечно спали близ дубравы.
Среди раскинутых шатров
Беспечно спали близ дубравы.
О, спите, спите, мнил герой, 
Друзья под бурею ревущей,
С рассветом глас раздастся мой,
На славу и на смерть зовущий.
С рассветом глас раздастся мой,
На славу и на смерть зовущий.
Переделка из думы К. Рылеева «Смерть Ермака». 1822 г.
+++++++++++++++

Ревнив, ревнив курвин сын!!

Ревнив, ревнив курвин сын:
На улицу не ходит и мне, младой, не велит.
А я, млада, игрилива, заигралася, забыла,
Заиграла, забыла я - с вечера до зари.
Заря взошла, я домой пошла,
Пришла домой - рассвело, высок терем затворен.
Ревнивый муж за столом, а плеточка на столе,
А я, млада, на полу, повесила голову,
Повесила голову на правую сторону.
Ходит свекор по двору, расчесавши бороду.
==============
Сабурово. Орловская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Ревнуй, не ревнуй!!

Там за деревенькой речка, в ней чистая вода.
Ты скажи, скажи словечко и горе не беда.
Я за это, за словечко, пошла бы хоть куда.
Не ревнуй ты меня, милый, никогда.

Припев:
Ревнуй, не ревнуй, милый мой, хороший.
РугАй, не ругАй, подожди.
Я тебя люблю, никогда не брошу,
И вся жизнь у нас впереди.
Я тебя люблю, никогда не брошу,
И вся жизнь у нас впереди.

Только лишь тебя замечу - навстречу побегу.
Всё-равно меня ревнуешь, ну к каждому столбу.
Если ты не доверяешь - верёвкой привяжи,
Что же делать с тобой, милый, подскажи.

Припев:
Ревнуй, не ревнуй, милый мой, хороший.
РугАй, не ругАй, подожди.
Я тебя люблю, никогда не брошу,
И вся жизнь у нас впереди.
Я тебя люблю, никогда не брошу,
И вся жизнь у нас впереди.

По небу по небу тучка сердитая плывёт,
Ну когда же он поверит, когда же он поймёт.
Что живу на этом свете, я только для него,
И любить не могу больше никого

Припев:
Ревнуй, не ревнуй, милый мой, хороший.
РугАй, не ругАй, подожди.
Я тебя люблю, никогда не брошу,
И вся жизнь у нас впереди.
Я тебя люблю, никогда не брошу,
И вся жизнь у нас впереди.
+++++++++++++++

Река шумит, река ревёт. Разлука!!

Река шумит, река ревёт,
Мой чёлн о брег кремнистый бьёт.
Сердит и страшен говор волн.
Прости, мой друг!
Лети, мой чёлн!
Лети, лети, несись, гуляй.
Мой друг, утешься, не рыдай!
Не изменю в стране чужой;
И здесь и там везде я твой!
Река шумит, река ревёт,
Меня манит, меня зовёт.
Прости! Увидимся ль опять.
К разлуке нам не привыкать!
Прости, мой друг.
И чёлн летит,
Подруга с берега глядит.
Страшней, страшней валы в реке 
И. чёлн исчезнул вдалеке.
А. В. Тимофеев (1812 - 1883). 1835 музыка А. Варламова.
Песни, романсы забытых поэтов
+++++++++++++++

Речка!!

Мы гуляли с тобой возле речки,
Ты на память дарил мне колечко.
Ох, уж эта речка - чистая вода,
Вы не верьте мальчикам никогда.
Ох уж, эта речка - чистая вода,
Вы не верьте мальчикам никогда.

Речка, речка, речка,
Круглое колечко,
Милый подарил,
Про любовь мне говорил.
Речка, речка, речка,
Забери колечко,
Больше не дари,
Слов любви не говори.

Ах, зачем я тебя повстречала,
Не томилась бы так, не страдала.
Соловей кукушке песни распевал,
Ты мою подружку целовал.
Соловей кукушке песни распевал,
Ты мою подружку целовал.

Речка, речка, речка,
Круглое колечко,
Милый подарил,
Про любовь мне говорил.
Речка, речка, речка,
Забери колечко,
Больше не дари,
Слов любви не говори.

Не бери его колечко.
А-я-яй.
Береги своё сердечко.
А-а-а. А-а-а.
Если ты возьмёшь колечко
О-ё-ёй.
Заболит твоё сердечко.
У-ух!..

Ох, подружка моя, ты не смейся,
На любовь на его не надейся.
Своего сердечка лучше не дари,
У него колечко не бери.
Своего сердечка лучше не дари,
У него колечко не бери.

Речка, речка, речка,
Круглое колечко,
Милый подарил,
Про любовь мне говорил.
Речка, речка, речка,
Забери колечко,
Больше не дари,
Слов любви не говори.
Речка, речка, речка,
Круглое колечко,
Милый подарил,
Про любовь мне говорил.
Речка, речка, речка,
Забери колечко,
Больше не дари,
Слов любви не говори.

Речка, речка, речка,
Забери колечко,
Больше не дари,
Слов любви не говори.
+++++++++++++++

Ржевские прикащики злы, лукавы..!!

Ржевские прикащики
Злы, лукавы; (2)
Они думали, гадали
В чистом поле: (2)
– Мы скинемся, ребятушки,
По полтине, (2)
Мы купимте, ребятушки,
Да новый струг, (2)
Поплывемте, ребятушки,
Вдоль по Волге. – (2)
Плыли, плыли, ребятушки,
Становились, (2)
Что под славной под губерньей
Под Калугой.
У кунца то у богата
Дочь хороша,
Просилася у батюшки
Погуляти,
А ржевских то прикащичков
Поглядети.
А ржевские прикащички
Злы, лукавы,
От бережка на стружочек
Мост мостили,
А во скрипочку играли
Во новую,
Красную девушку манили
Молодую.
Переманули красавицу
На новой струг,
Посадили красавицу
За дубов стол,
Напоили красавицу
Пивом, медом,
Пивом, медом, красавицу
Сладкой водкой.
Где сидела красавица,
Там уснула,
Проснувшися красавица
Взговорила:
– Я думала – у батюшки
В теремочке, –
У ржевского прикащичка
На стружечке,
Я думала – у батюшки
На перинах, –
У ржевского прикащичка
На коленях.
Ты прости, прощАй, мой батюшка,
Заочно!
Вы простите, вы прощайте,
Белы палаты!
Вы простите, вы прощайте,
Цветни платья!
Ты прости, прощай мой
Зеленой сад!
Уж и мне ли по садику
Не гуляти,
Сладких яблочек, наливчатых
Не рвати.
============
Орловская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Родимая моя матушка!!

Родимая моя матушка,
Ты на горе ль меня воспородила?
Воспородила ты меня, моя матушка,
Не умела меня ты вспоить - вскормить,
Вспоить, вскормить, в люди вывести.
Я мала-то была, мне горя не было,
Выростать стала, мне горя прибыло:
Полюбила я дружка, соколика ясного.
Высоко-то сокол возвивается,
Далеко-то мой милой собирается.
Побегу я, девушка, скорехонько,
Провожу свово дружка далекохонько.
- Не сидеть-то тебе поздно вечером,
Как не жечь тебе дорогу свечу,
Дорогу свечу воску ярого,
Как не ждать-то тебе дорога гостя,
Дорога гостя, друга милого.
На белой-то заре мой милой идет,
Мой милой идет, как сокол летит.
Как и я-то, девушка, взрадовалася,
На белую ему грудь я бросалася,
Наконец-то я, девушка, испужалася.
- Не пугайся, душа красна девушка,
Я не вор к тебе пришел, не разбойничек,
Я пришел-то к тебе полюбовничек.
Я не красть к тебе пришел, не разбойничать,
Я не гостем к тебе пришел, не гоститися,
Я пришел к тебе спроситися,
Я пришел твоей чести-милости доложитися;
Ты позволь уж мне женитися?
- Ты женись, женись, разбессовестный!
Ты женись, женись на черном гробу,
А венец-то твой - мать-сыра земля!
- Не сердись ты на меня, красна девушка,
Я любить тебя буду боле прежняго!
- Не светить-то летом месяцу по-зимнему,
Не греть-то зимой солнышку по-летнему,
Не любить дружку по-прежнему!
==============
Рязанская губ. Песни.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Родимой мой бачка, не отдавай меня замуж!!

Родимой мой бачка,
Не отдавай меня замуж,
Не отдавай замуж молоду,
Не губи мою голову!
Пущай, пущай на годок -
Куплю алинькой платок.
Платочик подвяжу,
Напиред махры завежу,
На улицу пойду,
С ребятами поиграю,
Ревнивых жон подразню.
Ревнивая жена
Сапротив мужа стояла,
Во глаза ему глядела,
Целовать девку велела.
Хто девушку любит -
В раю будит;
Кто молодок любит -
Тот в раю будет.
Кто салдаток любит -
Паганый будит.
Кто старухав любит -
На поселеньи будит,
Уж ты, муж-муженёк,
Проводи меня домой,
Дороженьку укажи,
Назатыльник подвяжи,
Назатыльник с росхами -
Пошла жена с лосхами.
Дороженька мытая -
Пошла жена битая.
Полаточик с бахромой -
Пошла жена с похвалой.
==============
Московские.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Рожок ты мой, рожок, миленький дружок..!!

Рожок ты мой, рожок, миленький дружок,
Бить тебя, не бить?
– За что ж меня бить?
Я три года компан водил, и то цел бывал!
Выскочил такой скоморох, узялся за нас –
И потекли зеленые возгри, и посыпался табак,
И пошел мужик у кабак.
Выпил рюмку, выпил две и на народ вышел, поотважился
– Ох ты, дядюшка Лапухин,
Кто тебе носик облупил?
– Я и здесь мороза прогневил,
Я такую печаль получил,
Гусиным сальцем носик излечил.
Санчурка да Нестерка
Поехали у Орел на семером,
Туды с возами, а оттоль со слезами.
Возы то повалились, а падры постановились.
Оборки порвались, а лапти порастрепались.
Бежит, бежит Лакала, стычные ребра,
Лозовые кишки, сосновая требуха,
Еловая шкура, семь пудов голова!
– Мужик, ты мужик,
Ты бы 7 ею (?)дал,
Возы то бы поднял,
Падров то накормил,
Лапотки б сплел, оборочки свил!
Ох ты, холопе Лакало, ни до тебе дело!
Ох ты, ворона, ворона,
Широкое твое горло,
Ты наше богатство пропила проела!
Как у нашего купца
Много было богачества:
Полтораста коров, девяносто быков,
В поле идут – насилу ноги несут,
С поля идут – насилу шкуру несут.
Создай, господи, нашему голому голячку, табашничку
Полтораста коров, девяносто быков.
В поле идут – помыкивают,
С поля идут – побрыкивают.
Наш голый голячок табашничик
Пошел в масляную избу,
Сел на коржачку и рожечком постукивает,
Табачок понюхивает,
Христа бога восхваливает.
Да при мне это дело было,
Снег горел, соломой тушили,
Много народу покрутили,
Однако дело порешили.
Как волки озорничали, себя величали.
Сходила свинья со двора,
За собой сводила махыньких и белиньких.
Он – у колос, у овес.
У ней были зубки ловки,
Усе схватывали головки.
Подходила к волку близко
И поклонилась ему низко.
– Здравствуй, волк волчок,
Не будет ли с тебя махыньких и белиньких?
– Эх ты, свинушка, я глазами окину
И тебя не покину.
Взял за щетину, и повалил на спину,
И стал косточки объедать,
А мясушко у кучку собирать.
Бежала непорочная лисица:
– Ох ты, кум куманек,
Некупленное у тебя, дешевое,
Не поделишься ли мясца?
– Эх ты, кумушка, ведаешь, Ермак
Запердел натощак,
И тебе того не миновать!
Лисица видит – нерадостныя речи!
Назад, назад да и бежать!
Прибежала во город во Козельск.
Во городе во Козельске
Сидит красный чадо петух на дубу.
– Ох ты, петух петушок,
Спущайся ты на низящее,
С низящего на землящее,
Я твою душу на небеси взнесу.
Петух сдуру лисицу послухал,
Слезал на низящее,
С низящего на землящее.
Лисица стала петушка вертеть,
Петушку невмочь стало терпеть,
Петушок начал пердеть.
– Ох ты, лисица, желтая княгиня,
Как у нашего вы батюшки
Маслицем блинки поливают,
Тебя в гости поджидают.
Там то не по нашему – пироги с кашею.
Помяни, господи, Сидора и Макара,
Третьего Захара,
Трех Матрен да Луку с Петром,
Деда мироеда, бабку бельматку,
Тюшу да Катюшу, бабушку Матрюшу.
============
Якушкин. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Ромашка белая, лепесточки нежные!!

Хороши цветы весной, я люблю их день деньской
Я смотрю во все глаза, ах какая красота

Ромашка белая, лепесточки нежные
Мне дороже всех цветов, ведь она моя любовь

Ах ромашка белая, лепесточки нежные
Мне дороже всех цветов, ведь она моя любовь
Выйду в поле вечером, там цветы цветут кругом
Среди синих васильков, там живёт моя любовь

Ромашка белая, лепесточки нежные
Мне дороже всех цветов, ведь она моя любовь

Ах ромашка белая, лепесточки нежные
Мне дороже всех цветов, ведь она моя любовь
Я нарву цветов букет, среди них ромашки нет
Я сорву её одну и к груди своей прижму.

Ромашка белая, лепесточки нежные
Мне дороже всех цветов, ведь она моя любовь
Ах ромашка белая, лепесточки нежные
Мне дороже всех цветов, ведь она моя любовь

Ромашка белая, лепесточки нежные
Мне дороже всех цветов, ведь она моя любовь

Ах ромашка белая, лепесточки нежные
Мне дороже всех цветов, ведь она моя любовь
+++++++++++++++

Ромашка, ромашка!!

Ромашка, ромашка
Цветок полевой,
Рядом с той ромашкой
Колокольчик голубой.
Обещал ромашке
Век её любить,
Обещал ромашке
Росу ей подарить.

Эх, любит - не любит -
К сердцу прижмёт,
Плюнет, поцелует –
К чёрту пошлёт.
Всё равно ромашке
С кем рядом стоять,
Всё равно ромашке
Чьи ласки принимать.

Сорвали колокольчик,
А он ей росу
Бросил на прощанье,
Как прощальную слезу.
Обещал ромашке
Век её любить,
Обещал ромашке
Росу ей подарить.

Эх, любит - не любит -
К сердцу прижмёт,
Плюнет, поцелует –
К чёрту пошлёт.
Всё равно ромашке
С кем рядом стоять,
Всё равно ромашке
Чьи ласки принимать.

Плакала ромашка,
Слёз не тая,
Плакала ромашка,
Словно любя.
От слезы ромашки
Горькой такой
Вырос на пригорке
Колокольчик другой.

Эх, любит - не любит -
К сердцу прижмёт,
Плюнет, поцелует –
К чёрту пошлёт.
Всё равно ромашке
С кем рядом стоять,
Всё равно ромашке
Чьи ласки принимать.

От слезы ромашки
Горькой такой
Вырос на пригорке
Колокольчик другой.
Обещал ромашке
Век её любить,
Обещал ромашке
Росу ей подарить.

Эх, любит - не любит -
К сердцу прижмёт,
Плюнет, поцелует –
К чёрту пошлёт.
Всё равно ромашке
С кем рядом стоять,
Всё равно ромашке
Чьи ласки принимать.
+++++++++++++++

Ромашки - цветы!!

I
Июльские ночи, как вы хороши
Не сна, не покоя, смятенье души
Выйду я в поле, дождавшись зари
Где каждый цветочек, со мной говорит

Припев
Ромашки, ромашки, ромашки цветы
Иду и гадаю, любишь ли ты
Иду и гадаю, любишь ли ты
Что делать не знаю - ромашки цветы

II
Широкое поле за ним божий храм
Дорога подводит к святым воротам
Русскому полю я поклонюсь
И в храме о счастье своем помолюсь

Припев
Ромашки, ромашки, ромашки цветы
Иду и гадаю, любишь ли ты
Иду и гадаю, любишь ли ты
Что делать не знаю - ромашки цветы

Припев
Ромашки, ромашки, ромашки цветы
Иду и гадаю, любишь ли ты
Иду и гадаю, любишь ли ты
Что делать не знаю - ромашки

Ромашки, ромашки, ромашки цветы
Иду и гадаю, любишь ли ты
Иду и гадаю, любишь ли ты
Что делать не знаю - ромашки

Ромашки, ромашки, ромашки цветы
Иду и гадаю, любишь ли ты
Иду и гадаю, любишь ли ты
Что делать не знаю - ромашки цветы
+++++++++++++++

Роспрягайтэ хлопци конэй!!

Роспрягайтэ хлопци конэй
Та й лагайтэ спочивать,
А я пиду в сад зэлэный,
В сад крыныченьку копать.

Припев:
Маруся, раз, два, тры, калына,
Чорнявая дивчина
В саду ягоды рвала,

Копав, копав крыныченьку
У зэленому саду.
Чин э выйдэ дивчинонька
Рано-вранци по воду?

Припев
Маруся, раз, два, тры, калына,
Чорнявая дивчина
В саду ягоды рвала,

Выйшла, выйшла дивчинонька
Рано-вранци воду брать,
А за нэю козаченько
Вэдэ коня напувать.

Припев
Маруся, раз, два, тры, калына,
Чорнявая дивчина
В саду ягоды рвала,

Просыв, просыв видэрэчко –
Вона його нэ дала,
Дарыв, дарыв з рук колэчко –
Вона його нэ взяла.

Припев
Маруся, раз, два, тры, калына,
Чорнявая дивчина
В саду ягоды рвала,

Знаю, знаю дивчинонька,
Чим я тэбэ огорчив:
Що я вчора из вэчора
Краще тэбэ полюбыв.

Припев
Маруся, раз, два, тры, калына,
Чорнявая дивчина
В саду ягоды рвала,

Вона ростом нэвэлычка
Ще й годамы молода,
Руса коса до пояса,
В косе лента голуба.

Припев
Маруся, раз, два, тры, калына,
Чорнявая дивчина
В саду ягоды рвала,

Роспрягайтэ хлопци конэй
Та й лагайтэ спочивать,
А я пиду в сад зэлэный,
В сад крыныченьку копать.

Припев
Маруся, раз, два, тры, калына,
Чорнявая дивчина
В саду ягоды рвала,
+++++++++++++++

Россия!!

Ой, да не кошена трава, ой, да не кошена
Ой, да и некому ту травушку косить
Ой, да над речкой над рекой, ой, дом заброшенный
Ой, да кому ж теперь тут жить, кому ж тут жить.

Ой, да не кошена трава, ой, да не кошена
Ой, да берёзоньки стоят на бугорке
Ой, покатилася слеза, ой, да непрошена
Ой, покатился слеза да по щеке.

Припев:
Ой, Россия ты Россия
Васильковые глаза
Храмы с перезвонами, свечи пред иконами
Да с молитвою слеза.

Ой, покасилася, ой, покасилася
Ой, словно яблонька в заброшенном саду
Ой, покатилася судьба, ой, покатилася
Ой, покатилася куда, да не найду.

Ой, словно лодочка плыла зорька весенняя
Ой, закружится голова, на сердце грусть
Больно берёзонька бела как у Есенина
Будто Россиюшка родная, наша Русь.

Припев:
Ой, Россия ты Россия
Васильковые глаза
Храмы с перезвонами, свечи пред иконами
Да с молитвою слеза.
+++++++++++++++

Рубаха и крест!!

В лихом бою вокруг да окола.
Смерть ведет своей косой,
Маманя мне рубаху штопала,
Заговоренною иглой,
И отдавала крестик свой,
Чтоб совладать я мог с бедой.

Жили по-казачьи,
Ведая удачу,
Как-нибудь иначе
Нам не любо жить.

Шальная пуля в грудь летит мне,
И спотыкнулся вороной мой,
Мамамин крест преградой стал ей.
Взьерошен чуп кудрявый мой,
Я под счастливою звездой,
Опять помилован судьбой.

Жили по-казачьи,
Ведая удачу,
Как-нибудь иначе
Нам не любо жить.

А коль в рубашке был рожден я,
Знать не страшен мне бой любой.
Снята рубаха, что была моя.
Пусть даже едя за спиной.
Пройдет та пуля стороной,
Я верю в час счастливый свой.

Жили по-казачьи,
Ведая удачу,
Как-нибудь иначе
Нам не любо жить.
+++++++++++++++

Рубили мы доски, рубили мы толсты!!

Рубили мы доски,
Рубили мы толсты.
Сундук чирин ясы,
Чиклясы, балясы,
Нимец сам кудряв.
Диревня, диревня,
Село Зубырёво!
Ва той вы диревни
Стаяли сылдаты,
Салдаты маладые,
Два братца радные.
Братиц систрицу
Пы галовушки гладить:
- Атдам я, систрица,
Атдам тибе замуж
В чужую диревню,
В согласную семью.
Аржаная каша
Сама сибе хвалить,
Пашанишная пышка
На улицу вышла.
Ни чи-чи, ни гу-гу,
Памалчи, ни варчи,
Ничаво ни гавари!

Оба припева повторяются поочередно после каждых двух стихов.
==============
Сабурово. Орловская губ. Сказочные.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Русалка плыла по реке голубой. Русалка!!

Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
И шумя и крутясь колебала река
Отражённые в ней облака;
И пела русалка и звук её слов
Долетал до крутых берегов.
И пела русалка: На дне у меня
Играет мерцание дня;
Там рыбок златые гуляют стада;
Там хрустальные есть города;
И там на подушке из ярких песков,
Под тенью густых тростников
Спит витязь, добыча ревнивой волны,
Спит витязь чужой стороны.
Расчёсывать кольцы шелковых кудрей
Мы любим во мраке ночей,
И в чело и в уста мы в полуденный час
Целовали красавца не раз;
Но к страстным лобзаньям, не знаю зачем,
Остаётся он хладен и нем,
Он спит и, склонившись на перси ко мне,
Он не дышит, не шепчет во сне.
Так пела русалка над синей рекой
Полна непонятной тоской;
И шумно катясь колебала река
Отражённые в ней облака.
1839 г. М. Лермонтов,
+++++++++++++++

Русская Дорога!!

По плачущей земле не чуя сапогов
Наш обескровленный отряд уходит от врагов
Питаясь на ходу щавелевым листом
Ночуя в буераке под калиновым кустом

Нам отдохнуть нельзя - бегом, бегом, бегом
А наши, якобы, друзья засели за бугром
И смотрят как нас бьют, не отрывая глаз
И только длинные дороги полностью за нас

Вытри слезы, отдохни немного, я русская дорога
Отходи, а я тебя прикрою, грязью да водою

Мы по уши в грязи, в воде до самых глаз
Через какой-то срок враги опять нагнали нас
И бьют ещё сильней, вот-вот и порешат
Но лютые морозы к нам на выручку спешат

Погоди утри горючи слезы, мы русские морозы
Заморозим, заметём тоскою, поманив Москвою

Природа на войне, нам как родная мать
Но есть время хорониться, а есть время наступать
И вскоре объявились мы во вражьих городках
И стали всё крушить вокруг, разбили в пух и прах

Порвали на куски, измолотили в хлам
И, добивая, объясняли стонущим врагам:
Запомните загадочный тактический приём -
Когда мы отступаем - это мы вперед идем!

Вместе с холодами и лесами, впереди Сусанин
Просто нам завещана от Бога Русская Дорога
Русская Дорога, Русская Дорога, Русская Дорога.
+++++++++++++++

Русские матрёшки!!

В лавке на прилавке, матрешечки стоят,
Удивляет завлекает, затейливый наряд!
Сарафаны расписные, щечки зорькою горят,
Матрешки как живые, шлют улыбки всем подряд.

Люба, Надя, Груша, Марина, Вера, Ксюша,
Дуняша, Катя, Зина, Наташа, Таня, Нина
Впереди стоят большие, сзади крошечки
Русcкие матрешечки!

Все вокруг довольны, покупкам нет цены,
Покупатели как дети, в матрешек влюблены.
А матрешки и по кругу, и шеренгами стоят,
Похожи друг на друга - будто все они родня.

Люба, Надя, Груша, Марина, Вера, Ксюша,
Дуняша, Катя, Зина, Наташа, Таня, Нина
Знамениты и пригожи эти крошечки
Русcкие матрешечки!

Едет по России, плывет за океан,
Наша русcкая матрешка - веселый сарафан.
И теперь диктует моды, симпатичный сувенир,
Матрешек хороводы покорили целый мир.

Люба, Надя, Груша, Марина, Вера, Ксюша,
Дуняша, Катя, Зина, Наташа, Таня, Нина
Всем напомнят о России эти крошечки
Русcкие матрешечки!

Люба, Надя, Груша, Марина, Вера, Ксюша,
Дуняша, Катя, Зина, Наташа, Таня, Нина
Всем напомнят о России эти крошечки
Русcкие матрешечки!
+++++++++++++++

Русский император в вечность отошел!!

Русский император
В вечность отошел:
Ему оператор
Брюхо распорол.
Плачет государство,
Плачет весь народ:
Едет к нам на царство
Константин-урод.
Но царю вселенной,
Богу высших сил,
Царь благословенный
Грамотку вручил.
Грамотку читая,
Сжалился творец:
Дал нам Николая.
Сукин сын! Подлец!
B.И. Соколовский. 1856 г. За эту песню автор был посажен в Шлиссельбург, а Герцен, Огарёв и Сатин были сосланы по делу о вечеринке, на которой песня исполнялась (1834),.
Сборник Розанова
+++++++++++++++

Русскому солдату тяжело служить!!

Русскому солдату
Тяжело служить,
Хоть какому хвату
Тошно станет жить!
Бедность одолела,
Командир гнетет,
Он сечет без дела
И без дела бьет.
А скажи хоть слово
За себя в ответ,
Всяку смелость снова
Он в тебя вобьет!
Палочной науки
Школу проходя,
Много всякой муки
Примешь на себя!
И хоть будь начальства
В десять раз умней —
Ихнего нахальства
Осуждать не смей!
Половину века
В службе загуби,
В ней за человека
Не считай себя!
А дотянешь с богом
Лямки царской срок,
Клянчай по дорогам
Да иди в острог
До могилы дружбы
Не забудь с сумой,
Ежели со службы
Не прошел «сквозь строй!»
Солдатские песни. Лондон, 1862 г. В сборнике указано, что песня поётся на голос: Молодцам солдатам не с чего тужить».
Сборник Розанова
+++++++++++++++

Рябина кудрявая!!

Вечер тихой песнею над рекой плывет
Дальними зарницами светится завод
Где-то поезд катится точками огня
Где-то под рябинушкой парни ждут меня

Ой рябина кудрявая белые цветы
Ой рябина рябинушка что взгрустнула ты

Лишь гудки певучие смолкнут над водой
Я иду к рябинушке тропкою крутой
Треплет под кудрявою ветер без конца
Справа кудри токаря слева кузнеца

Ой рябина кудрявая белые цветы
Ой рябина рябинушка что взгрустнула ты

Днем в цеху короткие встречи горячи
А сойдемся вечером сядем и молчим
Смотрят звезды летние молча на парней
И не скажут ясные кто из них милей

Ой рябина кудрявая белые цветы
Ой рябина рябинушка что взгрустнула ты

Кто из них желаннее руку сжать кому
Сердцем растревоженным так и не пойму
Оба парня смелые оба хороши
Милая рябинушка сердцу подскажи

Ой рябина рябинушка оба хороши
Ой рябина рябинушка сердцу подскажи
+++++++++++++++

Рябина!!

Что стоишь, качаясь,
Тонкая рябина,
Головой склоняясь
До самого тына.

А через дорогу,
За рекой широкой,
Так же одиноко
Дуб стоит высокий.

Как бы мне, рябине,
К дубу перебраться.
Я б тогда не стала
Гнуться и качаться.

Тонкими ветвями
Я б к нему прижалась
И с его листами
День и ночь шепталась.

Но нельзя рябине
К дубу перебраться,
Знать, ей, сиротине,
Век одной качаться.
+++++++++++++++

Рябина, рябинушка, рябина кудрявая..!!

Рябина, рябинушка, рябина кудрявая,
Ишшо моложавая!
Как тебе, рябинушке, как тебе не скучитца,
На все луга глядючи..!!
Молодая молодушка, как тебе не скучитца
За старым за мужем,
На стараго глядючи..!!
– Кумушки, голубушки,
Сестрицы, подружуньки,
Пойду ли я по солнушку,
Сбираю ли по зернушку:
Наварю пива пьянова,
Напою мужа старова;
Положу ево середи двора,
Середи двора широкова;
Накрою соломою,
Соломою гречишною,
Зажгу пук лучинушки.
Выйду я на улицу,
Закричу я громким голосом:
– Люди добрые! моево мужа гром убил,
Моево мужа гром убил,
Маланьёй сожгло.
============
Орловская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Рябина-рябинушка, рябина кудрявая!!

Рябина-рябинушка, рябина кудрявая,
Рябина кудрявая, кучерявая!
Не стой-ка дли быстрой речки,
Не клони-ка ветачки во быстру речку,
Весна вскорости - водаполь пойдет,
Падмоит тваи все корешики,
Занесет тибя далекохунько па быстрой речки,
Па быстрой речки там плывут два кораблика.
На первом кораблю - редавой салдат!
На другом кораблю - маладой маёр.
- Уж ты, батюшка мой, маладой маёр,
Ты пусти-ка миня пабывать домой.
У миня батюшка во больных болен,
У мине матушка упереди лежит,
Упереди лежит - канчаится,
Мая малада жена венчаится! -
Май малы детушки аставаются.
==============
Рязанская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Рябинушка Уральская!!

Вечер тихий песнею
Над рекой плывёт.
Дальними зарницами
Светится завод.
Где-то поезд катится
Точками огня,
Где-то под рябинушкой
Парни ждут меня.
Ой, рябина кудрявая -
Белые цветы,
Ой, рябина-рябинушка,
Что взгрустнула ты?

Днем в цеху короткие
Встречи горячи,
А сойдемся вечером -
Сядем и молчим.
Треплет ветвь кудрявую
Ветер без конца.
Справа кудри токаря,
Слева - кузнеца.
Ой, рябина кудрявая -
Белые цветы,
Ой, рябина-рябинушка,
Что взгрустнула ты?

Кто из них желаннее,
Руку жать кому,
Сердцем растревоженным
Так и не пойму.
Оба парня смелые,
Оба хороши.
Милая рябинушка,
Сердцу подскажи!
Ой, рябина кудрявая, -
Оба хороши.
Милая рябинушка,
Сердцу подскажи!. .
+++++++++++++++